Механизм реализации туристского сбора, или bed tax, обсуждался в очередном выпуске программы "Время говорить" на Atameken Business. Представители отрасли заявили, что казахстанские чиновники остановились на самом сложном варианте, который, по их мнению, практически не реализуем.
Дамиля Кунанова, управляющий директор департамента туризма НПП РК "Атамекен":
– Обсуждение этого вопроса началось в Казахстане еще в 2018 году. Сейчас, с 1 января этого года, заработало это постановление о взимании туристского взноса с иностранцев. Туристский взнос тут варьируется от 1% до 5% в зависимости от статистики пребывания. То есть по каждому населенному пункту будет исчисляться по той статистике конкретного населенного пункта. Почему "снег на голову"? И почему мы сейчас имеем то, что мы имеем, с чем рынок не согласен? Потому что обсуждались одни условия на начале, в принятых правилах совершенно иные условия, иной механизм, который не устраивает рынок. Сразу нужно обратить внимание на то, что это мировая практика и рынок с этим согласен. Рынок не согласен именно с предлагаемым механизмом и отсутствием алгоритма со стороны налоговой, как это будет администрироваться?
Данил Москаленко:
– Давайте спросим собственно представителя рынка. Рашида Шайкенова подключается. В чем проблема? Почему вы думаете, что это создаст дополнительную нагрузку?
Рашида Шайкенова, президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов:
– Сейчас уже прозвучало, что это международная практика. В принципе, мы давно обсуждаем этот вопрос – о необходимости введения туристского или городского налога. Но дело в том, что мы выбрали из международного опыта самый сложный механизм взимания туристского сбора. Это привязка к статистике, и это, самое главное, привязка к стоимости номера.
Данил Москаленко:
– Что за привязка к статистике? Это важно тоже.
Рашида Шайкенова, президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов:
– Сравнивается поток (туристов. – Прим. ред.) прошлого года, и ставятся задачи в соответствии с этим. Но дело в том, что цена используется как маркетинговый инструмент, и опять это международная практика. В высокие сезоны отельеры повышают стоимость за проживание, за свои услуги. И вот эта стоимость городского налога, или bed tax, все время будет "плясать". На кого нацелен этот сбор? На туристов. Поэтому мы должны сделать все понятным и прозрачным в первую очередь для туриста. Он должен понимать цель этого сбора, куда будут направляться эти средства, и он не должен бегать из отеля в отель и разбираться, где стоимость городского сбора 5%, где 3%, а где 1%
Данил Москаленко:
– Господин Касенов, изучали влияние этого нового сбора, нового механизма в целом на отрасль? Как это может повлиять на наших отельеров?
Серик Касенов, эксперт департамента туризма НПП "Атамекен":
– На сегодняшний день мы встретились с немалым количеством отельеров и переговаривали, как это сейчас происходит. Получается, у отельеров отсутствует понимание, как взимать этот туристский взнос с иностранца.
Данил Москаленко:
– Например, Астана, Алматы. Допустим, номер в среднем 30 тысяч тенге. Плюс-минус больше. 5%, скорее всего, будет у нас в крупных городах. Ну, не так много для иностранца.
Серик Касенов, эксперт департамента туризма НПП "Атамекен":
– На самом деле сложность не в сумме, сложность в администрировании этого вопроса. Как это собрать, как это провести через бухгалтерию, как это показать в чеке, как настроить кассовые аппраты? Сейчас, получается, больше практические вопросы возникают в ходе реализации этих правил.
Спикер пояснил, что изначально рассматривался вариант создания специального фонда, где бы аккумулировались средства, полученные от туристского сбора. Но, так как нет гарантии, что эти деньги впоследствии будут направляться на развитие именно туризма, то от идеи создания подобного фонда решили отказаться.
Дамиля Кунанова, управляющий директор департамента туризма НПП РК "Атамекен":
– Мы просим, чтобы нас услышало правительство о том, что этот взнос, эти правила в таком виде, в каком есть, они просто не реализуемы, они порождают кучу вопросов у самих представителей рынка. Мы еще не знаем реакцию наших гостей. Мы просим, чтобы на 2023 год применялась нулевая ставка по этому налогу, так как туризм сейчас только восстанавливается. За период 2023 года с учетом мнения рынка использовать передовой опыт, как вот сейчас говорят отраслевые ассоциации. Принять лучший опыт и поменять процентную ставку на фиксированную и проработать новые правила, конкретный реализуемый механизм. И с 2024 года сделать его (взнос. – Прим. ред.) в пилотном режиме только в двух городах – Алматы и Астане.
Данил Москаленко:
– Госпожа Шайкенова, объясните, пожалуйста, с чем связана такая поспешность с принятием новых правил?
Рашида Шайкенова, президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов:
– Парадоксальность ситуации в том, что вообще bed tax в мире вводится с целью развития туризма и с целью ограничительных мер по въездному потоку. Но в данном случае мы ставим перед собой задачу, я так понимаю, по увеличению финансирования туристской отрасли. То есть на одну задачу мы закрыли глаза, потому что она нас не касается, по ограничению, наша задача, наоборот, увеличивать поток в страну, но, к сожалению, и первая задача, по развитию туризма, абсолютно размыта в этом постановлении.
Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.