С арендаторов школьных столовых в Алматы незаконно требуют более 23 млн тенге за пользование оборудованием

4235

В Палату предпринимателей Алматы поступило заявление от Ассоциации предприятий школьного питания, а также коллективное обращение арендаторов школьных столовых города с просьбой о защите их прав.

С арендаторов школьных столовых в Алматы незаконно требуют более 23 млн тенге за пользование оборудованием

Палата предпринимателей города Алматы считает незаконными требования Управления государственных активов Алматы о взыскании с арендаторов школьных столовых задолженности за аренду оборудования за 2016-2017 годы.

В палату поступило заявление от Ассоциации предприятий школьного питания, а также коллективное обращение арендаторов школьных столовых города с просьбой о защите их прав.

Бизнесмены сообщили, что Управление государственных активов Алматы в марте текущего года провело совещания с директорами алматинских школ, где им были даны указания собрать с предпринимателей – арендаторов школьных столовых задолженность за 2016-2017 годы. Бухгалтерам учреждений образования были предоставлены реквизиты банковского счета, куда арендаторам необходимо вносить денежные средства с пометкой "Оплата за аренду кухонного оборудования", причем срок для этого определили в две недели.

По имеющейся у Палаты предпринимателей Алматы информации, управление выставляет арендаторам столовых только по четырем районам города задолженность в общей сумме 23,5 миллиона тенге (!). В частности, по Ауэзовскому району – 9 млн тенге, по Алмалинскому району – 2,3 млн тенге, по Медеускому району – 2,6 млн тенге, по Жетысускому району – 9,6 млн тенге.

 

По словам Салтанат Лесбаевой, некоторым предпринимателям выставили суммы в 50 тысяч тенге, а есть и такие, кто остался должен пять миллионов тенге. Для малого бизнеса такой долг практически всегда означает одно – ему проще закрыться, чем оплатить по счетам.

Арендаторы школьных столовых указывают, что договоров возмездной аренды кухонного оборудования между управлением и предпринимателями в 2016-2017 годах не заключалось, их начали заключать только с 2018 года. В 2016-2017 годах предприниматели заключали договоры непосредственно с учебными заведениями, и в них аренда оборудования с бизнесменами никак не оговаривалась, поскольку в них в качестве арендной платы на арендаторов возлагались затраты по текущему, капитальному ремонту и техобслуживанию оборудования.

Арендаторы за свой счет делали тогда и сейчас продолжают текущий и капитальный ремонт кухонного оборудования, ни со стороны учебных заведений, ни со стороны управления никаких вложений в оборудование не было.

Предприниматели говорят, что в случае погашения требуемой задолженности они будут вынуждены включить указанные расходы в стоимость своей продукции, что ударит по карманам родителей школьников и в конечном итоге приведет к социальной напряженности.

"В 2018 году процедура проходила так: управление госактивов запросило информацию, каким оборудованием мы пользуемся. Приходит, допустим, завхоз школы или директор, мы показываем, описываем: вот этим мы пользуемся, а вот это – наше личное, которое мы сами купили. Сдали все бумаги и получили тарифную сетку. И в 2018 году мы исправно оплачивали эту аренду. Нас возмутило то, почему мы теперь должны платить за 2016 и 2017 годы?" – говорит Гульнара Мамаева, президент Ассоциации предприятий школьного питания.

В Палате предпринимателей считают требования Управления государственных активов Алматы незаконными.

По мнению начальника отдела защиты прав предпринимателей палаты Салтанат Лесбаевой, обязательства возникают из договоров, которые между управлением и арендаторами столовых не заключались. По договорам между школами и бизнесменами обязательства предпринимателей надлежащим образом исполнены, срок действия этих договоров истек.

"Управление необоснованно пытается возложить на предпринимателей обязанность по погашению задолженности за вышеуказанный период, тем самым сняв с себя ответственность за несвоевременное включение аренды оборудования в договоры имущественного найма помещений", – отметила она. 

Вопрос с участием сторон был рассмотрен на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Алматы.

Руководитель отдела имущественного найма Управления государственных активов Алматы Аскар Нурлан, принявший участие в заседании совета, отметил, что Палата предпринимателей дважды обращалась в управление по этому вопросу, на что госорган дважды "отвечал, что никаких требований на сегодня предпринимателям не было".

По его словам, после проверки ревизионной комиссии управление провело встречу с директорами школ. С бизнесменами они не встречались и требований им не выдвигали.

Что касается сумм задолженности по разным районам, указанным в письме управления образования управлению госактивов (копия письма на фото), как отметил Нурлан Аскар, "это были предварительные данные, которые мы озвучивали директорам школ, не предпринимателям. Предпринимателей мы ни разу не собирали, ни разу никаких требований не выставляли".

"Мы собирали директоров, чтобы ознакомить с правилами, чтобы они в будущем такого не допустили, чтобы завтра предприниматели не приходили и не говорили, что мы этим оборудованием не пользуемся. В то же время мы прокомментировали предварительно. Перед тем как их собрать, мы запросили, какое имущество у них есть и какое они передавали, чтобы сказать, что по вашей вине, в частности, и было допущено такое нарушение", – отметил он.

На что Салтанат Лесбаева ответила, что в этой ситуации чиновники действовали не напрямую, а через директоров школ, и это подтверждают сами бизнесмены, чьи заявления поступили в палату. Стоит отметить, что в Алматы на сегодня насчитывается 283 школы, в сфере общественного питания их обслуживают порядка 200 бизнесменов.

"Около 20% арендаторов на сегодня уже оплатили выставленные им долги за аренду прошлых лет, но это те, у кого суммы небольшие", – добавила Гульнара Мамаева.

В итоге участники Совета приняли решение направить письмо в Ревизионную комиссию Алматы, в котором, в частности, указать об отсутствии законных оснований для взыскания задолженности по аренде оборудования за 2016-2017 годы. А также обратиться в Совет по этике при Департаменте Агентства по делам государственной службы по вопросу необоснованных требований государственного органа. Кроме того, рекомендовать Министерству национальной экономики Республики Казахстан как разработчику Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду) от 17 марта 2015 года № 212 учесть затраты предпринимателей на ремонт и техническое содержание оборудования и включить эти затраты в стоимость аренды, без ее повышения. И указать КГУ "Управление государственных активов г. Алматы" о недопущении подобных фактов впредь.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться