Рыночная экономика: по каким законам живут рынки в Казахстане?

2609

Кто зарабатывает на "Алтын Орде"?

Рыночная экономика: по каким законам живут рынки в Казахстане?

С открытых, а позже и крытых рынков, или, в народе, базаров, некогда началась свободная рыночная экономика на всем постсоветском пространстве, передает inbusiness.kz. Как сегодня живут рынки в Казахстане, кто платит налоги, кому достается самая большая "маржа" и почему этот бизнес до сих пор жив вопреки расцвету супермаркетов и торговых центров? Обо всем этом поговорили с директором ТОО Altyn Orda QazTrade LTD Данияром Абдигапаровым.

– Расскажите, ведется ли какая-то статистика о том, какие объемы продуктов питания ежедневно завозятся и реализуются на "Алтын Орде"? Что пользуется наибольшим спросом у покупателей? И правда ли, что большинство продукции сейчас завозится из Китая?

– Сразу скажу, что продукция китайского производства составляет малую часть, это видно и по накладным от поставщиков. Объемы поставок регулируют сами продавцы в зависимости от спроса. Мы лишь можем наблюдать и вести статистику на основе документов. В целом это всегда постоянные категории товаров первой необходимости с небольшим отклонением на сезонные овощи и фрукты. Если брать среднегодовые цифры, то могу сказать, что ежедневно на ТЛЦ "Алтын Орда" завозится порядка 600 тонн овощей.

Основными поставщиками овощной продукции являются регионы Казахстана, самые большие объемы поставок, конечно, у картофеля – до 220 тонн в день. Далее идут лук, капуста, морковь – порядка 70-80 тонн в день. Такие овощи, как тыква, редька, свекла, пользуются у нас меньшим спросом – около 10 тонн в день. Завозят на рынок и импортные овощи – помидоры, огурцы, перец, брокколи из Узбекистана и частично из Китая. Но по помидорам и огурцам сейчас хорошую конкуренцию составляют и казахстанские теплицы.

Мясо в основном поставляют казахстанские фермеры. Наибольшим спросом пользуется говядина – до 7 тонн в день, немного уступает конина – примерно 4,5 тонны в день, баранина – до 4 тонн, мясо курицы – порядка 3 тонн, и наименьшая популярность у свинины – всего 0,5 тонны в день.

Также на рынок привозят до 30 тонн муки, до 15 тонн риса и порядка 10-12 тонн подсолнечного масла ежедневно. Все это продукты первой необходимости.

И, конечно, большим спросом пользуются фрукты. Вот здесь как раз преобладает импорт, особенно в зимнее время, по понятным причинам. Яблоки и груши в основном казахстанские, а также из соседнего Кыргызстана, порядка 20-25 тонн в день. Популярны цитрусы, бананы, киви – до 220 тонн в день такой продукции закупают продавцы, их поставляют в основном из Турции, Китая, Пакистана, Южной Америки. Виноград, хурму, лимоны нам поставляют соседи – Узбекистан и Таджикистан, экзотические фрукты – Греция, Египет, Китай, порядка 20-30 тонн в неделю.

– И сколько из этого объема потребляет город Алматы, какая доля приходится на область?

– Порядка 62% всех поступающих на ТЛЦ продуктов питания потребляют жители Алматы, остальные 38%, соответственно, приходятся на соседние регионы.

– Понятно, что реализаторы зарабатывают на ценовой разнице. А на чем зарабатывает администрация рынка? Из чего складывается прибыль и какие налоги оплачиваются в бюджет области?

– Администрация ТЛЦ "Алтын Орда" получает прибыль от сдачи в аренду торговых мест. Это склады, бутики, контейнеры, прилавки, площадки под торговлю с машин и тому подобное. Мы обеспечиваем оборудованные места для торговли, безопасность, условия для хранения и получаем за это фиксированную плату, здесь все прозрачно для всех сторон. Как юридическое лицо, мы исправно платим налоги в бюджет. Совокупно за 2019-2021 гг. в бюджет перечислено свыше 1 млрд тенге.

– То есть ТЛЦ только арендодатель? А может ли администрация как-то влиять на ценовую политику арендаторов? Как регулируются цены?

– Нет, администрация ТЛЦ никак не вмешивается в предпринимательскую деятельность арендаторов. Наши отношения с продавцами заканчиваются на аренде помещения и оборудования. Но вместе с тем ТЛЦ открыт для любых предпринимателей при оплате арендной платы за торговое место, что повышает конкуренцию между ними. И, естественно, по рыночным законам выигрывают те, кто ставит более низкие цены на свою продукцию, так абсолютно рыночным путем соблюдается баланс спроса и предложения. 

– Вы упомянули, что администрация обеспечивает и безопасность, а как функционирует служба безопасности рынка? Есть ли нелегальные мигранты, какие преступления пресекаются, сотрудничаете ли с полицией области?

– Да, обеспечение безопасности и защита объектов ТЛЦ – это как раз одна из основных функций администрации. Помимо собственной службы безопасности, на территории рынка действует участковый опорный пункт. Он располагается в отдельно стоящем административном здании, которое мы предоставили УП Карасайского района на безвозмездной основе. Во многом благодаря этому и совместной профилактической работе охраны рынка и полиции преступления и правонарушения у нас сводятся к минимуму. Могу сказать, что за последние годы безопасность на рынке значительно улучшилась.

– Недавно министерство торговли и интеграции заявило, что на "Алтын Орде" не соблюдаются требования правил внутренней торговли, присутствует теневой оборот. Администрация как-то реагирует на эти замечания?

– Я могу с уверенностью сказать, что в ТЛЦ соблюдаются все требования правил внутренней торговли. Администрация рынка на постоянной основе проводит разъяснительные работы, в том числе по части соблюдения норм Закона РК "О регулировании торговой деятельности". Это консультации и рекомендации арендаторам розничной торговли по части соблюдения пределов торговой надбавки, утвержденной законом, на социально значимые продовольственные товары. Также мы тщательно следим за качеством и соблюдением требований безопасности всех реализуемых на нашем рынке продуктов питания. Для этого на ТЛЦ функционирует аккредитованная испытательная лаборатория, которая проводит исследования пищевой продукции для подтверждения соответствия ее качества и безопасности. Не соответствующая безопасности пищевая продукция запрещается к реализации и направляется на утилизацию. Мы к открыты к диалогу и готовы сотрудничать с уполномоченными государственными органами.

– А как насчет прозрачности цепочки поставок – от поля до прилавка? На каком этапе, кто сколько зарабатывает в процентном соотношении? Из чего складывается розничная цена овощей и фруктов?

– Конечная цена для потребителя формируется из трех основных факторов. Первый – это производитель, непосредственно фермер. К примеру, производители картофеля в Павлодарской области устанавливают цену исходя из баланса спроса и предложения на страновом уровне, при этом значительное влияние всегда имеют рынки России и Узбекистана. Например, дефицит картофеля в РФ на фоне невысокого урожая у нас в Казахстане в 2021 году подстегнул рост цен по всей республике, аналогичная ситуация была с капустой. При этом именно производители имеют самую высокую маржу – от 30% до 100%. Но и бизнес у них сам по себе капиталоемкий и рисковый.

Второе звено – оптовики на рынках, среди которых самая высокая конкуренция. Здесь имеется в виду, что цепочка поставок "интегрирована" от производителя до покупателя, и это рыночная потребность, более того, складывающаяся продолжительное время, а не кем-то продиктованные условия. Выигрывают в данной рыночной борьбе игроки с эффективной логистикой. Сам ТЛЦ "Алтын Орда" открыт для всех оптовиков – достаточно оплатить арендную плату за место.  

На этом этапе невозможно получить высокую прибыль, маржа оптовых продавцов обычно составляет порядка 5% с покрытием их расходов на логистику.

Финальное звено – розничные торговые точки Алматы и области. Порядка четверти объема поставок приходится на розничные базары – их в Алматы 7, около 50% – на торговые сети класса А, и остальная часть – на магазины у дома. У каждой розничной точки свое ценообразование, которое зависит от расположения, спроса и других факторов. Валовая маржа здесь составляет от 20% до 100%, но и издержки на этом этапе самые большие – это аренда помещения, заработная плата персонала, коммунальные расходы и многое другое.

Отношения между всеми оптовиками и розничными торговцами регулируются рыночными факторами. ТЛЦ "Алтын Орда" администрирует арендные платежи и обеспечивает свободный доступ всех желающих игроков, так как это, наоборот, повышает конкуренцию и удерживает самые низкие оптовые цены, что делает ТЛЦ привлекательным для всех предпринимателей. У нас закупаются многие другие рынки, базары Алматы и Алматинской области.

– То есть основной заработок все-таки у розницы?

– Сложно сказать однозначно. В бизнесе нет сверхприбылей, это всегда, в первую очередь, риски и затраты. Любой внешний фактор может повлиять на торговлю – общая рыночная обстановка, климатические условия, ситуация в соседних странах. Поэтому любое ценообразование всегда естественно и складывается между участниками этого рынка.

– Но рынок зависим не только от спроса и предложения. Как влияет экспорт на цены?

– Действительно, большинство плодоовощной продукции на территории нашей страны созревает поздно, поэтому мы всячески зависим от импорта этой продукции, особенно в зимнее время. Это поставки из стран ближнего и дальнего зарубежья. В процентном соотношении могу сказать, что на импорт приходится порядка 40% от общего числа поступающей на ТЛЦ плодоовощной продукции. Соответственно, 60% мы все-таки получаем со стороны отечественных товаропроизводителей. Надеемся, этот процент будет расти в пользу казахстанских поставщиков, но на сегодня ситуация такая.

– Рынки и базары – неотъемлемая часть торговли. Как показывает опыт развитых стран, им предстоит модернизация. Есть ли у вас на этот счет стратегия развития?

– У нас есть утвержденный детальный план развития ТЛЦ "Алтын Орда", согласно которому с 2019 года началась поэтапная модернизация рынка. Начал функционировать современный пункт убоя домашнего скота, соответствующий всем правилам технического регламента, с возможностью шоковой заморозки готовой продукции. Для нас это достижение, которым мы можем гордиться.

В том же 2019 году начата реализация второго этапа модернизации ТЛЦ, связанная со строительством крытого торгового павильона № 1. В 2020 году он был открыт. В павильоне созданы комфортные условия как для арендаторов, так и для покупателей, на сегодня там осуществляется розничная торговля плодоовощной, молочной, мясной и рыбной продукцией.

В 2021 году началась реализация третьего этапа модернизации, а именно строительство первой очереди крытого торгового павильона № 2. Его открытие запланировано на май этого года, но весь проект состоит из четырех этапов строительства со сроком реализации 5 лет. В текущем году также запланировано начало строительства кросс-доков, которые будут способствовать упрощению логистики бизнеса и снижению стоимости его продукции за счет сокращения расходов на складское хранение продукции.

Также мы поэтапно осуществляем благоустройство территории, прилегающей к торговым павильонам. Это размещение парковочных зон, зон отдыха и санитарного оборудования. После завершения третьего этапа модернизации на въездах будут установлены автоматы для расчета и приема денежных средств, плата будет взиматься непосредственно за время нахождения автомобиля на парковке. Так мы планируем избавиться от стихийной парковки и навести порядок на прилегающей территории.

Во втором полугодии 2021 года для удобства посетителей и гостей ТЛЦ на территории рынка была открыта автостанция, которая начала осуществлять межобластные пассажирские перевозки. Автостанция построена в соответствии со всеми нормами. В здании есть зал ожидания для пассажиров, диспетчерская, комната матери и ребенка, камера хранения багажа, комната отдыха для водителей автобусов, медицинский пункт и другие необходимые помещения.

Саян Абаев