/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 316,53 DOW J 28 998,32
FTSE 100 7 403,92 РТС 1 524,71
KASE 2 373,34 Золото 1 645,90
С арендаторов школьных столовых в Алматы незаконно требуют более 23 млн тенге за пользование оборудованием

С арендаторов школьных столовых в Алматы незаконно требуют более 23 млн тенге за пользование оборудованием

В Палату предпринимателей Алматы поступило заявление от Ассоциации предприятий школьного питания, а также коллективное обращение арендаторов школьных столовых города с просьбой о защите их прав.

16 Август 2019 16:32 3252

С арендаторов школьных столовых в Алматы незаконно требуют более 23 млн тенге за пользование оборудованием

Автор:

Новости

Вчера
23:00

Виртуального ведущего I-Sanjа хотят «познакомить» с онлайн-консультантом I-Dana

Вчера
22:54

Депутаты предлагают увеличить подушевое финансирование в сфере инклюзивного образования

Вчера
22:47

Около $ 1 млн направили ОАЭ на социальные проекты в Казахстане

Вчера
22:41

Стоимость нового аэропорта Кызылординской области снизят на 5 млрд тенге

Вчера
22:35

Строительство БАКАД обойдется казне в 150 миллиардов тенге

Вчера
22:30

Ерлан Тургумбаев: из похищенного оружия не стреляли

Вчера
22:22

Битва за металлолом: бизнес-сообщество ждет принятия законов для развития отрасли

Вчера
20:50

«Котел» и «черная касса» - вся правда о новой финансовой пирамиде

Вчера
20:42

Рустем Даулет назначен акимом Кордайского района Жамбылской области

Вчера
20:02

Посол КНР оценил профилактические меры в Казахстане по предотвращению распространения коронавируса

Все новости

Палата предпринимателей города Алматы считает незаконными требования Управления государственных активов Алматы о взыскании с арендаторов школьных столовых задолженности за аренду оборудования за 2016-2017 годы.

В палату поступило заявление от Ассоциации предприятий школьного питания, а также коллективное обращение арендаторов школьных столовых города с просьбой о защите их прав.

Бизнесмены сообщили, что Управление государственных активов Алматы в марте текущего года провело совещания с директорами алматинских школ, где им были даны указания собрать с предпринимателей – арендаторов школьных столовых задолженность за 2016-2017 годы. Бухгалтерам учреждений образования были предоставлены реквизиты банковского счета, куда арендаторам необходимо вносить денежные средства с пометкой «Оплата за аренду кухонного оборудования», причем срок для этого определили в две недели.

По имеющейся у Палаты предпринимателей Алматы информации, управление выставляет арендаторам столовых только по четырем районам города задолженность в общей сумме 23,5 миллиона тенге (!). В частности, по Ауэзовскому району – 9 млн тенге, по Алмалинскому району – 2,3 млн тенге, по Медеускому району – 2,6 млн тенге, по Жетысускому району – 9,6 млн тенге.

 

По словам Салтанат Лесбаевой, некоторым предпринимателям выставили суммы в 50 тысяч тенге, а есть и такие, кто остался должен пять миллионов тенге. Для малого бизнеса такой долг практически всегда означает одно – ему проще закрыться, чем оплатить по счетам.

Арендаторы школьных столовых указывают, что договоров возмездной аренды кухонного оборудования между управлением и предпринимателями в 2016-2017 годах не заключалось, их начали заключать только с 2018 года. В 2016-2017 годах предприниматели заключали договоры непосредственно с учебными заведениями, и в них аренда оборудования с бизнесменами никак не оговаривалась, поскольку в них в качестве арендной платы на арендаторов возлагались затраты по текущему, капитальному ремонту и техобслуживанию оборудования.

Арендаторы за свой счет делали тогда и сейчас продолжают текущий и капитальный ремонт кухонного оборудования, ни со стороны учебных заведений, ни со стороны управления никаких вложений в оборудование не было.

Предприниматели говорят, что в случае погашения требуемой задолженности они будут вынуждены включить указанные расходы в стоимость своей продукции, что ударит по карманам родителей школьников и в конечном итоге приведет к социальной напряженности.

«В 2018 году процедура проходила так: управление госактивов запросило информацию, каким оборудованием мы пользуемся. Приходит, допустим, завхоз школы или директор, мы показываем, описываем: вот этим мы пользуемся, а вот это – наше личное, которое мы сами купили. Сдали все бумаги и получили тарифную сетку. И в 2018 году мы исправно оплачивали эту аренду. Нас возмутило то, почему мы теперь должны платить за 2016 и 2017 годы?» – говорит Гульнара Мамаева, президент Ассоциации предприятий школьного питания.

В Палате предпринимателей считают требования Управления государственных активов Алматы незаконными.

По мнению начальника отдела защиты прав предпринимателей палаты Салтанат Лесбаевой, обязательства возникают из договоров, которые между управлением и арендаторами столовых не заключались. По договорам между школами и бизнесменами обязательства предпринимателей надлежащим образом исполнены, срок действия этих договоров истек.

«Управление необоснованно пытается возложить на предпринимателей обязанность по погашению задолженности за вышеуказанный период, тем самым сняв с себя ответственность за несвоевременное включение аренды оборудования в договоры имущественного найма помещений», – отметила она. 

Вопрос с участием сторон был рассмотрен на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Алматы.

Руководитель отдела имущественного найма Управления государственных активов Алматы Аскар Нурлан, принявший участие в заседании совета, отметил, что Палата предпринимателей дважды обращалась в управление по этому вопросу, на что госорган дважды «отвечал, что никаких требований на сегодня предпринимателям не было».

По его словам, после проверки ревизионной комиссии управление провело встречу с директорами школ. С бизнесменами они не встречались и требований им не выдвигали.

Что касается сумм задолженности по разным районам, указанным в письме управления образования управлению госактивов (копия письма на фото), как отметил Нурлан Аскар, «это были предварительные данные, которые мы озвучивали директорам школ, не предпринимателям. Предпринимателей мы ни разу не собирали, ни разу никаких требований не выставляли».

«Мы собирали директоров, чтобы ознакомить с правилами, чтобы они в будущем такого не допустили, чтобы завтра предприниматели не приходили и не говорили, что мы этим оборудованием не пользуемся. В то же время мы прокомментировали предварительно. Перед тем как их собрать, мы запросили, какое имущество у них есть и какое они передавали, чтобы сказать, что по вашей вине, в частности, и было допущено такое нарушение», – отметил он.

На что Салтанат Лесбаева ответила, что в этой ситуации чиновники действовали не напрямую, а через директоров школ, и это подтверждают сами бизнесмены, чьи заявления поступили в палату. Стоит отметить, что в Алматы на сегодня насчитывается 283 школы, в сфере общественного питания их обслуживают порядка 200 бизнесменов.

«Около 20% арендаторов на сегодня уже оплатили выставленные им долги за аренду прошлых лет, но это те, у кого суммы небольшие», – добавила Гульнара Мамаева.

В итоге участники Совета приняли решение направить письмо в Ревизионную комиссию Алматы, в котором, в частности, указать об отсутствии законных оснований для взыскания задолженности по аренде оборудования за 2016-2017 годы. А также обратиться в Совет по этике при Департаменте Агентства по делам государственной службы по вопросу необоснованных требований государственного органа. Кроме того, рекомендовать Министерству национальной экономики Республики Казахстан как разработчику Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду) от 17 марта 2015 года № 212 учесть затраты предпринимателей на ремонт и техническое содержание оборудования и включить эти затраты в стоимость аренды, без ее повышения. И указать КГУ «Управление государственных активов г. Алматы» о недопущении подобных фактов впредь.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«На закупках у подрядчика нет прав, только одни обязанности»

Павлодарские предприниматели жалуются на неравность условий при конкуренции с российскими подрядчиками и на договоры с компаниями на площадке «Самрук-Казына».

20 Февраль 2020 13:42 1321

«На закупках у подрядчика нет прав, только одни обязанности»

Фото: Максим Морозов

В Павлодаре местные бизнесмены на встрече с представителями Палаты предпринимателей «Атамекен» подняли тему равноправия на тендерной площадке «Самрук-Казына». Это специализированный портал, где публикуются лоты подконтрольных фонду компаний, а также недропользователей и представителей крупного бизнеса.

Кручу, как хочу

Одной из наиболее распространенных проблем называют ситуации, когда крупные компании не спешат с выплатами даже при завершении всех работ со стороны подрядчика и истечении всех сроков, прописанных в контракте. Таким образом, получается, что обязательства действуют только в одну сторону. При малейшем нарушении со стороны подрядчика к нему применяются штрафные санкции, в то время как заказчики, будь то национальная компания или крупный недропользователь, зачастую на такие «мелочи» не обращают должного внимания.

«Договор заключили, но ответственности они никакой не несут. Если я протокол разногласий с ними подписываю, то обязательства там только у меня. По закону если заказчик идет как недропользователь, то оплата должна быть в течение 30 дней. Они заключают свободно с оплатой через 60 дней», – рассказал inbusiness.kz один из подрядчиков, пожелавший остаться неназванным.

Бизнесмен указывает, что при борьбе за лоты национальных компаний и недропользователей больше решают связи, чем качество, сроки поставки или даже законы. По его словам, был случай, когда один из недропользователей для своего казахстанского предприятия выкладывал лоты на поставку антиобледенителей на российском портале закупок.

«Я добился того, чтобы они выложили его у нас. Они в итоге сделали в две партии – маленькой на 60 тонн и крупной на 1000 тонн. На одном из семинаров представитель компании заявил мне: «Вот, вы выиграли 60 тонн. Радуйтесь, будете ставить», – рассказал предприниматель.

Из этого объема у него приняли только 15 тонн. Остальные 45 тонн точно таких же антиобледенителей принимать отказались, уверяет он.

«Что касается крупной партии, то меня просто выкинули с первого же этапа конкурса, практически ничем не аргументируя. Таких прецедентов масса. Если несколько лет назад были такие разговоры, что «отойди от этого конкурса, мы тебе дадим другой», то сейчас просто напрямую отказ», – сказал подрядчик.

СТ-KZ – не панацея

СТ-KZ – это специальный сертификат, который подтверждает, что товар действительно был произведен или переработан на территории Казахстана. Его используют для участия в закупках на территории РК, например в тендерах недропользователей для получения преимущества в сравнении с иностранными поставщиками.

Однако на деле, по словам павлодарских подрядчиков, СТ-KZ  далеко не всегда дает какие-то преференции или скидки казахстанским производителям. У крупных компаний может быть свое мнение.

«Сказать честно? Топ-менеджеры говорят: «Можешь со своим СТ-KZ в туалет сходить», – заявил подрядчик.

Туманное будущее

«У нас скоро производителей не останется. Останутся только сельхозники и производители пищевой продукции. У меня друзья тоже занимаются различными производствами. Тоже все вяло загибаются, потому что работать становится невозможно. Поддержки государства нет, только гнобление», – рассказывает предприниматель.

Начальник отдела сопровождения проектов павлодарской палаты «Атамекен» Амир Баисов в свою очередь сказал, что в конце февраля планируется собрание с участием крупного системообразующего бизнеса, и предложил вместе поднять этот вопрос там. На площадке при Палате предпринимателей действует региональная комиссия по увеличению местного содержания, которую до последнего времени возглавлял экс-аким Павлодарской области Булат Бакауов. Сейчас в связи со сменой руководства региона пока неясно, когда и в каком составе она возобновит свою работу.

«С инициативы Палаты предпринимателей «Атамекен» несколько раз выдвигалась идея о создании единой площадки с едиными правилами закупок, но пока не получается все это соединить воедино», – сообщил inbusiness.kz Баисов.

В целом в Палате предпринимателей отмечают, что такие инциденты далеко не единственные случаи. Подобные взаимоотношения заказчика и подрядчика становятся системной проблемой для казахстанского бизнеса.

Руслан Логинов

Какие законы в Казахстане готовят для предпринимателей

В НПП «Атамекен» рассказали, как это отразится на бизнесе.

20 Февраль 2020 10:38 306

Какие законы в Казахстане готовят для предпринимателей

Снижение порога на учет по НДС, исключение из вычетов товаров без ЭСФ и другие проблемы налогообложения МСБ, которые поднимались в рамках первого заседания регионального совета Палаты предпринимателей, председатель регионального совета НПП «Атамекен» Алматы Максим Барышев обсудил с корреспондентом inbusiness.kz.

Первый важный вопрос, который затронул Максим Барышев, – сокращение суммы оборота бизнеса при постановке на учет по НДС. Согласно законодательной инициативе, предусмотрено снижение порога для постановки на учет по НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП (то есть с 79,5 млн тенге до 53 млн тенге). Председатель регионального совета отметил, что у малого бизнеса нет зачетного НДС, и после освобождения от налогов в размере 3% (подоходного и социального) они обязаны будут платить 12% НДС, что значительно увеличит их налоговую нагрузку.

«В эту разницу попадает около 20 тысяч действующих субъектов малого бизнеса, не имеющих зачетной стороны НДС. Платить 12% с продаж – это колоссальная сумма. Этот процент может быть всей прибылью бизнесмена. Вдобавок к этому предпринимателям придется брать в штат бухгалтеров для ведения учета, выписки ЭСФ и составления налоговой отчетности. Поэтому мы против этой нормы», – сказал собеседник.

Второй вопрос – истечение срока исковой давности по налоговым спорам. В связи с чем в Налоговом кодексе от 25 декабря 2017 года предусмотрели срок исковой давности три года с введением с 1 января 2020 года. Но у комитета государственных доходов иное мнение о сроках.

«КГД считает, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности будет составлять пять лет. Мы отправили письмо в министерство национальной экономики, чтобы устранить неточность, и добились того, что срок исковой давности следует считать три года, а именно 2017, 2018, 2019 годы», – отмечает Максим Барышев.

Третий важный вопрос, который отметил председатель регионального совета, – обсуждение законодательной инициативы по исключению из вычетов с 1 января 2018 года расходов, не подтвержденных электронными счетами-фактурами.

«Приведу пример. Электронные счета-фактуры (ЭСФ) – это не первичная документация. Когда совершается сделка, она документируется первичной документацией. На основе нее выписывается ЭСФ, подтверждающий создание сделки. ЭСФ непосредственно помещается в систему комитета государственных доходов. КГД видит все сделки плательщиков НДС. Это сделано для того, чтобы некоторые плательщики возвращали НДС за товар, который они продают за границу, и по цепочке ЭСФ отслеживаются полностью все товары, работы и услуги, которые это крупное предприятие купило. Для того чтобы вернуть из бюджета НДС, оно должно подтвердить не только первую линию своих продавцов (у кого купило), но и продавшая сторона также должна подтвердить у своих контрагентов, что услуги были куплены с НДС», – объясняет собеседник.

То есть из вычетов предлагается исключить все приобретенные товары и услуги, на которые не был выставлен ЭСФ: приобретения у малого и среднего бизнеса – неплательщиков НДС; приобретения у нерезидентов; расходы на иные товары, работы и услуги, по которым либо законодательно не предусматривается выписка ЭСФ по НДС в электронном виде, либо ЭСФ по НДС выписан с ошибкой.

«Как это будет выглядеть на практике: ТОО покупает товар за 1000 тенге (без ЭСФ) и продает его за 1200 тенге (20% торговая наценка) при этом согласно действующему законодательству ТОО оплачивает налог КПН 20% от разницы 1200-1000 = 200 тенге. КПН 200*20% = 40 тенге. Предлагаемые изменения гласят, что, если товар приобретен без ЭСФ, надо обложить всю сумму 1200 тенге налогом КПН 1200*20% = 240 тенге. Получится, что налог будет больше, чем торговая наценка. Это однозначно может привести к банкротству», – сказал он.

Новые правила могут привести к тому, что бизнес будет работать в убыток. Бизнесмены, работающие по упрощенной системе, не смогут работать с крупными или средними предпринимателями, плательщиками НДС. Предполагаемая норма ухудшит положение малого бизнеса, у которого нет обязательств выписывать ЭСФ, так как компании, работающие на общеустановленном режиме, будут вынуждены игнорировать их в своей предпринимательской деятельности. Кроме того, отсутствие возможности отнесения на вычеты по договорам с нерезидентами (так как нерезиденты не смогут выписать ЭСФ) также отрицательно скажется на бизнесе.  По мнению Максима Барышева, компаниям, привозящим товар из-за границы, остается работать с розницей. А те, кто не выписывает ЭСФ, останутся за бортом.

«Еще одна категория затрат – это работа с частными лицами. Например, фрилансеры получают доход с нескольких изданий по договору гражданско-правового характера. Естественно, такие люди ЭСФ никак не будут выписывать. Это сложно, и частные лица даже не смогут в структуре ЭСФ зарегистрироваться. А по нашему законодательству сейчас издательство платит за этих людей пенсионку и индивидуальный подоходный налог (ИПН) по договору гражданско-правового характера (ГПХ). В итоге оно платит 20% налогов на них, но не может взять на вычет эти расходы. Этих сумм как будто и не было. Это толкает платить зарплаты в черную. Итого государство сразу недополучит пенсионные и ИПН от фрилансеров», – пояснил Максим Барышев.

НПП «Атамекен» направила письма в акимат города, министерство национальной экономики РК и министерство финансов РК о мнении бизнеса Алматы по данным вопросам.

Мария Галушко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: