Российские СМИ не скупятся на горькие эпитеты, называя текущее состояние отечественной космонавтики "самой позорной страницей" в ее летописи. Цифры, приведенные в "Википедии", бьют наотмашь: по итогам 2025 года некогда великая космическая держава сравнялась по числу запусков с Новой Зеландией – у обеих стран их всего по 17. На этом фоне достижения мировых лидеров выглядят недосягаемыми: США совершили 176 пусков (десятикратный разрыв), а Китай – 92, передает inbusiness.kz.
Однако настоящий "идеальный шторм" ожидает отрасль в 2026 году. Последним ударом по репутации и планам стал инцидент на 31-й площадке Байконура. 27 ноября 2025 года, когда ракета "Союз-2.1а" уносила к звездам экипаж корабля "Союз МС-28", стартовый комплекс содрогнулся от повреждений: кабина обслуживания нижних отсеков ракеты с двигательными установками была практически выведена из строя. Требуемый сложный ремонт уже вызвал цепную реакцию – от переноса текущих стартов до полной перекройки плана миссий на МКС в 2026 году. Известный популяризатор космонавтики Александр Хохлов охарактеризовал этот удар судьбы как "черного лебедя" для Роскосмоса.
В середине декабря 2025 года на космодром Байконур на 18 машинах доставили полный комплект для восстановления кабины обслуживания. К работам привлечены свыше 130 сотрудников предприятий "Роскосмоса", которые работают в две смены – с 8 утра до полуночи. Но этого оказалось недостаточно.
"Пилотируемая программа продолжится", – грустно констатировали в "Роскосмосе", осторожно уточнив, что увидеть ее продолжение в виде реального запуска с Байконура можно будет не раньше конца зимы 2026 года. В результате космодром Байконур практически лежит в парализованном состоянии.
На этом фоне вопрос продления запусков ракетоносителей "Протон-М" с Байконура после 2026 года остается открытым. Вопрос кочует по повестке заседаний казахстанско-российской межправкомиссии. Окончательное решение о продлении все еще не принято и будет далее обсуждаться, сообщили в аэрокосмическом комитете министерства ИИ и цифрового развития на запрос "Властей".
В ведомстве напомнили, что в 2024 и 2025 годах "Протоны" с Байконура так и не взлетели. Причины, впрочем, привычные: полезная нагрузка не готова, техника потребовала доработки, обстоятельства сложились. В итоге все отложили на 2026 год – год, после которого запусков, по прежним обещаниям, вообще быть не должно.
"Согласно информации госкорпорации "Роскосмос", на сегодняшний день российская сторона располагает всего лишь десятью РН "Протон-М" различной степени готовности. Дальнейшее производство ракет данного типа не планируется", – добавили в комитете.
Впрочем, еще в 2014 году после серии аварий, общественных протестов и усиления экологических рисков Казахстан и Россия договорились о поэтапном сокращении запусков "Протона-М". Спустя два года, в 2016-м, стороны договорились ограничить число пусков пятью в год, а к 2026 году полностью прекратить эксплуатацию этих ракетоносителей. "Протон" – тяжелая ракета, разработанная еще в 1960-е годы и использующая в качестве топлива гептил – крайне токсичное вещество, представляющее угрозу для окружающей среды и здоровья человека. Единственным местом ее запуска остается Байконур.
При этом нынешнее правительство Казахстана заинтересовано в продолжении запусков ракет с токсичным топливом "Протон-М" после 2026 года с Байконура, так как их прекращение может обернуться увольнениями, в том числе среди казахстанских сотрудников. Об этом сообщили "Курсиву" в министерстве искусственного интеллекта и цифрового развития РК. Поэтому при обсуждении продления запусков на первый план официально выходит забота об экологии, а неофициально – о людях и региональной экономике.
В министерстве прорабатывают сценарии возможного продления использования ракет-носителей "Протон-М" после 2026 года. Итоговые решения, как уточняется, будут приниматься совместно с другими госорганами и в диалоге с российской стороной на заседании межправкомиссии. При этом условия аренды космодрома, установленные двусторонним соглашением, пересматриваться не будут.
"Итоги переговоров по пускам "Протон-М" не затронут размер арендной платы за использование комплекса, установленной двусторонним соглашением от 1994 года. Вместе с тем сокращение пусков ракет-носителей "Протон-М" может повлечь за собой сокращение работающего на космическом ракетном комплексе "Протон" персонала, включая граждан Казахстана", – говорится в ответе.
На этом фоне страны развивают альтернативный Байконуру проект "Байтерек", предусматривающий использование новой ракеты "Союз-5", использующей керосин и жидкий кислород в качестве топлива, что делает его более экологичным. Первый запуск в рамках проекта был запланирован на декабрь 2025 года, однако так и не состоялся.
РосСМИ также указывают на деградацию в ведущем стратегическом предприятии госкорпорации "Роскосмос" – РКК "Энергия". РКК "Энергия" имени С. П. Королева – главный разработчик пилотируемых космических систем, ракет-носителей и другой космической техники, создающий все – от кораблей "Союз" и "Прогресс" до модулей МКС.
Даже руководство предприятия не скрывает кризис в корпорации. В августе 2025 года пресса опубликовала скриншот внутреннего письма гендиректора корпорации Игоря Мальцева к сотрудникам. Там говорится, в частности:
"Ситуация критическая: многомиллионные долги, проценты по кредитам "съедают" бюджет, многие процессы неэффективны, значительная часть коллектива утратила мотивацию и чувство общей ответственности. Нужно перестать врать самим себе и другим о положении дел, убеждая себя и окружающих в том, что у нас все хорошо. По сути, вытащить компанию – задача из области чуда".
По данным газеты "Троицкий вариант – Наука" (ТрВ-Наука), которая остается важной независимой площадкой для критического анализа космических программ, эту историю тогда замяли, Мальцев остался на своей должности, но никто не знает, что будет дальше. Ситуация там действительно остается очень сложной. Корпорация лишилась очень многих источников заработка. А госзаказ сейчас совсем небольшой. Большинство выполняемых работ в течение тридцати лет были в интересах иностранных заказчиков. Кроме того, были космические туристы и профессиональные астронавты, запускаемые на коммерческой основе, из разных стран. Ничего этого теперь нет. Реальных средств по новому национальному проекту будет меньше, будут запускаться 3 корабля за два года, пишет издание.
Тем временем "Байтерек" не станет полноценной альтернативой Байконуру. Комплекс изначально планировался как пилотируемый, но сейчас акцент смещается в сторону запуска спутников экологически чистыми ракетами, а возможность отправки космонавтов откладывается на неопределенное будущее. По сведениям популяризатора космонавтики, инженера, члена Российской академии космонавтики Александра Хохлова, в целом, РН "Союз-5", на которую ориентирован "Байтерек", хорошая, но примитивная, так как это повторение ракеты "Зенит", которая была создана еще в конце 1980-х годов.
"Делает ее ракетный космический центр "Прогресс" в Самаре. Работоспособный стартовый стол "Зенита" на Байконуре был передан Казахстану для совместного проекта. Договорились, что Казахстан с привлечением российских специалистов отвечает за создание там стартового комплекса "Байтерек" (короткое время он назывался "Назарбаевский старт") для ракеты "Союз-5". А Россия отвечает за создание "Союза-5". Основная задача: Казахстан должен найти заказчиков за рубежом", – говорит эксперт.
Он обратил внимание, что в 2025 году Россия передала площадку № 1 – "Гагаринский старт". Почему так было решено? В том числе из-за дефицита бюджета РФ.
"Это место историческое в масштабе всего человечества, очень значимое для россиян. Но такое решение было принято. Здесь довольно сложная предыстория. Шесть лет назад Россия еще использовала две стартовых площадки на Байконуре, № 1 и № 31 (из-за аварии выведена из строя в ноябре 2025 года). В пилотируемой космонавтике принято иметь две стартовые площадки для резервирования на случай каких-либо аварий. Для запусков пилотируемых кораблей "Союз" на МКС до сентября 2019 года использовалась очень надежная ракета "Союз-ФГ". По сути, мы до сих пор летаем в космос на модификациях той самой ракеты, которая запустила первый спутник Земли. Просто она постоянно модифицируется", – пояснил Александр Хохлов.
С 2014 года, после оккупации Крыма и первых международных санкций, в России началась тенденция на импортозамещение всех критических технологий и изделий, в том числе было принято решение заменить ракету "Союз-ФГ" на ракету "Союз-2.1а".
В чем отличие? Систему управления ракеты "Союз-ФГ" делали в украинском Харькове. В 2019 году провели летные испытания ракеты "Союз-2" для пилотируемого использования. Ее систему управления делают в Екатеринбурге. И стартовый комплекс № 31 переоборудовали для запусков новой ракеты с новой системой управления.
"Дальше нужно было модернизировать площадку № 1 под новое поколение ракеты. Но денег на модернизацию колыбели космонавтики Россия в бюджете не нашли. Возникла идея привлечь ОАЭ, чтобы они инвестировали в проект "Байтерек". Тем самым площадка № 1 становилась бы международной. Предварительное соглашение было подписано, но в 2022 году ОАЭ отказались от участия. Площадка № 1 оставалась на балансе России и была законсервирована. Туда возили экскурсии. РФ оплачивала зарплату сотрудников, электричество. Видимо, представлялось, что это нерациональная трата денег. И в 2023 году предложили передать площадку № 1 Казахстану, чтобы Казахстан там сделал музей", – прокомментировал Александр Хохлов.
Сегодня на Байконуре уже есть инфраструктура для туристов, там недавно построили новую гостиницу, но поток туристов с каждым годом уменьшается.
Кстати, на каком этапе создание музея? На нулевом этапе. Поскольку и в бюджете РК огромная дыра. Астана изучает этот проект, смотрит, насколько это целесообразно. Прорабатывается вопрос внесения стартового комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В то же время глобальный контекст развития космической отрасли остается благоприятным. Согласно новому прогнозу инвестиционной компании Seraphim Space, в 2026 году мировые инвестиции в космические технологии вырастут, сообщает Reuters. Этому будут способствовать увеличение государственных расходов на спутниковые системы для нужд обороны и расширение рынка пусковых услуг.
В 2025 году объем частных инвестиций в сектор достиг рекордных 12,4 млрд долларов (рост за год 48%). Объем финансирования превзошел предыдущий пик 2021 года, опередив более широкий рынок венчурного капитала. Ожидается, что динамику финансирования в 2026 году будут определять расходы на суверенные спутниковые и противоракетные системы, интеграция ИИ в космическое оборудование и аналитику данных, а также перспектива первичного публичного размещения акций (IPO) компании SpaceX. Это может открыть путь к публичным размещениям для целого ряда компаний космического сектора.
Таким образом, в мире деньги в космос текут рекой, инвестиции бьют рекорды, США лидируют, Китай догоняет, а эксперты рассуждают об историческом IPO SpaceX. На этом фоне Байконур с его десятью "Протонами" и "Байтерек" с недоделанной одноразовой ракетой пока выглядят как порог между прошлым и будущим.
Читайте по теме:
Готовность к концу февраля: на Байконуре работают в две смены