С февраля цена на бензин АИ-92 в Актобе повысилась дважды

С февраля цена на бензин АИ-92 в Актобе повысилась дважды

В общей сложности литр самого ходового топлива подорожал на 6 тенге или на 4,4%.

15 Март 2017 19:00 6297

С февраля цена на бензин АИ-92 в Актобе повысилась дважды

Автор:

Семен Данилов

В начале февраля литр бензина АИ-93 в Актобе подорожал со 137 до 140 тенге. А с приходом весны цена на этот вид топлива поднялась уже до 143 тенге за литр.  

В первую субботу февраля (4 февраля) сеть АЗС «КазМунайГаз» подняла цену на бензин АИ-92 со 137 до 139 тенге за литр. 6 февраля на заправках «Синоойл» ценник на вышеуказанное топливо изменился со 137 до 140 тенге. На следующий день – со 138 до 140 тенге повысились цены в сети АЗС «Гелиос». Но уже в первые дни марта цены на 92-й прыгнули до 143-145 тенге за литр.

Февральское повышение в областном управлении предпринимательства объяснили тем, что операторы Атырауского НПЗ (Petrosun и Petroleum Operaiting) подняли оптовые цены на бензин марки АИ-92 в начале февраля этого года на 4 тыс. тенге за тонну, или на 3 тенге за литр. Вслед за ними и реализаторы подняли цены. Но на некоторых заправках еще оставались ГСМ по январским поставкам, на которые реализаторы не имели права поднимать цены. Но все равно почти на всех заправках к концу зимы литр 92-го стал стоить 140 тенге за литр.

Однако в крупных сетях АЗС цены на АИ-92 с началом весны вновь поползли вверх. Так литр самого ходового топлива на заправках «КазМунайГаз» стоит сейчас 141 тенге, на АЗС «Гелиос» – 142 тенге, а в сети «Синоойл» – 143 тенге.

 «В Актобе и области львиную долю рынка занимают АЗС «Гелиос», Sinooil и «КазМунайГаз» – это заправки республиканского уровня. Они подняли цены по приказу головного офиса. Мы им уже отправили запрос об обоснованности поднятия цен. Ведь оптовые цены остались на уровне февраля. Но ответ мы получим, согласно существующим правилам, только в течение 30 дней. Именно эти заправки первыми подняли цены, а затем за ними это стали делать и более мелкие АЗС. Дело в том, что операторы лоббируют именно крупные республиканские сети АЗС, которым и реализуют по оптовым ценам объем, выделяемый на область министерством энергетики. Мы отслеживаем цены на ГСМ ежедневно и передаем эти сведения в региональный ДКРЕМ и ЗК (департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции – прим. автора)», - поясняет руководитель отдела торговли актюбинского областного управления предпринимательства Майя Бименова.

Заграница нам поможет?
Управление предпринимательства Актюбинской области ежемесячно в министерство энергетики направляет заявку о потребности выделения региону квоты в 10 510 тонн бензина АИ-92. Однако, согласно официальной информации, в январе области выделено было только 7 665 тонн. В феврале профильное ведомство выделило 12 420 тонн бензина. А вот на март министерство энергетики отписало почти в два раза меньше – 6 295 тонн. Там это объясняют тем, что Актюбинская область является приграничным регионом, и поэтому на местном рынке присутствует экспортные ГСМ, которых пока повышение не коснулось. 

Бензин Орского НПЗ в Актобе сейчас реализуется на заправках «Ростанефть» и West Oil по цене 135 тенге за литр. Но остатки ГСМ на указанных АЗС на 11 марта составляли 3,5 тонны и 6,5 тонны соответственно, чего, по словам специалистов управления предпринимательства Актюбинской области, хватило бы на 2-3 дня. Но та же «Ростанефть» работает по принципу 50 на 50. То есть половина объема ГСМ составляют поставки от Орского НПЗ, а другую половину – поставки Атырауского нефтеперерабатывающего завода.  

«К нам поступило письмо от областного управления предпринимательства по поводу повышения цен операторами и реализаторами на бензин марки АИ-92. Мы сейчас проводим анализ на обоснованность повышения цен. Если выявим ценовой сговор, то нарушителей ждут крупные штрафы», – заявляет заместитель руководителя Актюбинского департамента по регулированию естественных монополий Сагындык Иргалиев.

Как объяснил г-н Иргалиев, если удастся доказать необоснованность подорожания бензина АИ-92, то нарушителей оштрафуют от 3 до 5% дохода от выручки.

Кстати, год назад были оштрафованы 8 субъектов монополий на общую сумму 10 млн тенге. Из этой суммы 5 млн пришлись на компанию «KNPG-Батыс» и 2 млн – на KZ-Trading.

Финансовый директор ТОО «KNPC-Батыс» Жанбулат Урманов в разговоре с abctv.kz пояснил: «Цены на 92-й бензин повысились, потому что их отправили в свободное плавание и перестали регулировать. Ведь поднялись и оптовые цены. Получается, что, учитывая затраты на доставку, практически никакой прибыли у розничных продавцов нет. Маржа в 3-5 тенге с литра бензина – очень мало. Этот показатель должен быть не ниже 10 тенге с одного литра топлива. Напрямую мы не можем получить ГСМ с Атырауского НПЗ. Только через операторов, например, Petrosun. И еще 30% ГСМ на наш рынок поставляется из России, а там тоже поднялись оптовые цены. Еще недавно цена на 92-й была 435 долларов за тонну, а сейчас он стоит уже 525 долларов.

Сильно подняли цены на ГСМ в России. Потому что в РФ увеличились акцизы на нефтепродукты, в частности на бензин, повышены налоги на недропользование. Вот все эти факторы в совокупности бумерангом бьют по нам. Цены на российских АЗС всегда были выше наших. А так как мы находимся в ЕАЭС, то и наши цены постепенно подтягиваются к российским.

Переток ГСМ из Актюбинской области в Россию, наверное, будет – у нас ведь дешевле. Но не думаю, что речь может вестись о каких-то больших объемах: в Казахстане дефицит собственных ГСМ, потому что все наши три НПЗ не покрывают потребности внутреннего рынка. Потребность Казахстана в нефтепродуктах всего-то около 9 млн тонн: 5 млн тонн бензина и 4 млн тонн дизельного топлива. Недавно вице-министр энергетики РК Асет Магауов пообещал, что после модернизации всех трех НПЗ уже в следующем году казахстанский рынок будет обеспечен на 100% собственным бензином и дизельным топливом. А пока мы вынуждены завозить объемы из России. Сейчас, например, наша компания ведет переговоры с Орским НПЗ о поставке бензина. Так что опасаться тотального вывоза наших ГСМ в соседнюю Оренбургскую область не стоит».  

Для сравнения, средняя розничная цена на бензин марки АИ-92 в Актюбинской области сейчас 141 тенге за литр (максимальная – 143 тенге/литр). В соседней Оренбургской области, которая всего в ста километрах от Актобе, литр 92-го стоит 35 рублей 70 копеек, что по курсу (на 13 марта 1 рубль/5,38 тенге) составляет 192 тенге.

Средняя цена на АИ-95 в Актобе – 151 тенге/литр, в Оренбурге – 39 рублей (210 тенге)/литр. 98-й бензин – 164 тенге/литр в Актобе и 41,5 рубля (223 тенге) в Оренбурге.

Дизельное топливо (зимнее) в Актобе в среднем стоит 153 тенге за литр. В Оренбурге средняя цена на зимнюю солярку составляет 38 рублей 50 копеек, что в переводе составляет 207 тенге.

Семен Данилов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Арифметика для АЗС

Эксперт ответил «диванным экономистам», как и из чего складывается цена на казахстанский бензин.

09 Апрель 2020 10:32 4966

Арифметика для АЗС

Фото: ortcom.kz

В последние дни в казахстанском интернет-пространстве появилось много так называемых диванных вирусологов и диванных экономистов, которые дают свои сомнительные прогнозы на самые разные темы: от коронавируса до цен на бензин.

Кстати, стоимость ГСМ в нашей нефтедобывающей стране всегда и ранее была в центре внимания казахстанцев, и вопрос о том, почему у нас бензин такой дорогой, особенно на фоне низких цен на нефть, актуален до сих пор.

Корреспондент inbusness.kz обратилась к генеральному директору ассоциации KAZENERGY Болату Акчулакову, который дал пояснения на волнующие сегодня всех вопросы.

Болат Уралович, с начала апреля крупные розничные продавцы ГСМ в Казахстане снизили цены на бензин на пять-семь тенге за литр. Сегодня цены в сети крупных АЗС республики на уровне 150-152 тенге за литр, то есть снижение составило немногим более 4% за литр топлива. Почему при падении нефтяных котировок на 55%, стоимость бензина снизилась только на 4%?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно понять принцип ценообразования на ГСМ. Необходимо понимать, что бензин как товар ничем не отличается от любого другого. То есть он имеет свою себестоимость и цену реализации. Давайте обратимся к языку цифр, потому что он самый точный, и рассмотрим, из чего и как складывается цена за один литр бензина Аи-92, на примере Атырауского НПЗ (АНПЗ).

Все знают, что фактическая розничная цена бензина на внутреннем рынке складывается от непосредственно стоимости нефти, оптовой цены, сформированной на нефтеперерабатывающем заводе, и цены розничного реализатора. Поэтому для начала рассмотрим все слагаемые оптовой цены.

Итак, стоимость нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, обходится давальцам около 55 000 тенге за тонну, или 17 долларов за баррель (по данным агентства Argus). Далее стоимость услуг по переработке нефти завода составляет чуть более 41 тысячи тенге за тонну. Полученный в процессе переработки бензин облагается акцизами непосредственно на заводе, и это еще чуть более 24 тысяч тенге за тонну (по дизельному топливу – 540 тг/т).

Затем готовые нефтепродукты отгружаются с завода путем подачи железнодорожных цистерн – это еще около трех тысяч тенге за тонну (включая в том числе и их уборку).

Кроме этого, давалец нефти на АНПЗ самостоятельно осуществляет поставку октаноповышающих присадок, несет расходы по лабораторным исследованиям нефти, обслуживание банковских займов, что составляет около 3000 тенге за тонну.

Таким образом, учитывая стоимость нефти и ее переработки, себестоимость одной тонны бензина составляет порядка 127 тысяч тенге за тонну, или 95 тенге за литр, без учета НДС (с учетом плотности при переводе тонны в литры).

– С расходами по переработке на НПЗ мы определились, а дальше готовый продукт – бензин идет на АЗС… то есть подошли к тому, как будет дальше формироваться розничная цена…

– Стоимость бензина на АЗС формируется исходя из ее оптовой цены на НПЗ с учетом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до заправки. Сюда входят:

  • оптовая цена на НПЗ (для удобства в восприятии цифр мы не учитываем здесь НДС, который мы добавим в самом конце расчета): 95 тенге за литр + 4 тенге за литр (маржа давальца нефти) = 99 тенге за литр;
  • доставка от НПЗ до региона сбыта (Костанай, Уральск) – 11,5 тенге за литр;
  • расходы по хранению на нефтебазах – до 4 тенге за литр;
  • постоянные расходы розничного реализатора (содержание АЗС, зарплата персонала, транспортировка между нефтебазой и АЗС, обслуживание банковских займов) – порядка 14-15 тенге за литр и выше;
  • маржа розничного реализатора (с которой уплачивается КПН) – 5 тенге за литр;
  • розничный акциз составляет 0,4 тенге за литр, а НДС – 16 тенге за литр.

Суммируя все вышеперечисленные цифры, мы получаем текущую розничную цену на АЗС – 150-152 тенге за литр, включающую в себя расходы всей цепочки от переработки до цены на стелле АЗС.

– В таком случае мы видим, что в конечной стоимости большая часть приходится на цену на нефть. Но мировые цены, как видим, резко упали. И речь идет уже о цене меньше $20 за баррель нефти. Как быть с этим уровнем цен на сырье?

– Во-первых, отмечу, что ценообразование на нефть на внутреннем рынке имеет свои особенности, что связано в первую очередь непосредственно с себестоимостью добычи самой нефти, ведь нефть – это тоже товар. Сырую нефть необходимо сначала добыть и подготовить до товарного качества, иначе нефтеперерабатывающий завод ее не примет, а также различные затраты, связанные с ее хранением и транспортировкой.

Во-вторых, ценообразование на нефть внутри Казахстана не имеет жесткой привязки к мировым ценам. К примеру, в течение 2017-2018 гг. цена нефти марки Brent на мировых рынках колебалась от 45 до 80 долларов за баррель, однако розничная цена бензина в стране была в коридоре 153-163 тенге за литр. Причем с конца 2017 года и почти на протяжении всего 2018 года мировая цена нефти сорта Brent росла, а цена на бензин внутри страны, наоборот, снижалась со 163 до 153 (некоторые сети АЗС продавали и по 148 тенге).

В-третьих, дальнейшее значительное сокращение цен на поставляемую нефть и в конечном счете на нефтепродукты от текущего уровня, на мой взгляд, возможно только при поддержке государства и общества. Важнейшими задачами нефтегазовой отрасли в это непростое время являются сохранение и поддержание уровня добычи, прирост запасов при достаточном финансировании геологоразведочных работ и поддержание работоспособности нефтепереработки.

