В фондах Павлодарского областного художественного музея хранится 214 работ репрессированных художников.
На выставке "Забвению не подлежит", организованной государственным архивом области при участии местных музеев, представлены работы 16 художников. Абрам Черкасский, Леонард Брюммер, Елизавета Говорова, Исаак Иткинд, Владимир Эйферт, Илона Токай, Всеволод Теляковский, Сергей Кукуруза, Павел Реченский – все они и другие были сосланы в Казахстан в разные годы.
Кроме того, на выставке представлены уникальные архивные документы, выписки из уголовных дел, тюремные справки, протоколы допросов, информационные справки о погибших от голода, картины депортированных в Казахстан художников, личные вещи репрессированных, среди них известные ученые, конструкторы, военные.
"Невозможно уместить в одной экспозиции все имеющиеся в распоряжении архива документы, но те, что представлены, характеризуют этот период. Читать их без эмоций и слез невозможно", – поделилась заместитель руководителя государственного архива Павлодарской области Ханшайым Макажанова.
Только за последние два года архивистами были собраны сведения о более шести тысячах репрессированных жителей Павлодарской области. Это стало возможно благодаря сотрудничеству с московским историко-просветительским центром "Мемориал". Правда, снять гриф "секретно" удалось только с прокурорских документов.
"Основной пласт таких документов находится в архивах ДКНБ, и они по-прежнему недоступны. Архивистами в инициативном порядке начата работа по сбору документов из личных фондов горожан", – рассказала руководитель отдела научно-информационной деятельности госархива области Надежда Кубик.
Среди таких документов – томик Пушкина, который трижды сопровождал Исайя Абрамовича в лагеря. Он был убежденным троцкистом, и лагерная жизнь его не сломила. Позже он написал свои воспоминания об исправительно-трудовых лагерях, которые были изданы.
На выставке можно увидеть картины венгерки Элоны Токай, которая в Риме встретила русского художника и приехала в СССР за любимым в конце 1930-х. Их тут же разделили и посадили, и больше они не виделись. Элона была сослана в Кустанай, где работала в артели игрушек. Позже она обосновалась в Алматы, и лишь в конце жизни вернулась на родину.
"Дальлаг"
Экибастузский "Дальлаг" увековечен в рассказе Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича", где тот отбывал свой срок под номером Щ-282. Приказом МВД СССР от 24 апреля 1952 года в Павлодарской области был создан особый лагерь № 11 под названием "Дальний лагерь МВД" на пять тысяч человек. Впрочем, это не единственное название экибастузского лагеря. До этого, в войну, здесь располагался "Степлаг".
Кстати, создание лагерей на территории Советского Союза не являлось спонтанным процессом. Они создавались в зависимости от особенностей данного периода. Среди солагерников будущего известного писателя оказался и врач Борис Корнфельд. В обязанности врачей лагерной медчасти также входило подписывать направления в карцер. Подпись врача на направлении означала, что заключенный достаточно силен и здоров, чтобы выдержать это наказание. При этом начальство вовсе не нуждалось в этих подписях. Врач же, отказавшийся от сотрудничества, обрекал себя на гибель даже при нехватке медиков. И все же Корнфельд отказался подписывать подобные справки, затем он подал жалобу на санитара. Санитары назначались из числа заключенных, сотрудничавших с начальством. Они крали еду своих собратьев и без колебаний убили бы всякого, кто попытался бы сообщить об этом. Охранники смотрели на это сквозь пальцы. Когда Корнфельд доложил об одном таком санитаре начальнику лагеря, тот был крайне удивлен. В лагере только что прошла волна убийств – убивали стукачей. Жаловаться в такое время было не просто неразумно, но и крайне опасно. Тем не менее, начальник на три дня отправил санитара в карцер. Доктор сам подписал себе приговор. Ночью, когда доктор спал, кто-то подкрался к нему сзади и молотком нанес восемь ударов по голове. А буквально накануне он оперировал пациента. Александра Солженицына.
Дневники из прошлого
В 2004 году в Павлодаре при разборке одного из зданий были найдены рукописи политзека. Неизвестный автор в далеком 1951 году задумал книгу под названием "Мысли о жизни и дороге мира и человека".
Все, что известно об этом человеке, его лагерный номер – Ц-952. Все, что осталось от него, это мысли, записанные карандашом в тетрадях из грубой оберточной бумаги, сшитые проволокой.
"Люди и граждане, братья и сестры, отцы и матери всего мира, друзья мои. К вам обращаю свои взоры. Всем сердцем и душой человека я стремился отстаивать все то, что дорого каждому, кто душой и сердцем человек. За мою непримиримость к варварству, невежеству, бесстыдству, мерзости, низости по воле нашего диктатора руками подонков из своего народа я связан, брошен в лагерь, занумерован – Ц-952".
Сохранившиеся записи – эдакая философия жизни человека, прошедшего войну и испытавшего на себе предательство со стороны страны, которую он защищал.
"Hас построят в колонну по девять, пересчитают, скажут взять руки назад и под сильным многочисленным конвоем потянется колонна рабов коммунизма одна за другой. Там опять пересчет, рабские унижения, счет, под замок и спать. До завтрашнего дня, друзья. 17.5. –25.5.1952г".
Наступило ли для него это завтра, мы вряд ли узнаем.
Марина Попова, Павлодар