Именно после этой даты будет официально закончен мораторий на повышение тарифов на регулируемые коммунальные услуги. Новый пилотный проект предусматривает отмену дифференциации тарифа, но только пока не для всех. Речь о бюджетных организациях, бизнесе и населении, сообщает inbusiness.kz.
По информации агентства по защите и развитию конкуренции, в рамках проекта будут проведены необходимые расчеты и отработка механизма предоставления жилищной помощи. Как пояснили в агентстве, отмена дифференцированного тарифа означает сохранение среднеотпускного тарифа с изменением его размеров по группам потребителей.
Равнение на Европу?
Почему конкуренция в стране не развивается, почему не работает централизованный рынок энергоснабжения? Эти вопросы задает на разных площадках председатель агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин и сам же отвечает – потому что тариф в стране дифференцируется.
По информации главного борца с монополией, средний отпускной тариф в Костанае – 20,88 тенге, он самый высокий в стране. Самый низкий тариф в ВКО – 13 тенге. Идея, которую предлагают казахстанским потребителям, – уравнивание тарифа между всеми участниками рынка потребления.
По данным Серика Жумангарина, на основании дифференциации в прошлом году бюджет переплатил 20 млрд тенге, малый и средний бизнес – 31 млрд тенге. За счет этого тариф для физических лиц удерживается на низком уровне, хотя существует жилищная помощь, которая должна покрывать коммунальные услуги.
"Пилот" запускается в Алматы, Костанайской области и ЗКО. К чему это приведет? Постепенно выровняются тарифы. Во всем мире физические лица платят больше, чем юридические. Человек, пекущий хлеб, для общества важнее с точки зрения эффективности", – уверен глава агентства.
В планах – реализовать проект по отказу от дифференциации тарифа на электроэнергию до 2025 года, хотя эта дата не окончательная. К чему это приведет?
"Будет проводиться смена поставщиков и выведено до 30% электроэнергии на активные биржевые торги. Электроэнергия станет доступна, а население станет игроком на рынке, начнется борьба за микрорайоны. Весь мир развивает конкуренцию на этом рынке только таким образом", – отметил Серик Жумангарин.
Как отметил вице-министр энергетики РК Асет Магауов: "Вопрос реформы назрел, и мы его поддерживаем".
Жилищная помощь
Семьям, гражданам Казахстана, имеющим небольшой доход и расходующим его значительную часть на оплату коммунальных услуг, положена жилищная помощь от государства. Вопрос в том, кто о ней знает и реально может пройти бюрократическую машину, чтобы ее получить.
"В прошлом году выплаты по ним составили всего 750 млн тенге. Мы предлагаем увеличить объемы жилищной помощи, резерв в 50 млн тенге имеется, и необходимо отрегулировать данный инструмент", – считает Серик Жумангарин.
Данный процесс, по его мнению, необходимо автоматизировать, чтобы не человек считал свой "дебет" и "кредит", а нуждающиеся "высвечивались" автоматически в социальных службах.
Главные условия получения: малообеспеченность, жилье должно быть единственным, затраты на комуслуги превышают установленную для этого региона долю предельно допустимых расходов.
"В стране несколько сотен тысяч людей, которых надо защищать. Но все остальные, уверенно говорю, могут эти тарифы оплачивать", – считает руководитель агентства.
Иное мнение
Независимый эксперт Пётр Своик уверен, что на рынке электроэнергии назрела принципиальная реконструкция – создание балансирующего рынка электроэнергии, полноценного рынка новой мощности, и общенационального тарифа, утверждающегося на парламентском уровне.
"Почему мы без этого не обойдемся? Во-первых, помимо никуда не годного нынешнего устройства, так называемого оптового рынка, где идет закрытая дележка самых больших объемов по самым низким тарифам между аффилированными игроками и так называемым розничным рынком, где творится невероятная чехарда с тарифами по регионам. Все это говорит о том, что в ближайшее время необходимо наращивать мощности, мы уже в серьезном дефиците, и, по самым скромным оценкам, это обойдется в удвоенный тариф. Представьте себе, если мы об этом сообщим населению, бизнесу. И тут без единого закупщика, который сможет проводить внятную тарифную политику и оперативно перекидывать ресурсы с балансирующего рынка на рынок мощности, не обойтись. Во-вторых, попытка как-то улучшить эту схему, опять придумать тридцатипроцентное конкурентное распределение на оптовом рынке и прочее – это уже не первый раз. Если мы не будем твердо держать в руках тарифную политику и деятельности единого закупщика, то мы доиграемся", – озвучил свою точку зрения эксперт.
Кризис – это возможность
Как отметил Серик Жумангарин, нововведение – дело не одного дня и даже года, но путь этот он считает правильным.
"Единый закупщик, как предлагают мои оппоненты, – это ошибка, и Европа от этого принципа давно отказалась. Не случайно китайцы говорят: "Кризис – это возможность". Необходимо развивать новое. Когда все хорошо, никто ничего не меняет. Модель единого закупщика нельзя пропускать", – уверен руководитель агентства.
Марина Попова