Розыгрыш призов может быть отнесён к лотерейной деятельности

15971

В борьбе с псевдоигроками рынка торговые сети могут перестать проводить акции, а единого лотерейного оператора Казахстана могут освободить от НДС – МКС.

Розыгрыш призов может быть отнесён к лотерейной деятельности

В концепции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерей и лотерейной деятельности" Министерство культуры и спорта РК (МКС) предлагает исключить предложение: "Лотереей не является розыгрыш призов, направленных на стимулирование продаж товаров (услуг) коммерческими организациями", которое обозначено в подпункте 4) статьи 1 действующего закона.

Проект концепции в минувшую пятницу был рассмотрен на очередном заседании межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Члены комиссии не согласились с такой формулировкой, так как в этом случае торговые сети должны будут дополнительно оплачивать налоги, если маркетинговые акции будут отнесены к лотерейной деятельности. Но в случаях, когда в ходе таких акций лотерейные билеты никто не продаёт, а сами розыгрыши проводятся на основании чеков, которые покупатели получили в результате покупки товаров, дополнительное налогообложение неприемлемо.

В самой концепции такое предложение объясняется необходимостью борьбы с противоправными схемами в сфере лотерейной деятельности, которые продолжают иметь место в различных проявлениях во всех без исключения регионах Казахстана.

Так, по данным МКС, в первую очередь значительный ущерб интересам граждан и государства наносит деятельность так называемых псевдолотерейных терминалов, которые фактически представляют собой игровые автоматы, в которых система участия и выплаты выигрыша завуалирована под лотерею, либо"викторину, либо иной вид законной деятельности.

Ущерб интересам государства и оператора лотереи наносит деятельность псевдолотерей, организуемых различными организациями под видом стимулирования продажи своих товаров либо услуг. В лучшем случае это касается деятельности добросовестных компаний, проводящих лотереи для розыгрыша ценных призов или скидок в определённые периоды времени для стимулирования продаж. В худшем варианте коммерческие и некоммерческие, а зачастую не зарегистрированные на территории страны организации проводят лотереи и/или розыгрыши якобы для стимулирования продажи своих товаров или услуг, притом что сама услуга или товар не представляют реальную ценность для конечных потребителей, а выступают лишь прикрытием для осуществления незаконной лотерейной деятельности.

Как говорится в концепции законопроекта, и в первом, и во втором случае организаторы подобных мероприятий нарушают статью 5 Закона "О лотереях и лотерейной деятельности", согласно которой запрещается проведение лотереи лицом, не являющимся оператором лотереи, а также запрещается организация и проведение в Казахстане иных лотерей, кроме лотерей, организуемых и проводимых в порядке, предусмотренном данным законом.

Также нарушается принцип формирования призового фонда, предусмотренный статьёй 11 этого же закона. При организации и проведении псевдолотерей размер призового фонда является непрозрачным и может полностью отсутствовать. При этом казахстанцы, участвующие в псевдолотереях, лишены защиты и гарантии своих прав и законных интересов, в том числе лишены возможности оспаривать в суде решения и действия (бездействие) организаторов псевдолотерей.

Этим же проектом закона предлагается освободить от уплаты НДС единого оператора лотереи в лице АО "Сәтті Жұлдыз", который в 2017 году при сотрудничестве и поддержке американской международной корпорации Scientific Games International, мирового лидера в области решений для лотерейного рынка, создал собственную IT-инфраструктуру, которая даёт возможность контролировать реализацию всех лотерейных билетов на территории Казахстана. Данная информация в режиме реального времени предоставляется госрегулятору в лице МКС, а также в Комитет государственных доходов Минфина.

Новая модель функционирования лотерейной деятельности значительно увеличила поступления в бюджет. Так, по итогам нескольких месяцев работы в 2017 году оператор лотереи АО "Сәтті Жұлдыз" перечислил 48,9 млн тенге отчислений на развитие спорта в Казахстане. По результатам I квартала 2018 года сумма отчислений на развитие спорта в Казахстане составила 12,5 млн тенге. При этом оператор лотереи отчисляет на развитие спорта 15% валового игрового дохода вместо минимальных 10%, установленных статьей 14 Закона Республики Казахстан "О лотереях и лотерейной деятельности".

Помимо отчислений на развитие отечественного спорта, прогнозируется пополнение бюджета Казахстана в виде налогов, уплачиваемых оператором лотереи АО "Сәтті Жұлдыз", на сумму около 5 млрд тенге в течение пяти лет. Для сравнения, до перехода на новую модель функционирования лотерейной деятельности налоговые отчисления от всех лотерейных компаний страны составляли всего около 400 млн тенге в год, или всего 2 млрд тенге в течение пяти лет.

Как отметил в ходе межведомственной комиссии вице-министр культуры и спорта Сакен Мусайбеков: 

"Мы не просим новую налоговую льготу для лотерейной деятельности, мы просим лишь рассмотреть и вернуться в тот режим налогообложения, который действовал всегда в отношении лотерейной деятельности. Мы просим обратить внимание на то, что в подавляющем большинстве развитых стран реализация лотерейных билетов не облагается НДС".

Так, по его словам, на сегодняшний день НДС облагается выручка оператора лотереи за вычетом выплаченных выигрышей, которые, как правило, равны сумме призового фонда (не менее 50% от выручки). Фактическая финансовая нагрузка на оператора лотереи выглядит следующим образом. От всей выручки отнимается не менее 50% на призовой фонд, а от оставшихся 50% отнимается: не менее 10% на развитие спорта (оператор лотереи добровольно увеличил отчисления на развитие спорта до 15%); 12% в виде налога на добавленную стоимость (за вычетом сумм налога на добавленную стоимость, разрешённого к отнесению в зачёт); 20% в виде корпоративного подоходного налога (за вычетом расходов).

За счёт оставшейся суммы оператор лотереи должен покрывать все текущие расходы, выплачивать заработную плату, поддерживать функционирование всей IT-инфраструктуры. В таком случае возврат первоначальных инвестиций, сумма которых только за первые девять месяцев работы в 2017 году превысила 9 млрд тенге, становится затруднительным. С учётом ограниченности срока, предоставленного оператору лотереи на осуществление своей деятельности (15 лет), инвестиции в системное развитие лотерейной деятельности на базе современных информационных технологий теряют экономический смысл.

По расчётам министерства, если оператор лотереи примет нагрузку по уплате налога на добавленную стоимость на себя, то есть включит в стоимость лотерейных билетов, то чистая прибыль оператора лотереи уменьшится до 80%. Примерное сокращение отчислений на развитие спорта в перспективе пяти лет составит около 80% (с 7,6 млрд до 1,5 млрд тенге), или более 6 млрд тенге недополученной прибыли для бюджета страны. Примерное сокращение корпоративного подоходного налога в перспективе пяти лет может достичь 100% (с 1,1 млрд тенге до 0 тенге).

Айсулу Тимурова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться