Председатель комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК Бекен Сейдахметов полагает, что республика поэтапно либерализует воздушное пространство, но в настоящее время она не готова полностью "открыть" небо даже для одной страны – России.
"Принципиально наша позиция – взаимная выгода, если сейчас "Аэрофлот" войдет со 180 самолетами, то от "Эйр Астаны" ничего не останется, потому что маршрутная сеть "Аэрофлота" - это весь мир и, естественно, у них есть преимущество – они за пролет по Транссибу берут порядка 500 млн долларов роялти. Они могут субсидировать, демпинговать и прочее, и прочее", - сказал господин Сейдахметов abctv.kz.
Напомним, 4 июля заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов сообщил журналистам, что Минтранс России подготовил проект "дорожной карты" по либерализации авиасообщения с Казахстаном, предусмотрев в нем режим "открытого неба" для перевозчиков двух стран.
При этом он не знал, заинтересован ли в "открытом небе" между двумя странами Казахстан. "Я не знаю мнения казахстанской стороны. Это происходит так: мы готовим проект "дорожной карты", отправляем коллегам в Казахстан и получаем от них фидбэк. Пока только мы подготовили, еще даже его не отправили. До августа должны им направить. То, что уложимся до августа, у меня не вызывает никаких сомнений", - сказал Валерий Окулов.
Режим "открытого неба" означает снятие в одностороннем порядке ограничений на полеты по количеству назначенных авиаперевозчиков и рейсов. Любая авиакомпания может выполнять полеты вне зависимости от того, заключены межправительственные соглашения об авиационном сообщении между страной прилета и страной авиаперевозчика или нет.
Казахстан не впервые расходится во мнениях с российской стороной. Ранее желание казахстанской стороны открыть со второго июня рейс Астана-Улан-Батор натолкнулось на условия от российской стороны: платить роялти за пролет 300 км по Транссибу, увеличить число рейсов на Астану и Алматы и пустить второго российского авиаперевозчика на казахстанский рынок. В результате казахстанская сторона решила летать через Китай, но беда пришла откуда не ждали – Монголия отозвала ранее выданное разрешение на полеты.
По словам Бекена Сейдахметова, обсуждением вопроса по либерализации воздушного пространства между Казахстаном и Россией в рамках договора о развитии транспортной политики занимается рабочая группа под руководством вице-министров с обеих сторон.
"Моя позиция и позиция министерства – мы поэтапно придем к либерализации, но придем, может быть, когда мы будем готовы к этому – конкурировать в полный рост. Европа шла к этому 40 лет", - сказал он.
Пока же Казахстан предлагает придерживаться паритетных и взаимовыгодных условий.
При этом господин Сейдахметов отметил, что на период всемирной выставки Экспо-2017 над Астаной - городом, где она будет проводиться, режим "открытого неба" действовать будет.
"Над Астаной к Экспо "открытое небо" будет. Всем желающим, которые хотят на период Экспо, мы дадим разрешения. Максимально дадим", - пообещал глава КГА.
По его словам, авиационные власти планируют все-таки запустить рейс Астана-Улан-Батор - на этот раз в планах это сделать в 2017 году.
"По Улан-Батору сейчас премьер-министр (Карим Масимов – прим. Авт.) летит. Мы реально вопрос задаем, тем более, что мы очень заинтересованы. Российская сторона пролет не дала. Мы сейчас получили пролет через Китай. У нас сейчас пролет через Китай, но Монголия пока нам разрешение не дала, но мы решаем вопрос с получением разрешения и, я думаю, что со следующего года, если все нормально будет, мы начнем полеты Астана-Улан-Батор", - сказал Бекен Сейдахметов.
Жанболат Мамышев