Отечественные бизнесмены несут убытки из-за неэффективной работы российских и казахстанских ветеринарных и таможенных ведомств.
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» прокомментировала ситуацию, связанную с задержанием груза казахстанского бизнесмена Евгения Тарасова на латвийско-российской границе.
Как ранее писал Atameken.info, груз с 32 тоннами свежемороженой балтийской сельди и кильки, следовавший транзитом в Казахстан, был задержан российскими таможенниками во исполнение запрета на импорт консервированной рыбы из Латвии в Россию. Все попытки Евгения Тарасова доказать таможенникам, что мороженая не значит консервированная, и что упомянутый запрет не распространяется на грузы, следующие в нашу страну, успеха не имели. Не помогли и многочисленные обращения к казахстанским чиновникам. В итоге контейнер по-прежнему находится на станции, а предприниматель несет убытки…
Специалисты департамента экономической интеграции Нацпалаты предпринимателей, комментируя ситуацию (соответствующее сообщение размещено на официальном сайте НПП – www.palata.kz), уже не в первый раз обратили внимание на трудности с доставкой в Казахстан грузов, которые идут транзитом по территории Российской Федерации.
Казахстан в силу своего географического положения зависит от транзита по территории РФ, ввиду того, что это наиболее оптимальный путь доставки товаров в Казахстан из стран Европейского союза. Налаженные схемы доставки товаров и сложившиеся не за один год маршруты до недавнего времени работали бесперебойно и позволяли предпринимателям (как перевозчикам, так и импортерам) планировать бизнес-процесс и выстраивать эффективные логистические цепочки поставок.
Однако, санкционная политика северного соседа наложила серьезный отпечаток на внешнеэкономическую деятельность казахстанских предпринимателей. Первым тревожным звоночком стали действия Федеральной таможенной службы (ФТС) России в отношении казахстанских перевозчиков. С сентября этого года все грузы, подпадающие под действие санкционного списка, проходят неоднократный, стопроцентный таможенный досмотр на всем пути следования по территории РФ.
Помимо полного досмотра, казахстанские перевозчики, везущие «санкционный» груз, обязаны согласовывать с таможенниками маршрут следования на внешней границе с проставлением отметок в таможенных органах РФ на всем пути до Казахстана. Кроме того, их ожидает повторный досмотр груза, несмотря на то, что на внешней границе его пломбируют сами сотрудники ФТС РФ.
Отметим, что законодательство России предусматривает ответственность за несоблюдение маршрута следования перевозчиками. Но казахстанские перевозчики по-прежнему доставляют грузы в Казахстан, исходя уже не из экономической выгоды, а руководствуясь дальнейшей возможностью осуществлять перевозки по территории ЕАЭС.
Оценив весь спектр возникающих трудностей при транзите грузов автомобильным транспортом, предприниматели, насколько это возможно, уже переориентировали перевозки на железнодорожный транспорт. Они искренне надеялись, что на этот вид транспорта не будут распространяться нормы о стопроцентном таможенном досмотре.
Но оказалось, что гарантий по своевременной доставке в Казахстан товаров, включенных в санкционный список, сегодня не может предоставить ни один вид транспорта. И дело тут уже не только в том, каким видом транспорта доставляется товар в Казахстан, но и по каким документам.
Очень интересная ситуация складывается сегодня с доставкой продукции, которая подлежит ветеринарному контролю. В августе этого НПП РК «Атамекен» уже давала разъяснения по запрету на ввоз норвежской рыбы с указанием нормативно-правовой базы, регулирующей введение односторонних мер в отношении подконтрольной продукции.
Некоторые нормы наднационального законодательства позволяют распространить запрет на ввоз определенных видов продукции, установленные одним из государств-партнеров на все государства ЕАЭС. На практике наши предприниматели лично убедились в том, что этот механизм очень хорошо работает. Тогда проблему худо-бедно отрегулировали.
Но в НПП по-прежнему поступают обращения предпринимателей. Несмотря на наличие всех необходимых сертификатов и разрешений от Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства РК, импортируемые грузы для Казахстана при пересечении внешней границы ЕАЭС на железнодорожном таможенном пункте пропуска РФ не допускают к ввозу на территорию союза.
У предпринимателей нет возможности решить эти проблемы самостоятельно: на границе таможенные службы России утверждают, что действуют в соответствии с распоряжением Россельхознадзора. Но при обращении к чиновникам этой организации бизнесмены слышат заявления о том, что Россельхознадзор не вводил никаких запретов и ограничений на ввоз товаров в Казахстан.
«Наши предприниматели стали жертвами не только отсутствия сотрудничества по указанным вопросам между уполномоченными органами в области ветеринарии Казахстана и России, но и неэффективного взаимодействия между ФТС России и Россельхознадзором», – указывается в информационном сообщении НПП «Атамекен».
Несмотря на все обращения и самих предпринимателей, и Национальной палаты ведомства демонстрируют абсолютную незаинтересованность проблемами отечественного импортера. Странное отношение к налогоплательщику, на чьи налоги они живут, не правда ли?
Алексей Банцикин