/img/tv1.svg
RU KZ
Александр Артемьев: «Когда я пришел в автоспорт, мне дали понять, что я еще мал для гонок»

Александр Артемьев: «Когда я пришел в автоспорт, мне дали понять, что я еще мал для гонок»

Как спортсмен пережил пандемию.

09:35 19 Август 2020 1754

Александр Артемьев: «Когда я пришел в автоспорт, мне дали понять, что я еще мал для гонок»

Автор:

Азамат Ашимов

Казахстанцев, участвующих в мировых сериях профессиональных автогонок, не так много, среди них раллисты, кроссовики, а ведь есть еще и не менее популярные – кольцевые соревнования, где наша страна представлена и вовсе одним пилотом – Александром Артемьевым.

Путь Артемьева в автогонках не сразу начался с ревом шин, пит-стопами и разбрызгиванием шампанского на подиуме, все началось с работы автомеханика в подмастерьях СТО и разбиранием отцовского ВАЗ-2101, или «копейки».  

Александр, как пандемия повлияла на Ваш календарь выступлений в гонках?

Впервые за все время карьеры у меня получился такой долгий перерыв, я не проехал ни одной гонки и даже не принимал участие в тестовых заездах. Тут целый комплекс причин: это, естественно, карантин, нет возможности спокойно передвигаться по миру, второе – сложности по финансированию, основную часть расходов я всегда брал на себя, то, что заработал, то и потратил, но сейчас с заработками стало сложнее, третье – в июле мои близкие очень сильно болели, и приоритет задач у меня сильно поменялся. Впервые за долгое время я не садился даже за свой симулятор. Но сезон еще не закончен, родным легче, границы понемногу открываются, и, я надеюсь, еще погоняю!

В Вашей карьере было выступление в испанской команде Baporo Motorsport. Как Вы в ней оказались?

Семь лет назад меня пригласили выступить в российской команде Russian Bears, в длинной гонке 500 километров – Alcaniz в Испании. Всю техническую часть обеспечивала испанская команда Baporo motorsport, там мы и познакомились. После этого я не раз был на тестах на испанских трассах с этой командой, а сплотила нас в итоге эмоциональная гонка в Европейском чемпионате (ETCC) в Венгрии, прошедшая в 2017 году.

Одно из ярких Ваших выступлений было в Барселоне в прошлом году на 24-часовой гонке. Каково это – выступать целые сутки? И это правда, что во время гонок Вы похудели на пять килограмм?

Участвовать в таких изнурительных гонках – это что-то невообразимое! Мне казалось, что короткие гонки более динамичны и импульсивны, но в 24-часовых гонках иное восприятие реальности. Ты видишь, как сменяется день, ночь, а ты все за любимым делом... словно 24 часа растягиваются в целую «мини-жизнь». Я думал, что все будут беречь машины и ехать в полсилы, но там битва от начала и до конца! Причем умная битва – не «убивать» шины и быть стабильно быстрым!

Когда испанская команда меня пригласила проехаться в составе двух очень быстрых пилотов из Аргентины и одного ветерана длинных гонок из Италии, я понял, что они нацелены на победу в домашней для них гонке, мой темп их заинтересовал. Про себя был несколько воодушевлен тем, что мне доверяют. Я сказал им, что подумаю, так как были расходы, которые мне нужно было взять на себя, но на самом деле внутри меня все уже кричало «ДАААА!!» (Смеется.)

К гонке начал готовиться заранее – отрабатывал на симуляторе трассу, после делал пробежку в теплой одежде, и снова за симулятор. Задача была, чтобы перегрев и физическая усталость никак не сказывались на времени круга. Анализировал телеметрию (система, позволяющая высчитать возможное время прохождения пилотом определенного участка или круга. – Прим. автора), у меня ее много за эти годы накопилось, ну и были тесты за два месяца до гонки на трассе в Барселоне по жаре.

Вся подготовка, как в итоге оказалось, пошла на пользу, несмотря на двухчасовую езду при жаре. Самый сложный был дневной выезд, машина раскалена, внутри я даже не представляю, какая была температура, а ты в комбинезоне, огнеупорном белье, шлеме, с закрытым окном. Первые 1,5 часа прошли нормально, а вот потом уже было сложно сохранять концентрацию, причем на скорости свыше 230 км/ч. Ну ничего – задачу выполнил! Проходит 30 минут, и меня опять тянет в бой….

Ночью было прохладнее, но многие гонщики под утро начали терять бдительность, и одна за одной случались сильные аварии. Мы взяли второе место, так как инженерный расчет показал, что мы можем потерять все, если будем добавлять темп, а те, кто были на первом месте, рискнули всем, сложный баланс. Я потерял около пяти килограмм, толком не спал двое суток, но эти 24 часа я запомню на всю жизнь!

Действительно захватывающе! Вы выступали в классе TCR?

Да.

А есть ли в планах перейти в другую категорию, повыше, GT или «Формула»?

Машины класса TCR очень сбалансированы и более или менее бюджетные. Разумеется, я был бы очень рад попробовать свои силы на машинах класса GT3 и т. д. Я надеюсь, обязательно попробую свои силы на данных машинах. Строить карьеру в серьезных мировых или европейских формульных сериях… я думаю, уже поздновато, а вот в кузовных могу показать достойный результат, есть опыт, результат в Венгрии, было очень приятно видеть флаг нашей страны на подиуме.

У Вас дома стоит симулятор, наверное, мечта многих мальчишек, дорогая ли это установка? Как часто гонщики на них тренируются?

Мой симулятор был сделан из подручных средств. (Смеется) Сиденье дал друг, нижняя часть – от старой гладилки, подставка под руль из старого пластикового подоконника. Руль у меня был, пришлось поменять видеокарту, чтобы работали три монитора и хватало производительности для игры. На фото симулятор выглядит круто, я выбирал ракурс, чтобы не так позорно все выглядело. (Смеется.)

Симулятор очень важен. Ко всем европейским гонкам я готовился на нем и показывал достойный результат. Большая часть пилотов используют симуляторы. Когда я выступал в европейском кубке Vw golf cup, там было минимум тестов, а трассу запомнить надо... Запомнишь на симуляторе, приедешь на тесты, и просто делаешь поправки.

Александр, как Вы пришли в гонки? Это правда, что Вашим первым «гоночным» авто был ВАЗ-2101?

Да. ВАЗ-2101 был моим первым «гоночным» автомобилем и по совместительству нашей единственной машиной в семье. По выходным гонки, потом опять возврат глушителей, сидений, фар и т. д, после чего на следующий день папа ехал на ней на работу.

С детства мечтал о гонках, но денег у нас особо не было. Смотрел гонки, пробовал прочитанное в Интернете на заброшенных автодромах. Потом искали у нас спортсменов, и первый мой контакт с людьми, которые имеют отношение к автогонкам, был не очень приятным, мне тогда сказали: «У тебя для картинга яйца до полу, но для гонок ты еще щегол». (Смеется.) Но ничего... Потом встретил Владимира Бородина (мастер спорта РК, вице-президент Федерации автомотоспорта. – Прим. автора), он мне помог во всем, очень благодарен ему за все. Начинал с автомеханика после школы, по выходным. Потом начал подрабатывать и учиться.

Все заработанное тратил на спорт. Заработал – погонял, нет – значит, нет, отличная мотивация. Стал в итоге семикратным чемпионом Казахстана, потом пробовал силы в России в кольцевых гонках, выиграл бронзу в первом же сезоне. Потом – Европа, после серебра в Венгрии получил звание мастера спорта международного класса.

Быть гонщиком – занятие не из дешевых. Кто Вас поддерживает? Спонсоры, компании или за счет собственных средств? Поддерживает ли Вас государство?

Как и сказал ранее, заработал – гоняю, нет – значит, нет. Иногда получается привлекать спонсоров, партнеров, но, как правило, это часть бюджета... Наверное, я управляю машиной лучше, чем нахожу спонсоров. Государственных денег на меня не тратилось никогда, даже если были спонсорские выплаты от частных компаний, то у источника выплат удерживался налог. Но я не жалуюсь. Несмотря ни на что, я всегда горд носить наклейку флага Казахстана на гоночном авто!

Какие перспективы, на Ваш взгляд, у автомотоспорта Казахстана? Куда, допустим, пойти мальчишке заниматься гонками? С чего нужно начинать?

Как показывает мой пример, если есть желание, все получится. Уровень компьютерных симуляторов вырос, есть много виртуальных чемпионатов, там можно понять принцип. Есть прокатный картинг, там тоже можно подтянуть виртуальную теорию. Можно попробовать начать с автомеханика – понять этот спорт изнутри. Все, кто ко мне обращаются, я стараюсь помогать, денег никогда за это не брал. Рассказываю принцип, приглашаю домой на мой симулятор, разбираю онбоарды (просмотр видео фрагментов с гонок. – Прим. автора) У кого есть вопросы, буду рад подсказать, я есть в соцсетях!

Есть ли планы на этот год по части международных гонок?

Очень надеюсь, что в этом году я проеду хоть одну. Пока не знаю, где и как, но надеюсь, что ситуация станет лучше и все получится!

Титулы:

  • Серебряный призер длинной гонки 500 км Alkaniz в Испании.
  • 2019-й – второе место в гонке «24 часа Барселоны» в Испании.
  • 2018-й – второе место в «Гонке звезд за рулем» в Москве.
  • 2017-й – второе место во втором этапе ETCC в Венгрии.
  • Многократный чемпион Казахстана по автокроссу.

Азамат Ашимов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Фестиваль «Жас жауынгер» провели для детей с особенными потребностями в Нур-Султане

18 Октябрь 2020 13:47 613

В Нур-Султане в спортивном комплексе «Жекпе-жек» при поддержке Ассоциации боевых искусств Казахстана состоялся спортивный фестиваль для детей с особенными потребностями «Жас жауынгер».

На мероприятии приняли участие президент Ассоциации боевых искусств Казахстана Ануар Садыкулов, а также известные деятели культуры и спорта.

«Ассоциация боевых искусств Казахстана в этом году начал проект «Жас жауынгер» (Юный воин – прим.). Проект направлен на поддержку особенных детей. Одной из целей Ассоциации является пропаганда и создание условий занятием спортом для детей. Особенностью проекта является то, что единоборства могут быть отличным инструментом для инклюзивности в спорте, особенно для детей. Мы поддерживаем и будем поддерживать данные инициативы», – заверил Ануар Садыкулов.

Он добавил, что совместно с Министерством здравоохранения и Комитетом национальной безопасности обеспечат детям прохождение лечебно-оздоровительных процедур в подведомственном санаторий Балхаш.

Стоит отметить, что фестиваль приурочили к международному Дню детского церебрального паралича, который ежегодно отмечается в октябре. Мероприятие проходил впервые в Казахстане в рамках проекта «Кедергісіз келешек» для поддержки особенных детей для их социализации и популяризации адаптивного спорта.

В фестивали для детей приняли участие 4-х кратный чемпион мира по тяжелой атлетике Илья Ильин, боксер Мерей Акшалов, боец ММА Жалгас Жумагулов, обладатель «Қазақстан барысы» Бейбит Ыстыбаев, которые провели для детей мастер класс. Все дети были награждены памятными медалями, спортивными формами и другими подарками от спонсоров. Мероприятие прошло без зрителей, при соблюдении всех санитарно-эпидемиологических норм.

В клубе «Жас жауынгер» занимаются адаптированным спортом дети с ограниченными возможностями, то есть дети с ДЦП. Тренировки проходят по пяти видам спорта: бокс, армрестлинг, карате, тяжелая атлетика, а также «жекпе-жек». Эти виды спорта специально адаптированы для этих детей. Основная цель – приспособить детей в социум, а так же подготовить их с малых лет к паралимпийским играм.

Клуб посещают Олимпийские чемпионы, а также они проводят мастер классы для дальнейшей мотивации юных детей. С момента создания клуба в 2018 году был проведен турнир по пара-боксу в октябре 2019 года и в феврале 2020 года прошел «Курылтай казахстанских батыров в поддержку особенных детей «Біз біргеміз».

Тулеубек Арынов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как будет развиваться тхэквондо в Нур-Султане

12 Октябрь 2020 10:54 1457

Единственный на данный момент призер Олимпийских Игр из Казахстана по тхэквондо Арман Чилманов рассказал в интервью inbusiness.kz о планах возглавляемой им столичной федерации.

Тхэквондо вошло в программу Летних Олимийских Игр всего лишь 20 лет назад – первые соревнования по этому виду единоборств были включены в программу Игр 2000 в Сиднее, а уже через два олимпийских цикла, в 2008 году у Казахстана появился собственный олимпийский призер по этому виду спорта – Арман Чилманов, представлявший тогда Атырау, в категории свыше 80 килограммов сумел выиграть схватку за третье место у кубинца Анхеля Матоса. И привез в Казахстан бронзовую олимпийскую награду, которая остается на данный момент единственной в активе у представителей этого вида спорта.

В 2013 году Чилманов, успевший стать к тому времени стать двукратным бронзовым призером чемпионатов мира, переехал в столицу Казахстана, а два года спустя возглавил Федерацию тхэквондо Нур-Султана. И за четыре последних года количество занимающихся этим видом спорта в столице возросло более чем в три раза – с 300 человек до тысячи взрослых и детей. Это пока значительно меньше, чем в южных регионах страны, где тхэквондо занимаются по 1,5-2 тысячи человек, что сказывается и на делегировании спортсменов в национальную сборную. Однако после послания народу Казахстана президента Касым-Жомарта Токаева в сентябре этого года, где глава государства потребовал от региональных властей перенаправить средства спортивных бюджетов на развитие массового и детского спорта, в столичной федерации уверены, что с помощью столичных властей смогут стать и регионом-поставщиком кадров для спорта высших достижений, и приблизиться к Таразу, Шымкенту и Алматы по количеству вовлеченных в орбиту детского и массового тхэквондо.

В том, что касается спорта высших достижений, то мы уже на следующую летнюю Олимпиаду будем ставить цель: разработаем программу на следующие четыре года, чтобы довести хотя бы одного спортсмена из Нур-Султана до статуса как минимум участника Олимпиады, – говорит Чилманов. – Но основной упор мы делаем все же на массовый и детский спорт, и здесь за четыре года мы достигли неплохого результата, увеличив количество занимающихся тхэквондо в городе за четыре года с 300 до 1000 человек.

Из этой тысячи человек сколько детей?

Больше половины, то есть более 500 человек, и мы сейчас ставим перед собой цель наращивать число занимающихся как раз за счет детей в первую очередь. Причем это взаимосвязано и со спортом высших достижений – чем больше детей мы сможем привлечь сейчас в наши секции, тем больше шансов на увеличение представительства столичной школы в сборной страны, на международной арене.

Когда происходит такой рост занимающихся, складывается впечатление, что у столичной федерации нет проблем с финансовым обеспечением – это так?

Скажем так, проблемы есть всегда, но сейчас мы видим, что руководство города готово идти нам навстречу в их решении. Во многом это связано с приходом на должность руководителя управления физической культуры и спорта города Нур-Султан Самата Ергалиева около года назад – с его появлением для детского и массового спорта столицы очень многое повернулось в лучшую сторону.

Что именно?

Ну, вот на примере нашей федерации: нашим сборникам, то есть перспективным ребятам, которые входят в состав сборной Нур-Султана, столичное управление начало платить зарплату. Речь идет о порядка 10 спортсменов, раньше зарплату получали только двое-трое участников сборной страны. Управление сейчас софинансирует проведение учебно-тренировочных сборов, понятно, что пока внутри страны, потому что международные выезды из-за коронавируса в этом году были просто невозможны. Тем не менее, в бюджете следующего года на них заложены средства, и речь идет о выездах не только взрослых, но и детей. Наконец, управление стало софинансировать аренду залов для наших спортсменов, опять же – и для взрослых, и для детей.

А как аренда оплачивалась ранее?

Было два источника – собственные средства федерации и спонсорская помощь. В общем если все эти направления сложить, то с приходом нового руководителя финансовая поддержка со стороны управления выросла на 40%.

Это после того, как президент страны Касым-Жомарт Токаев потребовал от акиматов перенаправить средства с профессионального спорта на детский?

Да, поручение президента в послании по перенаправлению части средств с профессионального спорта на массовый и детский спорт многое изменило в том числе – и для нашей федерации. Сейчас вот надеемся на руководство управления в вопросе выделения земли под строительство нашего собственного небольшого спорткомплекса: мы готовы построить его сами при условии, что нам дадут землю, с такой инициативой мы ранее обращались в акимат, сейчас пока этот вопрос остается открытым.

С чем связываете перемены отношения со стороны городских властей к вашей деятельности?

Прежде всего, с результатами федерации: мы же сумели втрое увеличить количество занимающихся без значительных субсидий со стороны государства, то есть популяризацией спорта в регионе занимались сами и показали, что тхэквондо востребовано в столице. Хотя исторически оно более развито в южных и в западных регионах: в Таразе и в Шымкенте количество занимающихся колеблется от 1,5 до 2 тысяч человек, столько же в Мангистауской области, в Алматы еще больше. В северных регионах вообще всегда было не очень много занимающихся тхэквондо, в пределах 500-600 человек, но мы сумели показать, что от работы федерации очень многое зависит, и если не заниматься популяризацией, то все так и будет стоять на месте.

Помимо массовости, мы дали результат и в спорте высших достижений – среди ребят-сборников из Нур-Султана есть призеры чемпионатов Азии, призеры международных турниров и победители чемпионата страны. То есть мы способны давать результат по всей вертикали – от детского спорта до межународной арены. И понимаем, что увеличение финансовой поддержки со стороны городских властей для открытия большего количества залов, для закупки инвентаря будет зависеть от нашей работы. Самое главное для нас сейчас, что мы эту взаимосвязь увидели на деле, убедились, что со столичным управлением физической культуры и спорта это работает. Поэтому и рассчитываем, что к Играм 2024 года сумеем подготовить одного обладателя олимпийской лицензии. А в будущем их должно быть больше.

Игорь Воротной


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!