При этом хочу заметить, что для загрузки отечественных НПЗ нефтедобывающие компании предоставляют значительные объемы добываемой нефти.

Так, к примеру, нефтяники Актюбинского и Кызылординского регионов поставляют до 90% добываемой нефти на отечественные НПЗ.

С актуальными данными по стоимости нефти на НПЗ республики можно ознакомиться в источниках, выпускаемых информационными агентствами Argus, Thomson Reuters.

Нефть на НПЗ поставляют не сами нефтедобывающие компании, а так называемые давальцы – трейдеры. Какова их прибыль в этой цепочке от НПЗ до АЗС?

– Что касается маржи давальца нефти (трейдера), то, как видно из вышеуказанного, она является незначительной и неизменной – трейдер не получает дополнительные доходы от ценовых изменений.

В Вашей цепочке образования цены возникает вопрос: почему казахстанские НПЗ не извлекают прибыли из производимой продукции?

Как известно, НПЗ республики осуществляют переработку нефти по давальческой схеме переработки, то есть оказывают услуги по переработке нефти, что и является источником дохода НПЗ для закрытия привлеченных на модернизацию займов, содержание персонала, проведение обслуживания технологического оборудования, выплаты дивидендов акционеру. Для самостоятельного приобретения нефти с целью ее дальнейшей переработки и реализации готовой продукции НПЗ должны иметь собственные либо заемные средства, чего на данном этапе наши заводы не имеют.

Вместе с тем одним из крупнейших участников рынка переработки нефти выступает собственник всех трех наших НПЗ – это национальная компания «КазМунайГаз», которая и получает доходы от реализации продуктов переработки нефти.

– Сегодня мы ждем запланированной на четверг, 9 апреля, новой видеовстречи ОПЕК+, когда может решиться вопрос, от которого зависит, поднимется ли мировая цена на нефть или нет. А насколько цена в 20 долларов и ниже за баррель критична для Казахстана?

– Если говорить в целом о ситуации с мировыми ценами на нефть, то здесь нужно сказать, что на это повлияли два основных фактора. Первое – это резкое сокращение потребления нефти в мире в связи с пандемией, вызванной новым типом коронаривуса и, второе, отсутствием в настоящий момент единогласия между основными добывающими нефть странами об уровне суточной добычи. Надеюсь, что на предстоящей 9 апреля встрече в формате ОПЕК+ будет найден компромисс в данном вопросе и цены постепенно вернутся на оптимальный уровень.

Отмечу, что текущий уровень мировых цен 25-30 долларов за баррель не выгоден никому из добывающих стран. Например, добыча сланцевой нефти в США уже не рентабельна при цене ниже 40 долларов. Конечно, можно оптимизироваться и продолжать добычу и при таких низких ценах. Но критическим здесь является невозможность нефтедобытчиков аккумулировать необходимые средства для финансирования геологоразведочных работ, направленных на поиск новых месторождений, а также поддерживать текущий уровень добычи на разрабатываемых месторождениях.

Если такая ситуация будет сохраняться еще долго, тогда в последующие 10 лет мир может столкнуться с дефицитом самой нефти, так как, к сожалению, месторождения любых полезных ископаемых имеют свойство истощаться, а потому необходимо постоянно искать новые.

Кульпаш Конырова

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Обрушение мировых цен на нефть перевело все предприятия отрасли в стране, от добычи до розничной реализации, на грань рентабельности.

01 Апрель 2020 18:13 9782

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Фото: Максим Морозов

С апреля крупные сети АЗС в Казахстане снизили розничные цены на бензин и дизтопливо. Это стало возможным благодаря мерам господдержки со стороны правительства и бизнеса. Однако дальнейшее административное снижение цен на ГСМ в условиях балансировки всей нефтегазовой отрасли на грани рентабельности может губительно сказаться на всех ее цепочках начиная с добычи и заканчивая розницы.

Напомним, ранее кабмин утвердил пакет мер по поддержке бизнеса, включая и предприятия нефтегазовой отрасли. В частности, были освобождены от уплаты акцизов при экспорте производители нефтепродуктов; введен запрет на ж/д поставки бензина и дизтоплива в страну из соседней России, а также планируемое обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты.

Еще до введения мер господдержки сравнительный анализ по странам мира показывает эластичность цен на нефтепродукты в Казахстане, которые продемонстрировали снижение на 15%; оптовые цены на бензин и дизтопливо также снизились на 10%. Говорить о том, что отечественный рынок стоит в стороне от происходящих по миру снижений цен на топливо, неуместно.

Розничные цены на бензин и дизельное топливо в разных странах мира в марте текущего года показали снижение на 10-15% относительно февральских (докризисных) цен, и Казахстан не исключение. Более того, в данных расчетах еще не учтено текущее снижение цен на ГСМ.   

В результате в условиях существенного падения котировок на нефть (более чем в два раза) и нефтепродукты на мировых товарных рынках добыча нефти и производство нефтепродуктов в стране превратились из низкорентабельной в отрасль, балансирующую на грани безубыточности.

Из вышеприведенной таблицы видно, что розничные цены на нефтепродукты в Казахстане были и продолжают оставаться одними из самых низких в мире. Вполне объективно, что перерасчет казахстанских розничных цен осуществлен исходя из существенного снижения курса национальной валюты к доллару США, но тенговое снижение стоимости бензина на АЗС РК мы увидим уже на ближайшей неделе.

Отдельно хотим обратить внимание, что розничный рынок бензина еще не «догнал» январское повышение ставок акцизов на бензин с 8 тг/л до 18 тг/л. Розничные реализаторы в целях недопущения шоковой реакции потребителей осуществляли поэтапное повышение розничных цен.

В I квартале текущего года фактический рост цен на бензин составил 6-7 тг/л. То есть розничные сети не смогли восстановить свои потери от повышения ставки акциза. Более того, в рамках введенного режима чрезвычайного положения как в Казахстане, так и в большинстве других стран наблюдается снижение транзитного потока автомобильных грузо- и пассажироперевозок и в целом снижение объемов внутреннего потребления. А это дополнительный удар по экономике всей отрасли.

Прогнозное снижение объемов потребления бензина и дизельного топлива на рынке РК по итогам марта может составить около 30% от ранее запланированных объемов на внутреннем рынке. Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться и карантинные меры вводятся во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК.

Для обеспечения бесперебойной деятельности НПЗ РК в условиях существенного снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке РК, экспорт излишков – необходимая мера для поддержания деятельности как нефтеперерабатывающей отрасли промышленности, так и для обеспечения деятельности нефтедобывающих компаний.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что подобные меры для населения еще не принимались ни в одной стране, как на постсоветском пространстве, так и в странах Центрально-Азиатского региона. К примеру, правительство России объявило о недопущении снижения розничных цен на топливо на внутреннем рынке РФ, что должно обеспечить сохранение рентабельности деятельности субъектов нефтедобычи и нефтепереработки РФ в условиях падения экспортных цен.   

Текущая рыночная ситуация весьма негативно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти и действующие ставки налогов РК, экономическая эффективность от реализации нефти практически равна нулю.

Исторически нефтяники субсидировали внутреннюю переработку нефти на НПЗ РК. Условная скидка на нефть для внутреннего рынка составляла от 50 до 100 долларов США за тонну. В этих условиях была проведена модернизация всей нефтеперерабатывающей отрасли РК, были привлечены заемные средства, погашение которых осуществляют сами НПЗ. В этой связи, остановка нефтеперерабатывающих предприятий грозит не только прекращением выплат по обслуживанию привлеченных займов, но и потерей государством контроля над НПЗ.

Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ РК, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на внутреннем рынке РК.

В условиях падения мировых товарных рынков, общемирового снижения спроса на энергоносители, казахстанские недропользователи находятся под весьма серьезным давлением мирового рынка. В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть мы уже не говорим о реализации сырья по цене ниже себестоимости, а говорим о цене нефти, когда ее цена на устье месторождения будет ниже нуля.

С данной проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады. В таких условиях нефтяники будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест. В нефтяной отрасли Казахстана задействовано более 150 тысяч казахстанских рабочих.

Такое шоковое снижение цен весьма критично сказывается на деятельности как недропользователей, так и розничных сетей. В условиях падения цен и катастрофического снижения объемов потребления на внутреннем рынке, все участники рынка несут постоянные расходы, такие как содержание персонала, содержание инфраструктуры, будь то месторождение, нефтебаза или АЗС. В условиях падения объемов продаж при постоянных расходах, растут расходы как на одну тонну сырья, реализуемого недропользователем, так и на один литр топлива, реализуемого АЗС.

На сегодняшний день нефтяная отрасль Казахстана, как локомотив роста экономики страны, нуждается в поддержке государства и общества. Дальнейшее снижение цен губительно для всей нефтяной отрасли, начиная от нефтедобычи, заканчивая розничными реализаторами нефтепродуктов. 

Ассоциация KAZENERGY

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: