/img/tv1.svg
RU KZ
С чем уходит 2017 год, по мнению abctv.kz

С чем уходит 2017 год, по мнению abctv.kz

В уходящем году власти попытались запустить процесс модернизации сознания.

19:00 31 Декабрь 2017 5947

С чем уходит 2017 год, по мнению abctv.kz

Автор:

Аскар Муминов

В течение года во внутренней жизни Казахстана происходил процесс трансформации – от идеи по перераспределению полномочий власти до модернизации сознания и запуска плавного перехода к латинице.  Начатые реформы – это своего рода задел, который плавно подводит республику к ключевым событиям будущего, связанным с так называемым политическим транзитом, считают эксперты.

В политическом плане 2017 год начался с выступления президента Нурсултана Назарбаева по национальному телевидению со специальным обращением. 25 января днем казахстанцы получили сообщение о том, что глава государства обратится к народу. В тот же вечер Нурсултан Назарбаев объявил о начале процесса перераспределения президентских полномочий. Назарбаев уточнил, что будет усилена роль правительства и парламента страны, а значительная часть полномочий президента Казахстана по регулированию социально-экономических процессов будет передана правительству и другим исполнительным органам. Для президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности в целом, обороноспособности страны. При этом роль правительства и парламента значительно усилится, подчеркнул Назарбаев.

Президент отказался от части полномочий
Политолог Казбек Бейсебаев считает, что официально с поправками в Конституцию перераспределены властные полномочия в пользу правительства. Утверждается, что теперь у правительства больше полномочий, но возникшая  очередная проблема с бензином показала, что премьер не может уволить проштрафившегося министра, хотя по Конституции он формирует правительство, заметил эксперт. 

«Конечно, произошло некоторое перераспределение, но они не поменяли отчасти президентскую форму правления, поскольку президент по-прежнему формирует практически все ветви власти. Такая форма правления создана при первом президенте и довольно успешно функционирует уже много лет. По идее, надо было готовить поправки с прицелом на будущее, но решили так. Считаю, что рано или поздно вопрос поправок в Конституцию снова окажется в повестке дня», –сказал он.

Пожалуй, самым главным словом уходящего года для Казахстана стала модернизация. 13 февраля 2017 года Нурсултан Назарбаев обратился с посланием народу, в котором объявил о третьей модернизации Казахстана, которая должна обеспечить глобальную конкурентоспособность страны.  

Назарбаев подчеркнул, что в мире уже началась четвертая промышленная революция, а повсеместная цифровизация экономики ведет к исчезновению целых отраслей и созданию принципиально новых. Эти перемены Нурсултан Назарбаев назвал как историческим вызовом, так и шансом для нации, поэтому была поставлена задача обеспечить третью модернизацию Казахстана, в рамках которой необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.

Третья модернизация Казахстана
Президент напомнил, как Казахстан начинал путь к модернизации после развала СССР. Был осуществлен переход от плановой экономики к рыночной, удалось удержать страну от потрясений, гражданской войны и экономической разрухи. Казахстан вышел из того периода с минимальными потерями и наибольшими приобретениями, заметил президент. Вторая модернизация началась с принятия Стратегии-2030 и создания новой столицы - Астаны, страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 50 конкурентоспособных экономик мира. Накопленный опыт дает Казахстану право начать третью модернизацию, которая не должна быть планом борьбы с текущими глобальными вызовами, а станет надежным мостом в будущее навстречу целям Стратегии-2050 и будет проводиться на базе плана нации «100 конкретных шагов».

12 апреля 2017 года в центральной печати Назарбаев выступил со статьей, посвященной модернизации общественного сознания, в которой объявил о завершающейся стадии перехода казахского языка на латиницу.

«Первое условие модернизации нового типа — это сохранение своей культуры, собственного национального кода, но это не значит консервация всего в национальном самосознании. Нам нужно отделить то, что дает нам уверенность в будущем, от того, что ведет нас назад», - заметил он.

Депутат Айкын Конуров подчеркнул, что официально этот был год модернизации – политической и экономической. Решено было дать больше самостоятельности правительству, чтобы оно головой отвечало за экономику, а также переходить к несырьевому варианту развития. Оба шага совершенно правильные, но заметных результатов по их реализации пока увидеть не удалось, сказал он.

«Политическая модернизация еще в стадии запуска. Правовые условия все были созданы достаточно быстро. Внесены изменения в Конституцию, законы и подзаконные акты. Теперь исполнительная власть формально полностью отвечает за социально-экономическую политику. Однако другое дело – исполнение этой реформы. В отведенную ему роль кабмин еще пока не вжился. Очевидно, потребуется время, что акимы и министры привыкли к своей новой ответственности. Технологическая модернизация тоже пока в стадии замысла», - прокомментировал политик.

С латиницей определились
Политолог Айгуль Омарова отметила, что большинство образованных людей ратует за латиницу, но не за тот вариант с апострофами, который был предложен, и не как отторжение  советских ценностей. К тому же многие опасаются потери духовной культуры, которая была основана на кириллице, считает она.

«Инициаторы внедрения латиницы не проводили никаких исследований, не изучали настроения населения. А потому можно констатировать, что реформа языка не совпала с настроением общества. Кстати, многие аналитики расценили внедрение латиницы, как попытку увести общество от социально-экономических проблем», - сказала она.

На свободу с чистой совестью
В уходящем году освободился по УДО бывший премьер-министр Казахстана Серик Ахметов. 21 сентября у стен тюрьмы, откуда освободился знаковый в свое время, чиновник собрались десятки журналистов, которых он поблагодарил, после чего спешно уехал. Согласно требованиям законодательства об уголовно-исполнительной системе, Ахметов был поставлен на учет.  Неотбытую часть в виде четырех лет и 26 дней суд заменил на ограничение свободы на тот же срок с отбыванием наказания по месту жительства. Ахметов прописан в Караганде. В декабре 2015 года в Караганде бывшего премьер-министра РК Серика Ахметова приговорили к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии общего режима. Он был признан виновным по признакам преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 176 «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества», частями 1, 3 статьи 310 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», частью 3 статьи 307 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РК. Затем срок скостили до восьми лет.

Выход на свободу по УДО - это обычное дело в нашей практике, когда вопрос касается крупных чиновников. Никакого многозначащего  сигнала в этом нет, считает политолог Султанбек Султангалиев.

ЭКСПО в свете неоднозначной реакции
Лето прошло под знаком проведения в Астане международной специализированной выставки ЭКСПО. Церемония открытия состоялась 9 июня. В ней приняли участие главы 20 иностранных государств и правительств.

«Заявляя тему «Энергия будущего», мы рассчитываем оказаться в самой сердцевине научного прогресса. За полтора века с момента первой всемирной выставки в Лондоне человечество пережило грандиозные технологические изменения. Сегодня мы стоим на пороге новых открытий в сфере эффективной и безопасной энергии. Уверен, наша выставка внесёт свой уникальный вклад в этот глобальный процесс», - сказал на церемонии открытия президент Нурсултан Назарбаев.

Выставка вызвала в обществе неоднозначную реакцию, в частности много споров вызвала резонансная статья в западной прессе, в которой была дана низкая оценка мероприятию.

Политолог Айгуль Омарова отметила, что проведение ЭКСПО, несмотря на всю критику, имеет большое значение для Казахстана хотя бы потому, что был информационный повод для мировых СМИ говорить о стране.

«И благодаря этому, нас узнали те, кто не имел представление о Казахстане. Общенародной выставка не стала в силу многих причин. Но не думаю, что в других странных ЭКСПО становились достоянием всего народа», - заметила она.

Казбек Бейсебаев сказал, что ЭКСПО имело значение для Казахстана в одном - выставка  какой-то период являлась национальным проектом, в котором были задействованы все: начиная от бюджетников и учителей до акимов областей и всего государственного аппарата. По его словам, парадокс ЭКСПО в том, что выставка была проведена под лозунгом «Энергия будущего», а после ее завершения возникли проблемы с энергией сегодняшнего дня.  

«К привычным проблемам с бензином и ГСМ добавился дефицит угля. Сюда нужно добавить тот факт, что столица не газифицирована и много астанчан отапливают свои дома углем, из-за чего возник смог над столицей.  На самом высшем уровне   говорят, что выставка стимулировала бизнес и потраченные расходы в 1, 3 миллиарда долларов вернулись в виде налогов. Может быть, и так, только в условиях финансовых трудностей, о том, что они имеются, признают сами власти, эти 1,3 миллиарда долларов можно было направить для других целей, в том числе для упомянутой газификации столицы», - считает он.

Новая роль на международной арене
Казахстан в этом году сделал заявку на новое международное позиционирование, главным образом за счет того, что с 1 января 2017 года Республика стала непостоянным членом Совета безопасности ООН.

Непостоянным членом совета безопасности ООН на 2017-2018 годы Казахстан был избран 28 июня 2016 года.

Как отметил на встрече в конце декабря 2016 года с руководящим составом МИД РК глава государства Нурсултан Назарбаев, это избрание является подтверждением уважения к Казахстану со стороны мирового сообщества.

«Это ответственная задача, требующая обеспечения глобального лидерства Казахстана в движении за безъядерный мир и в других вопросах международной повестки», — отметил он.

Султанбек Султангалиев на вопрос abctv.kz заметил, что определенные внешнеполитические инициативы миротворческого характера ожидаются от Казахстана в 2018 году, когда страна, впервые в истории, займет кресло председателя Совета Безопасности ООН. В первую очередь это касается продолжения умиротворения сирийского кризиса, а также конфликта на Донбассе и  в Нагорном Карабахе.

Казбек Бейсебаев заметил, что Совет безопасности ООН является местом, где по многим международным проблемам позиции России, главного партнера и Запада во главе США, не совпадают. Например, во время первого голосования по Украине Казахстан воздержался, а недавно поддержал позицию России. По Иерусалиму Казахстан вместе со многими странами выступил против США.  При этом, нужно отметить, глава государства во время телефонного разговора с Дональдом Трампом после его избрания заверил американского президента, что Казахстан в качестве непостоянного члена СБ будет сотрудничать с США по актуальным международным вопросам, подчеркнул он. 

«В январе будущего года Казахстан будет председательствовать в Совете безопасности, и это министр иностранных дел назвал «кульминацией нашего непостоянного членства в Совете безопасности». Может быть, это и так, только непостоянному члену и, тем более, председателю СБ, будет трудно воздержаться при голосовании по вопросам, по которым позиции России и США не совпадают.   А вот, если мы не были бы в СБ, то исходя из наших интересов было бы лучше отмолчаться», - сказал он.

Новые отношения со старыми партнерами
Заметным межрегиональным событием стала небывалая частота контактов между лидерами Казахстана и Узбекистана, как сказал Нурсултан Назарбаев, оценивая ренессанс двусторонних отношений, что такого в истории двух стран не было со временем обретения независимости. В течение года состоялись официальные визиты президентов друг к другу.

Айгуль Омарова считает, что рано говорить о том, что сотрудничество Казахстана и Узбекистана  окажется позитивным со всех сторон. Есть проблемы с водообеспечением, к примеру. И рано говорить о новом формате сотрудничества. В то же время те шаги, которые предпринимает новый президент Шавкат Мирзииев, дают надежду на плодотворное сотрудничество стран, здоровую конкуренцию, а не погоню за региональным лидерством, заметила она.

Казбек Бейсебаев сказал abctv.kz, что с приходом нового президента Узбекистана наблюдается активное сближение двух стран. Шавкат Мирзиеев за год три раза уже побывал в Казахстане, с его приходом принимаются реальные шаги по реформированию страны и приданию нового импульса экономике. Все это вызывает определенное беспокойство у граждан Казахстана, которые считают, что Казахстан рискует отстать от Узбекистана по многим показателям, сказал он.

Сдружились после ссоры
Вместе с другим соседом у Казахстана в этом году отношения наоборот разладились казалось бы. В октябре, Казахстан усилил контроль на границе с Кыргызстаном, после того, как Бишкек обвинил Астану во вмешательство в предвыборный процесс в КР.

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в Ереване сообщил, что усиление контроля на границе связано с недостатками таможенного администрирования и серыми схемами, который использует Бишкек.

Айгуль Омарова заметила, что отношения двух стран вернутся на прежний уровень скоро, хотя, в каждой республике будут помнить об этом противостоянии. И теперь при заключении новых договоров в любой сфере сотрудничества, что Казахстан, что Кыргызстан будут требовать точного соблюдения прописанных норм.

Казбек Бейсебаев подчеркнул, что визит нового президента Кыргызстана  Сооронбая Жээнбекова в Астану (25 декабря 2017 года) показывает, что Кыргызстан хочет забыть сказанное его предшественником, а углубление сотрудничества с Кыргызстаном в интересах Казахстана. С другой стороны, сказанное Алмазбеком Атамбаевым выходит за все рамки приличия, он был не рядовой гражданин, а глава государства, сказал он. «Причем нужно сказать, что экономически Кыргызстан больше зависит от нас, а не мы от него. Поэтому все то, что произошло должно быть уроком для Казахстана. МИД и все, кто отвечают за внешнюю политику, должны сделать соответствующие выводы касательно  нашей внешней политики в отношении с соседями по Центральной Азии», - отметил г-н Бейсебаев.

Рабочий класс недоволен
Забастовка шахтеров в Карагандинской области вызвала резонанс в обществе. 11 декабря шахтеры компании «АрселорМиттал Темиртау» потребовали повышения зарплаты на 100 процентов и улучшения условий труда, отказавшись подниматься на поверхность. В забастовке, затянувшейся на четыре дня, по некоторым данным, участвовало около 700 человек. Шахтеры также требовали снижения пенсионного возраста с 63 до 50 лет и оплаты больничных листов на 100 процентов.

Шахтерам были озвучены условия, предложенные работодателем: повышение зарплаты всем подземным работникам на 30 процентов. Размер повышения зарплаты для наземных работников определит Согласительная комиссия. Всем работникам Угольного департамента компании будет выплачена единовременная премия в размере оклада, сообщил по итогам переговоров акимат Карагандинской области.

Мажилисмен Айкын Конуров заметил, что бастовали шахтеры  и «Казахмыса. По его словам, это яркие симптомы, которые говорят о тупиковости подобных отношений между собственниками и трудовыми коллективами и отношением к наемному труду в целом, которое напоминает начало прошлого века.

«При такой модели трудовых отношений не может быть и речи ни о какой технологической модернизации. Производительность труда – это не установка нового оборудования или запуск новых производственных циклов. Это совершенно другой уровень трудовых отношений или хотя бы отход от нынешней модели», - сказал он.

Султанбек Султангалиев считает, что исполнительная власть показала адекватную реакцию на забастовку карагандинских шахтеров. Хотя проблема так и не решена полностью и возможны ее рецидивы в 2018 году.

Айгуль Омарова также считает, что забастовка шахтеров имеет  далеко идущие последствия. Прежде всего, необходимо понять, что пришла пора пересмотреть договоры на концессию сырьевых источников, то, что имело силу в 90-е годы на заре суверенитета, сегодня решительно не срабатывает, заметила она.

«Тогда нам нужны были иностранные инвесторы, и мы соглашались на их предложения. А сегодня, в 21-м веке, мы  должны доказать, что Казахстан – государство, твердо соблюдающее свою независимость, а потому диктовать должны мы. Иностранные владельцы наших месторождений заработали миллионы долларов  за эти годы и при этом не уважают ни наши законы, ни нас самих. Они не хотят платить шахтерам и металлургам то, что те заслуживают. Если ситуация сохранится и дальше, то протесты неизбежны. Посмотрите, как на защиту шахтёров встали представители различных слоёв общества.  Пусть пока в социальных сетях, но где гарантия, что этот протест не выплеснется на улицы и площади? Урок, который должны власти извлечь, поможет сохранить стабильность и покой в стране», - сказала она.

Удавка для СМИ
В медийной сфере в течение почти всего года активно обсуждался новый закон, регулирующий работу СМИ. Многие журналисты выступили с его критикой, отметив, что он сужает свободу слова в стране, вместе с тем закон был подписан. Позитивным событием для медиа многие отметили выход на свободу по УДО главы Союза журналистов Сейтказы Матаева.

Айгуль Омарова заметила, что освобождение Сейтказы Матаева стало одним из радостных событий 2017 года. Однако закон о СМИ, точнее, новые поправки в него сразу же рассеяли иллюзии журналистов, у которых и так сужено пространство для маневров, считает она.

«В 2018 году следует ждать усиления цензуры, судебных исков к журналистам и СМИ. И это прискорбно, ибо с высоких трибун говорится о демократических свободах и правах, а между тем затягиваются пояса на без того отощавших СМИ».

Аскар Муминов