banner

Александр Артемьев: "Когда я пришел в автоспорт, мне дали понять, что я еще мал для гонок"

3616

Как спортсмен пережил пандемию.

Александр Артемьев: "Когда я пришел в автоспорт, мне дали понять, что я еще мал для гонок"

Казахстанцев, участвующих в мировых сериях профессиональных автогонок, не так много, среди них раллисты, кроссовики, а ведь есть еще и не менее популярные – кольцевые соревнования, где наша страна представлена и вовсе одним пилотом – Александром Артемьевым.

Путь Артемьева в автогонках не сразу начался с ревом шин, пит-стопами и разбрызгиванием шампанского на подиуме, все началось с работы автомеханика в подмастерьях СТО и разбиранием отцовского ВАЗ-2101, или "копейки".  

Александр, как пандемия повлияла на Ваш календарь выступлений в гонках?

Впервые за все время карьеры у меня получился такой долгий перерыв, я не проехал ни одной гонки и даже не принимал участие в тестовых заездах. Тут целый комплекс причин: это, естественно, карантин, нет возможности спокойно передвигаться по миру, второе – сложности по финансированию, основную часть расходов я всегда брал на себя, то, что заработал, то и потратил, но сейчас с заработками стало сложнее, третье – в июле мои близкие очень сильно болели, и приоритет задач у меня сильно поменялся. Впервые за долгое время я не садился даже за свой симулятор. Но сезон еще не закончен, родным легче, границы понемногу открываются, и, я надеюсь, еще погоняю!

В Вашей карьере было выступление в испанской команде Baporo Motorsport. Как Вы в ней оказались?

Семь лет назад меня пригласили выступить в российской команде Russian Bears, в длинной гонке 500 километров – Alcaniz в Испании. Всю техническую часть обеспечивала испанская команда Baporo motorsport, там мы и познакомились. После этого я не раз был на тестах на испанских трассах с этой командой, а сплотила нас в итоге эмоциональная гонка в Европейском чемпионате (ETCC) в Венгрии, прошедшая в 2017 году.

Одно из ярких Ваших выступлений было в Барселоне в прошлом году на 24-часовой гонке. Каково это – выступать целые сутки? И это правда, что во время гонок Вы похудели на пять килограмм?

Участвовать в таких изнурительных гонках – это что-то невообразимое! Мне казалось, что короткие гонки более динамичны и импульсивны, но в 24-часовых гонках иное восприятие реальности. Ты видишь, как сменяется день, ночь, а ты все за любимым делом... словно 24 часа растягиваются в целую "мини-жизнь". Я думал, что все будут беречь машины и ехать в полсилы, но там битва от начала и до конца! Причем умная битва – не "убивать" шины и быть стабильно быстрым!

Когда испанская команда меня пригласила проехаться в составе двух очень быстрых пилотов из Аргентины и одного ветерана длинных гонок из Италии, я понял, что они нацелены на победу в домашней для них гонке, мой темп их заинтересовал. Про себя был несколько воодушевлен тем, что мне доверяют. Я сказал им, что подумаю, так как были расходы, которые мне нужно было взять на себя, но на самом деле внутри меня все уже кричало "ДАААА!!" (Смеется.)

К гонке начал готовиться заранее – отрабатывал на симуляторе трассу, после делал пробежку в теплой одежде, и снова за симулятор. Задача была, чтобы перегрев и физическая усталость никак не сказывались на времени круга. Анализировал телеметрию (система, позволяющая высчитать возможное время прохождения пилотом определенного участка или круга. – Прим. автора), у меня ее много за эти годы накопилось, ну и были тесты за два месяца до гонки на трассе в Барселоне по жаре.

Вся подготовка, как в итоге оказалось, пошла на пользу, несмотря на двухчасовую езду при жаре. Самый сложный был дневной выезд, машина раскалена, внутри я даже не представляю, какая была температура, а ты в комбинезоне, огнеупорном белье, шлеме, с закрытым окном. Первые 1,5 часа прошли нормально, а вот потом уже было сложно сохранять концентрацию, причем на скорости свыше 230 км/ч. Ну ничего – задачу выполнил! Проходит 30 минут, и меня опять тянет в бой….

Ночью было прохладнее, но многие гонщики под утро начали терять бдительность, и одна за одной случались сильные аварии. Мы взяли второе место, так как инженерный расчет показал, что мы можем потерять все, если будем добавлять темп, а те, кто были на первом месте, рискнули всем, сложный баланс. Я потерял около пяти килограмм, толком не спал двое суток, но эти 24 часа я запомню на всю жизнь!

Действительно захватывающе! Вы выступали в классе TCR?

Да.

А есть ли в планах перейти в другую категорию, повыше, GT или "Формула"?

Машины класса TCR очень сбалансированы и более или менее бюджетные. Разумеется, я был бы очень рад попробовать свои силы на машинах класса GT3 и т. д. Я надеюсь, обязательно попробую свои силы на данных машинах. Строить карьеру в серьезных мировых или европейских формульных сериях… я думаю, уже поздновато, а вот в кузовных могу показать достойный результат, есть опыт, результат в Венгрии, было очень приятно видеть флаг нашей страны на подиуме.

У Вас дома стоит симулятор, наверное, мечта многих мальчишек, дорогая ли это установка? Как часто гонщики на них тренируются?

Мой симулятор был сделан из подручных средств. (Смеется) Сиденье дал друг, нижняя часть – от старой гладилки, подставка под руль из старого пластикового подоконника. Руль у меня был, пришлось поменять видеокарту, чтобы работали три монитора и хватало производительности для игры. На фото симулятор выглядит круто, я выбирал ракурс, чтобы не так позорно все выглядело. (Смеется.)

Симулятор очень важен. Ко всем европейским гонкам я готовился на нем и показывал достойный результат. Большая часть пилотов используют симуляторы. Когда я выступал в европейском кубке Vw golf cup, там было минимум тестов, а трассу запомнить надо... Запомнишь на симуляторе, приедешь на тесты, и просто делаешь поправки.

Александр, как Вы пришли в гонки? Это правда, что Вашим первым "гоночным" авто был ВАЗ-2101?

Да. ВАЗ-2101 был моим первым "гоночным" автомобилем и по совместительству нашей единственной машиной в семье. По выходным гонки, потом опять возврат глушителей, сидений, фар и т. д, после чего на следующий день папа ехал на ней на работу.

С детства мечтал о гонках, но денег у нас особо не было. Смотрел гонки, пробовал прочитанное в Интернете на заброшенных автодромах. Потом искали у нас спортсменов, и первый мой контакт с людьми, которые имеют отношение к автогонкам, был не очень приятным, мне тогда сказали: "У тебя для картинга яйца до полу, но для гонок ты еще щегол". (Смеется.) Но ничего... Потом встретил Владимира Бородина (мастер спорта РК, вице-президент Федерации автомотоспорта. – Прим. автора), он мне помог во всем, очень благодарен ему за все. Начинал с автомеханика после школы, по выходным. Потом начал подрабатывать и учиться.

Все заработанное тратил на спорт. Заработал – погонял, нет – значит, нет, отличная мотивация. Стал в итоге семикратным чемпионом Казахстана, потом пробовал силы в России в кольцевых гонках, выиграл бронзу в первом же сезоне. Потом – Европа, после серебра в Венгрии получил звание мастера спорта международного класса.

Быть гонщиком – занятие не из дешевых. Кто Вас поддерживает? Спонсоры, компании или за счет собственных средств? Поддерживает ли Вас государство?

Как и сказал ранее, заработал – гоняю, нет – значит, нет. Иногда получается привлекать спонсоров, партнеров, но, как правило, это часть бюджета... Наверное, я управляю машиной лучше, чем нахожу спонсоров. Государственных денег на меня не тратилось никогда, даже если были спонсорские выплаты от частных компаний, то у источника выплат удерживался налог. Но я не жалуюсь. Несмотря ни на что, я всегда горд носить наклейку флага Казахстана на гоночном авто!

Какие перспективы, на Ваш взгляд, у автомотоспорта Казахстана? Куда, допустим, пойти мальчишке заниматься гонками? С чего нужно начинать?

Как показывает мой пример, если есть желание, все получится. Уровень компьютерных симуляторов вырос, есть много виртуальных чемпионатов, там можно понять принцип. Есть прокатный картинг, там тоже можно подтянуть виртуальную теорию. Можно попробовать начать с автомеханика – понять этот спорт изнутри. Все, кто ко мне обращаются, я стараюсь помогать, денег никогда за это не брал. Рассказываю принцип, приглашаю домой на мой симулятор, разбираю онбоарды (просмотр видео фрагментов с гонок. – Прим. автора) У кого есть вопросы, буду рад подсказать, я есть в соцсетях!

Есть ли планы на этот год по части международных гонок?

Очень надеюсь, что в этом году я проеду хоть одну. Пока не знаю, где и как, но надеюсь, что ситуация станет лучше и все получится!

Титулы:

  • Серебряный призер длинной гонки 500 км Alkaniz в Испании.
  • 2019-й – второе место в гонке "24 часа Барселоны" в Испании.
  • 2018-й – второе место в "Гонке звезд за рулем" в Москве.
  • 2017-й – второе место во втором этапе ETCC в Венгрии.
  • Многократный чемпион Казахстана по автокроссу.

Азамат Ашимов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться