Рынок обязательного автострахования столкнулся с убытками

1303

Страховые компании бьют тревогу: за прошедший год сумма выплат увеличилась на 30%. 

Рынок обязательного автострахования столкнулся с убытками Фото: Максим Морозов

Проблемы и перспективы казахстанского страхового рынка обсуждались в Алматы на конференции, сообщает inbusiness.kz. Как рассказал председатель Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин, перед отраслью страхования накопилось очень много вопросов, но особенно много проблем в сфере обязательного страхования, в том числе и страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев. По словам представителя отрасли, действующие тарифы обязательного страхования автовладельцев не отвечают современным реалиям.

"За последние три года значительно выросла убыточность, и нам нужно что-то с этим делать. Необходимо, на мой взгляд, создать из класса обязательного страхования хороший продукт, рыночный, востребованный, выполняющий самую главную компенсаторную функцию, которую заложило в него государство. В страховании мы работаем уже по факту свершившихся событий, за последствия которых мы должны платить.  И уже сейчас не хватает тех денег, которые мы получили от страхователей. Рынок платит уже больше. Понятно, что тариф должен быть адекватным", – отметил Виталий Веревкин.

Поправки в законодательство, которые вступают в силу уже 31 августа, откроют для страховых компаний новые возможности, в том числе по созданию единого справочника стоимости запасных частей, считает заместитель председателя агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева

"Мы ожидаем, что данная инициатива позволит страховщикам сконцентрироваться на решении вопроса по созданию единого справочника стоимости запасных частей, сделать еще массу правильных и нужных вещей при помощи развития IT-структур, которые, возможно, будут создаваться на базе страховых организаций. Такого рода справочник позволит унифицировать подходы к оценке ущерба. Вопрос оценки и ущерба, наверное, один из краеугольных вопросов, которые на сегодняшний день существуют в страховом секторе.  Если смотреть, как работает страховой омбудсмен, то, наверное, 90% жалоб у омбудсмена как раз и сопряжены с правильной оценкой ущерба", – рассказала о нововведениях заместитель председателя АРРФР Мария Хаджиева.

В поисках новых, привлекательных для клиентов продуктов необходимо сохранять баланс между защитой прав потребителей и финансовой устойчивостью страховых компаний, считает председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Елена Бахмутова.

"К сожалению, в Казахстане так сложилось, что основу рынка составляют обязательные виды страхования. Они жестко регламентируются, и тем самым вроде бы утрачивается основа для создания продуктов, ориентированных на индивидуальных клиентов.  Но без этого невозможно обойтись.  Поэтому нам важно найти разумный баланс между защитой прав потребителей и финансовой устойчивостью страховых компаний", – подчеркнула председатель совета АФК.

В Казахстане обязательное страхование гражданской правовой ответственности автовладельцев было внедрено почти 30 лет назад, в 1996 году, и на сегодняшний день является важным элементом защиты граждан. В 2003 году был принят закон об обязательном страховании гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств, и в том же году был создан фонд гарантированных страховых выплат, осуществляющий гарантированные страховые выплаты по гарантированным видам страхования. В 2007 году появился институт страхового омбудсмена, позволяющий решать споры в досудебном порядке. В том же году была создана единая страховая база данных.

Также с 2007 года действует система бонус-малус, которая напрямую связывает стоимость договора страхования с историей вождения человека. В 2018 году оценка ущербов имущества была передана страховщикам. В 2020 и 2021 годах регулятор провел большую работу по определению тарифов по регионам. Результатом этой работы стало принятие в 2022 году закона о развитии страхового рынка и введение с 2024 года гибкого тарифообразования.

За последние 12 месяцев сумма премий по страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев составила около 111 миллиардов тенге.  Рост по сравнению с показателями прошлого года составил около 14,5%. За данный период времени заключено 6,6 млн договоров. Средний размер страховой премии достиг 16 тысяч тенге.

Общая сумма выплат по возмещению ущерба за 12 месяцев превысила 92 млрд тенге. Рост по сравнению с показателями предыдущего периода составил более чем 30%. Количество страховых выплат достигло 150 тысяч, а средний размер страховой выплаты составил 610 тысяч тенге.

По мнению специалистов, в последние два года рынок обязательного автострахования столкнулся с серьезными вызовами. Наблюдается резкий рост убыточности.  Еще недавно убыточность составляла около 65%, по итогам 2024 года убыточность составила 87%. По данным текущего года, убыточность страховых компаний приближается к цифре в 96%. 

Рост убыточности, считают эксперты, напрямую связан с увеличением количества ДТП, в том числе происшествий, в результате которых пострадали или погибли люди. По данным страховщиков, за последний год число таких ДТП увеличилось более чем в два раза. Это говорит о системной проблеме не только для страхового рынка, но и для всей сферы безопасности дорожного движения.

Читайте по теме:

Аграрии и страхование: дорого, сложно, невыгодно?

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться