Аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов разразился критикой в адрес местной системы технадзора, передает inbusiness.kz. Речь идет о контроле качества при ремонте и строительстве дорог. Это больной для СКО вопрос, который, по сути, с повестки не снимается – дорожное полотно из года в год вроде латается, а население все равно недовольно плодами трудов дорожников. И чаще всего это обосновано.
На заседании коллегии управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог внезапно выяснилось, что технический контроль на ряде объектов или отсутствует, или один и тот же эксперт технадзора курировал одновременно 4-5 работ в разных местах. То есть делал то, что невозможно физически. Как итог, именно на таких дорожных стройках и выявлялись грубые технологические нарушения.
''В Жамбылском районе, в селе Пресновка, при среднем ремонте улицы Дружбы было выявлено, что на свежеуложенном покрытии имеются трещины, ямочность. В Мамлютском районе при среднем ремонте дороги районного значения на свежеуложенном покрытии были трещины, а стыки между асфальтобетонными слоями имеют плохое сопряжение'', – рассказал и. о. директора филиала РГП "Национальный центр качества дорожных активов" по СКО Марат Дарбаев.
То есть это все, на что внимание строителей должны были обратить специалисты технадзора. Однако по какой-то причине этого не произошло. Принципы, которыми руководствуется технадзор в своей деятельности в СКО, возмутили главу региона Кумара Аксакалова. Оказывается, сам технадзор по области никто и не контролирует должным образом. Особенно удобно таким компаниям при среднем ремонте – нарушения из-за моментов в законодательстве не рассматриваются ГАСК, а значит, о каких-то серьезных наказаниях говорить не приходится.
Как итог, дороги в СКО оставляют желать лучшего и даже свежеуложенное покрытие живет недолго. И, хоть госорганы и ссылаются на то, что все выявленные нарушения на 100% устраняются, поверить в это сложно.
''Если это устранено, то дороги должны как минимум долгие годы служить. Миллиардами деньги выделяем, но должен же быть результат? Более того, кое-кто монополизировал рынок технадзора, пользуясь пробелами в законодательстве, уходит от ответственности. Как это так? Это должно быть предметом разбирательства'', – разразился критикой Кумар Аксакалов.
Говоря о монополизации рынка, аким не оговорился. У одной из компаний, работающих в сфере, в прошлом году было 100 объектов. И это при штате в 15 человек. Представитель фирмы поправил главу региона, что сотрудников у них числится 27, но и это такое себе оправдание, учитывая объемы работ.
''У нас что в области больше никто не может осуществлять технический надзор, кроме этой компании? Все монополизировали. Я знаю, вы, говорят, демпингуете по максимуму, а потом начинаете бегать. Вот такой метод работы'', - завершил свой разоблачающий сложившую систему монолог Аксакалов.
Конечно, ремонт и строительство дорог — сфера, привлекающая к себе многих. В первую очередь, за счет вкладываемых туда средств. По информации областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, если в 2018 году на ремонт трасс и улиц выделялось 14,6 млрд. тенге, то в 2021 году на реализацию проектов по строительству и реконструкции, а также разработку ПСД выделены средства в размере 24,4 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета – 17,4 млрд тенге, субвенции – 5 млрд тенге, из областного бюджета – 2 млрд тенге.
В 2021 году по республиканской сети выборочным контролем качества работ и материалов были охвачены 27 объектов. За 12 месяцев отчетного периода отобрано 313 проб материалов, по результатам выездов и испытаний материалов выявлены 347 замечаний, в том числе 36-грубых.
Петр Акутионов