Рыбаки в ВКО не могут выйти "из тени"

7403

Предприниматели, которые занимаются промысловой добычей рыбы, рассказали о своих проблемах.

Рыбаки в ВКО не могут выйти "из тени"

Конкурс на закрепление рыбохозяйственных водоемов в этом году еще не проводили, а в предыдущих победу одерживали, по словам мелких рыбаков, в основном крупные компании. Мелкие рыбаки остались не у дел, и им не помогло даже вступление в сельхозкооперативы. Кроме того, законодательно запрещено пользоваться недорогими сетями из синтетических нитей и моноволокна. Также в числе проблем предприниматели, которые занимаются выловом и переработкой рыбы, называют низкие квоты на промысловую добычу судака.

В Палату предпринимателей Восточного Казахстана и ее филиалы в районах несколько раз поступали вопросы от местных рыбаков. Одну из жалоб в филиал Палаты предпринимателей по Кокпектинскому району написали члены сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) "Кокпекты-Балык" из поселка Тассай.

"В прошлом году нами создан СПК в целях дальнейшего развития. Объединившись, мы намеревались участвовать в тендере по участкам. Однако прошло немало времени, а тендер, который обещали проводить в области, так и не состоялся, – пишут подписанты. – Законно не имеем возможности работать. Просим вас поднять вопрос на уровне области и республики".

Как отметила директор филиала Палаты предпринимателей ВКО по Кокпектинскому району Алия Мукашева, это уже не первая письменная жалоба от рыбаков из ее региона. Она направила ее своему вышестоящему руководству и связалась с депутатом мажилиса парламента Ириной Унжаковой. Та дала ответ, что в начале осени организует в мажилисе встречу с рыбаками, и депутаты постараются найти пути выхода из ситуации.

Местным на воде не место
Еще больше года назад пресс-служба акима ВКО, местные и республиканские СМИ сообщали, что проблемами восточноказахстанской рыбной отрасли заинтересовался лично глава региона Даниал Ахметов. Отмечалось, что местные исполнительные органы и общественники изучают действующее законодательство с целью его оптимизации и повышения конкурентоспособности местных компаний и рыбацких объединений.

Но пока, как отмечают рыбаки и общественники, ситуация особо не изменилась.

"Недавно мы были в одном из прибрежных поселков, там почти в каждой семье есть рыбак, – рассказывает консультант филиала Палаты предпринимателей ВКО по Кокпектинскому региону Зухра Калиева. – Некоторые так и не могут себе выбить участки. У них нет права участвовать в тендерах. Гиганты забирают участки. А эти браконьерством занимаются, потому что крупные корпорации покупают их улов по бросовой цене. И вот мелких рыбаков ловят органы рыбнадзора, штрафуют. Мы писали в компетентные органы, почему участки местным рыбакам не дают, но везде ссылаются на условия конкурса, что там должно быть большое предприятие".

В Управлении природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО особо подчеркнули, что многие "простые рыбаки" не понимают еще одной важной детали. В ВКО есть много так называемых зон покоя, которые установлены постановлением правительства в целях сохранения биоресурсов. В этих зонах запрещен круглогодичный лов рыбы и всех водных животных. В них попадает и поселок Тассай. В его окрестностях рыбачить запрещено. Однако, по информации ведомства, проблемы у мелких рыбаков при участии в конкурсах по закреплению водохозяйственных участков и водоемов действительно существуют.

Конкурс будет, но не скоро
23 августа вступили в действие дополнения и изменения к Правилам проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов или участков и квалификационным требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, которые были утверждены приказом министра сельского хозяйства 19 марта 2015 года. Значительную часть поправок предлагала местная областная администрация.

Дело в том, как отмечают в Управлении природных ресурсов и регулировании природопользования ВКО, что предыдущие правила в недостаточной мере обеспечивали честную, добросовестную конкуренцию.

"Они были труднопреодолимы для простого рыбака. Нам удалось в новых правилах смягчить требования к перерабатывающему оборудованию, конкретизировать вопросы зарыбления. Местные формирования рыбаков смогут принять участие в конкурсе на более благоприятных для них условиях", – говорит руководитель отдела по охране животного мира Управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО Арман Есентаев. – Маленькие хозяйства будут работать, но в конкурсах на большие участки, наверное, все равно будут побеждать сильнейшие, крупные предприятия, которые имеют большие мощности, соответствующие классификационным требованиям, в том числе по переработке".

Со ссылкой на данные статистической отчетности чиновник отметил, что "промысловики, победившие в предыдущих конкурсах, полностью исполняют договорные обязательства".

Начальник отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев дополнил, что они еще предлагали внести изменения в правила, которые при участии в конкурсе на закрепление водохозяйственных участков давали бы преимущества сельхозкооперативам, где большинство участников являются жителями прибрежных сел.

"Эту поправку не пропустили органы юстиции, когда правила сдали им на регистрацию. Они считают, что выделять СПК юридически неправильно – закон для всех одинаков", – пояснил Кайрат Мамырбаев.

Что касается проведения конкурса по закреплению рыбохозяйственных водоемов и участков, то, по информации г-на Есентаева, назвать точную дату будет поспешно.

"Сама процедура конкурса непростая, занимает от полутора до двух месяцев, рассматривается комиссией, комиссия может на место выехать. Есть областная комиссия по рыболовству и охоте, в ее работу сейчас вносим соответствующие изменения. Все будет согласовано с главой ВКО. Вообще, в короткие сроки постараемся начать эти процедуры", – отмечает специалист.

При этом, как говорит Арман Нагашибаевич, для рационального использования биоресурсов, сейчас удалось на законодательном уровне решить вопрос с зарыблением водоемов, в которых ведется промысловая добыча.

"Раньше было так: в денежном выражении зарыблялся водоем настолько, сколько было указано конкурсантом при участии в конкурсе. Сейчас подсчет ведется не в денежном выражении, а по количеству мальков, выпущенных в водоем при зарыблении. Это в конечном итоге будет хорошо и для пользователей, потому что они таким образом увеличивают прирост рыбы", – считает Арман Есентаев.

Также в этом году внесены изменения в законодательство, которые позволят получать предпринимателям-"рыбникам" государственную поддержку. Сейчас акиматом ВКО в лице управления природных ресурсов и регулирования природопользования разрабатывают предложения по внесению поправок в законодательство, по которым предприниматели, занимающиеся выращиванием рыбы, смогут получать субсидии на корма.

По словам Армана Есентаева, восточноказахстанским чиновникам в целом удалось пролоббировать поправки в законодательство, которые улучшат положение предпринимателей.

"Раньше в Законе РК "Об охране, использовании и воспроизводстве животного мира" не было такого понятия, как садковое хозяйство, которое необходимо для выращивания ценных пород рыбы. В этом году внесли поправки и четко расписали это понятие, добавили его в правила рыболовства. Как детище этих трудов – в Усть-Каменогорске на трех участках предприниматели из ТОО "Гранд Фиш" и ТОО "Шыгыс Универсал" стали выращивать товарную форель", – отметил Арман Есентаев.

Ловить рыбу – рисковое занятие
Предпринимательница Валентина Гранкина рассказала о еще одной старой проблеме: рыбакам законодательно запрещено пользоваться сетями из мононити и моноволокна на синтетической основе, а альтернативы им среди разрешенных орудий лова у рыбаков нет. 

"Относительно сетей мы писали письма в Минсельхоз, – говорит директор ТОО "Кузьмич" Владислав Гриценко. Его компания занимается промысловой добычей, переработкой рыбы, а также экспортом рыбной продукции. – Запрет на их применение действует уже несколько лет в Казахстане, хотя весь мир пользуется сетями из синтетики. У нас же нельзя их ставить, потому что они якобы некачественные, быстро приходят в негодность, остаются в водоемах и уничтожают биоресурсы. Получается, рыбакам нечем ловить рыбу. Конечно, теневая ловля рыбы на такие сети существует, и рыбаки всегда рискуют. Можно использовать другие сети, невод, но для этого нужны большие бригады, большие мощности. Мы нашли один из композитных материалов в Китае, но сеть из него будет стоить около 30 тысяч тенге, а запрещенная – около пяти тысяч тенге. Рыбакам это накладно. Наше предприятие ведет переговоры с зарубежными партнерами, чтобы нам сделали сети из композитного материала подешевле. Проведем исследования, сертификацию. Мы максимальное снижение себестоимости сетей хотим сделать, а потом предложить их для продажи рыбакам".

Заинтересованные госорганы выразили иное мнение.

"Есть много законных способов заниматься промысловой добычей рыбы. Имеются льняные, комбинированные ткани, но они дороже. Рыбаки говорят, что им это невыгодно. Но если ловить рыбу невыгодно, то зачем заниматься этим видом бизнеса? Не занимайся! – говорят в Управлении природных ресурсов и регулировании природопользования ВКО. – У простых рыбаков есть аргумент: мол, мы готовы покупать и другие сети, но на них рыба не ловится. Данный факт не доказан. Когда раньше не было синтетики, рыбаки все равно ловили рыбу".

"Приказ министра сельского хозяйства, который запрещает пользоваться сетями на синтетической основе из мононитей и моноволокна, не зря принят. Такие сети быстро рвутся, падают на дно водоема и продолжают ловить рыбу и другие гидробионты, которые потом гниют, засоряют водоемы.Так могут появиться болезни! Например, у нас было засилье рака, а летом 2013 года он внезапно исчез. Почему? Возможно, не без участия человеческого фактора", – отмечают в управлении.

Со слов Армана Есентаева, ему часто приходится слышать жалобы от рыбаков на маленькие лимиты по вылову рыбы, что не дает им возможности развиваться, соблюдать договоры на ее поставку. Однако, по его информации, сделав глубокий анализ в этой сфере, специалисты Управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО обнаружили, что лимит на промысловую добычу рыбы в ВКО с советских времен составлял в диапазоне семи-девяти тысяч тонн в год.

"Дело в том, что многие рыбаки требуют увеличения лимита на ценные породы рыб, таких как судак. А лещ долгое время был непопулярен, на него не было спроса, по словам рыбаков. Мы же выяснили, что они не проводили мониторинг рынка, не изучали спрос. Палата предпринимателей ВКО сделала необходимый анализ и выяснила, что спрос на леща есть. Уже два года наши предприниматели экспортируют леща в Китай и Российскую Федерацию", – говорит Арман Есентаев.

По информации Управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, в 2016 году Минсельхоз РК утвердил лимит на промысловую добычу рыбы в размере больше 7,2 тысячи тонн. В этом году – 6,9 тысячи тонн. При этом фактическое освоение лимитов не на должном уровне. В другом ведомстве – Восточно-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира сообщили, что  освоение лимита, по официальным данным, в 2016 году составило чуть больше 4,6 тысячи тонн, а за семь месяцев текущего года – свыше 1,7 тысячи тонн.

В числе причин неосвоения лимитов чиновники называют "неправильное планирование деятельности со стороны рыбаков, которые предпочитают подавать заявление на получение лимитов на короткий срок, а также то, что утвержденные лимиты спускаются сверху зачастую в период нереста, только весной. А в апреле-мае в ВКО запрещен промысловый и любительский лов рыбы".  Но, как признаются специалисты, теневой, нелимитированный вылов рыбы остается одной из системных проблем в рыбной отрасли.

"У нас есть КазНИИ рыбного хозяйства, который по Иртыш-Зайсанскому бассейну делает биологическое обоснование ежегодно. Дает заключение по его результатам, какой лимит на вылов рыбы целесообразен. Он направляет биологическое обоснование в Комитет рыбного хозяйства Минсельхоза. Там по судаку "режут" лимит – нередко в два раза и больше, – рассказали в Палате предпринимателей ВКО. – Промысловики к августу лимит по вылову судака уже исполняют. А если судак опять попадается в сети, то естественно, что они его забирают, реализуют. Отсюда появляется теневой браконьерский лов именно по судаку. Если бы выделяли больший лимит, то объемы теневого бизнеса якобы сократились бы.

Всего в Восточном Казахстане 11 пород промысловых рыб. Их выловом по Иртышскому бассейну занимаются 18 предприятий и пять сельхозкооперативов в Тарбагатайском, Кокпектинском и Зыряновском районах. Один из крупнейших кооперативов "Рыбаки Зайсана" объединил около 60 участников. Также в ВКО действуют 14 ключевых предприятий по переработке рыбы. Среди них есть те, кто имеет свои рыбохозяйственные участки, и те, кто занимается переработкой рыбы из других регионов Казахстана и стран. Рыбу, выловленную в водоемах ВКО, поставляют на внутренний рынок, а также на экспорт в Россию, КНР, страны Евросоюза.

Ольга Ушакова, ВКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться