"Похожий проект реализован в прошлом году в Степногорске, где из летнего топлива получают зимнее с использованием каталитической переработки нефтепродуктов. В данном проекте мы планируем применить инновационные технологии, то есть депарафинизацию дизельного топлива – это прямая технологическая установка с конечным продуктом зимнего или арктического топлива, которое может работать до минус 55 градусов по Цельсию. В Казахстане подобной установки нет", - рассказал abctv.kz учредитель ТОО "Alef Trade" Каирлы Галиев.
Стоимость проекта оценивается в 1,772 млрд тенге, из них 30% собственных средств. Возврат заемных средств предполагается в течение пяти лет. Проектная мощность будущего предприятия – 30 тыс. тонн продукта в год, кроме того, здесь планируется получать до 1200 тонн в год бензина А-92. Благодаря применяемой здесь технологии себестоимость продукта позволит реализовать дизтопливо по цене ниже рыночной, уверен российский бизнесмен, при этом он ориентируется только на рынок Казахстана.
"Практически сто процентов качественного зимнего топлива в Казахстан завозится из Российской Федерации. Павлодарский нефтехимический завод производит межсезонное топливо. Так что рынок свободен. Я на этом рынке работаю с 1990-х, эта тема меня всегда интересовала. Идею получил от своих коллег, я работал при Государственной думе РФ в экспертном совете на общественных началах. Российские ученые проверили все виды топлива, производимого казахстанскими НПЗ. Самым привлекательным оказался продукт ПНХЗ", - говорит учредитель предприятия.
По признанию г-на Галиева, идея строительства завода пришла не спонтанно. На казахстанском рынке он работает уже лет десять, занимаясь поставками ГСМ, в том числе и зимнего дизтоплива. В течение трех последних лет его компания работала на территории Павлодарской области, обеспечивая нефтепродуктами крупные предприятия, в том числе Бозшаколь. Прочувствовав проблему, российский бизнесмен решил построить небольшой завод недалеко от Бозшаколя, делая ставку на развивающееся предприятие и другие крупные промышленные компании, работающие в данном районе, как, например, угледобывающая компания "Богатырь Комир".
"Проект был разработан московской инжиниринговой компанией, научная разработка научно-исследовательского института элементарной химии. Завод уже изготовлен и завезен на территорию поселка Шидерты, где у нас имеется территория, которую в перспективе планируем приобрести. В Казахстане существует земельный грант, по которому компания, построившая новое производство, может получить землю в собственность бесплатно", - заметил руководитель проекта.
По оценкам экспертов, которые привел Каирлы Галиев, чтобы покрыть потребность Казахстана в зимнем дизтопливе, необходимо еще порядка 10-12 подобных заводов. Казахстан потребляет в среднем 40 тыс. тонн в год зимнего топлива. На реализацию проекта отводится два года, впрочем, у российской стороны есть желание сократить этот срок до года при условии, что будут выполнены все необходимые процедуры до начала активной фазы строительства – лета. Требуется включить проект завода в программу "Дорожная карта бизнеса – 2020" по субсидированию ставки кредита, а также в госпрограммы АО "Национальное агентство по технологическому развитию" и АО "Казахстанский институт развития индустрии" по возмещению трансферта технологии и совершенствования технологических процессов. По этой программе государство финансирует до 40% проекта.
"Есть огромное желание, возможности и опыт, чтобы запустить производство уже к концу года. Что касается кадров, то имеется договоренность об обучении сотрудников в Российской Федерации. К концу марта ожидается экспертиза проекта, тогда приступим к финансированию. А если заглянуть немного вперед, то есть планы замахнуться на производство топлива стандарта Евро-5. Разработка уже имеется", - заметил г-н Галиев.
По словам акима области Булата Бакауова, это не первый и, судя по всему, не последний проект, связанный с развитием нефтехимии в области.
"Когда мы создавали специальную экономическую зону, то определились, что это будет территория для переработки нефтехимии. Сегодня есть предприниматели, которые присматриваются к данным проектам, в перспективе делая ставку на Евро-5. Есть желающие на уровне плана, проекта развивать эту тему. Тем более что она перспективная. Строительство такого производства – очень перспективный и необходимый для нашего региона проект. В зимнее время года у нас из-за замерзшего топлива нередко встает и общественный транспорт", - сообщил abctv.kz глава региона.
Марина Попова, Павлодар