Глава Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова считает, что до 2018 года государство не обращало должного внимания на развитие ремесленничества. Ситуация изменилась после того, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал поручение о систематизации и поддержке отрасли. В Костанайской области уже приступили к созданию реестра ремесленников.
Сегодня, по информации Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, в регионе работает более 30 профессиональных ремесленников, изготавливающих изделия из кожи, металла, дерева, войлока, включая юрты и музыкальные инструменты. Также важно не забывать об огромном количестве мастеров прикладного искусства, которые пока не поддаются перечёту. Одна из сложностей – отсутствие регистрации в налоговых органах этих, по сути, предпринимателей. Однако ей предшествует целая череда барьеров, не дающих ремесленникам выйти в белый свет.
Что имеем?
Руководитель общественного фонда ремесленников Костанайской области Qoloner, Айдар Бейсенбаев, признаёт, что на уровне республики о местных мастерах знают немногие. Да и костанайский рынок, по его словам, насыщен главным образом работами мастеров из других регионов. Лишь около 20% сувенирной продукции, что имеется на прилавках магазинов, местного производства. Сегодня перед фондом стоит непростая задача – помочь ремесленникам костанайщины выйти на новый уровень. Нужно развивать ювелирное и гончарное дело, подтягивать уровень войлочных изделий, помогать осваивать новые высоты кожевенникам и резчикам по дереву. Тем более что мастера на самом деле есть и неплохие. Это признают в республиканском Союзе ремесленников.
Айжан Беккулова перечислила лишь восемь регионов, в которых Союз ремесленников имеет свои филиалы. Костаная среди них нет. И сегодня союз рассматривает возможность сотрудничества и вхождения местного фонда в состав республиканской организации.
"Вижу, что многие мастера стараются и делают с любовью. Другое дело, что ассортимент не совсем тот, который требуется рынку. Надо переориентировать мастеров и поработать над дизайном, предложить им новые техники или способы обработки. На решение этого вопроса нужен не один год. Мы разрабатываем программу, которая позволит костанайским мастерам вырасти. Считаю, что нужно проводить серию тренингов, которые предполагают обучение технологии производства", – отметила г-жа Беккулова.
Глава Союза ремесленников, обходя выставку работ костанайцев, организованную в рамках конференции, как хватила, так и критиковала. По её мнению, большей частью ремесленники и прикладники учились по Интернету, а не у практикующих мастеров. В этом, по её мнению, таится серьёзная опасность. Часть работ г-жа Беккулова отметила как недоделанные, требующие финишной обработки, дизайнерской коррекции. Это проблема не только Костанайской области. Многие регионы нуждаются в помощи союза просто потому, что часть технологии по обработке кожи, глины, дерева, созданию изделий из войлока была утеряна.
Мастер гончарного дела и член Союза ремесленников РК Абайхан Рысбаев рассказал корреспонденту abctv.kz, что в республике на профессиональном уровне изготавливают керамическую посуду всего чуть больше десятка человек. Многие знания позабыты, хотя в советские годы на территории страны работало четыре гончарных завода, один из которых находился в Аркалыке. Ни одно из предприятий, по словам Абайхана Рысбаева, уже не работает.
Без рогов барана
В союзе говорят, что у начинающих ремесленников не всегда есть сырьё необходимого качества, инструменты, средства на покупку и установку необходимых для гончаров и кузнецов печей. В пример можно привести войлочников, которым приходится закупать шерсть за границей, потому что в Казахстане её не красят, да и мелкими партиями не всегда отпускают. У мастеров по дереву сложности с наличием готовой для работы древесины. Они её закупают на лесопилках и сушат самостоятельно, на что уходит около года. Вот только технологию сушки знают не все, отсюда и не всегда высокое качество самой посуды, большой процент брака при обработке древесины.
В Союзе ремесленников также настаивают, что пора мастерам приглашать в качестве партнёров профессиональных дизайнеров, которые смогут грамотно подобрать цветовую гамму, в целом помочь с эстетикой будущего товара. По словам г-жи Беккуловой, встречаются и такие работы, предназначение которых сложно угадать. А ведь отрасль хочет найти своё место в экономике Казахстана, выйдя за рамки составляющей туристического сектора.
"Нужно вспомнить историю, орнаменты, чтобы люди их применяли со знанием дела. Если просто прилепить тот или иной орнамент, вещь не станет казахской. Кошкар муйиз (бараний рог. – Прим. авт.) не делает изделие казахским", – пояснила Айжан Беккулова.
Берите шире
Ремесленники лишь один из секторов крафтового производства Казахстана. С каждым годом число малых и микропредприятий, производящих какую-либо продукцию, растёт. В Костанайской области каждый год появляются новые мастера, предлагающие изделия ручной работы, от пирожных до подставок для зонтов художественной ковки. Один из катализаторов для развития крафта – бизнес-ярмарки (не путать с ярмарками по продаже сельхозпродукции). Первую несколько лет назад организовал в Костанае клуб молодых предпринимателей "Атамекен". На этой площадке крафтовики (и не только они) могут представить свой товар.
Формат стал настолько популярным, что в этом году вышел за рамки города. В Рудном аналогичная ярмарка собрала более 70 участников, почти половина из которых предлагает готовые изделия собственного производства. И сегодня среди участников можно встретить тех, кто три года назад пришёл на ярмарку начинающим крафтовиком и хотел попробовать свои силы. Сегодня некоторые из них выросли, зарегистрировав ИП и запустив семейный бизнес, приносящий стабильный доход.
В пример можно привести Ирину Маметову, которая шьёт мягкие игрушки. На первой ярмарке мама двоих детей представляла работы, что шила на заказ. Как говорит девушка, благодаря ярмарке число клиентов выросло. В итоге это привело к тому, что сегодня Ирина разработала свою линию игрушек, отказавшись от штучного товара, и в каком-то смысле вышла на потоковое производство. Это позволило несколько снизить стоимость игрушек. Самое сложное для неё – сертификация продукции, которая требует выполнения многочисленных требований санитарных врачей, пожарных и других служб.
Аналогичные сложности с оформлением документов, подтверждающих качество продукции, ждут шоколатье Ельдану Фролову, которая хочет производить шоколад по собственным рецептам. Пока же она пользуется сертификатом бельгийского шоколада. Сегодня её продукцию уже узнают и, несмотря на весьма высокие цены, охотно приобретают. Плитка весом 130 граммов стоит минимум 1300 тенге.
В этом году Ельдана Фролова получила грант в размере 1 млн тенге от Всемирного банка в рамках проекта Zhas Project. Благодаря этим деньгам предпринимательница теперь может вместо 10 килограммов шоколада в сутки производить 40 килограммов. Чтобы закупить всё необходимое оборудование для производства продукции по собственным рецептам, нужно ещё около 12 млн тенге, не считая расходов на сертификацию, которая включает довольно сложные требования по помещению.
Уже преодолел эти сложности индивидуальный предприниматель из Рудного Сергей Петров. Их семейный бизнес – пасека. Однако в прошлом году мужчина принял решение запустить производство крем-мёда с различными добавками.
"В 2017 году взяли около двух тонн мёда, что для нас много. Надо было либо число точек продажи увеличивать, либо сдавать за бесценок кондитерам. Мы решили пойти другим путём: попробовать делать крем-мёд. Он в 2,5 раза дороже обычного мёда и требует длительного процесса приготовления. За счёт качества конкурируем", – рассказал Сергей Петров.
Качество крафтовых товаров потребители называют ключевым фактором. И сегодня в одном из торговых центров Костаная мини-ярмарки таких вот индивидуальных предпринимателей стали традицией. Чаще здесь продают детские игрушки, украшения, вязаные вещи, аксессуары. Но популярность среди потребителя высока, несмотря на довольно высокие цены, если сравнивать с аналогичным товаром потокового (заводского) производства.
Защитите ручной труд
Выяснить, сколько именно в Костанайской области крафтовых производств, ремесленников, прикладников, оказалось невозможным. Данные есть, но они вряд ли соответствуют реальности. Часть их них зарегистрирована в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако кто-то работает по упрощённой схеме сдачи налоговой отчётности, а кто-то – по патенту. Многие из производителей вовсе не имеют официальной регистрации в налоговых органах. Это как раз серый сектор экономики и те самозанятые, которых Минтруда и соцзащиты старается вывести из тени.
"Количество микроколлективов, которые занимаются крафтовым или ручным производством, растёт. Они производят уникальный, качественный, натуральный продукт. Да, это серая зона экономики. Но, когда появится наём работников, потребуется регистрация, к чему и приходят состоявшиеся крафтовики. Есть примеры, когда кондитер нанимает несколько человек, регистрирует ИП и работает на бренд", – высказала свое мнение председатель территориального объединения профсоюзов Костанайской области Екатерина Смышляева.
С этим мнением можно согласиться, но последние изменения законодательства в отношении тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера, отодвинули расширение части микропроизводств. В качестве аргумента сами предприниматели говорят о том, что у них зачастую нет привычного социального пакета. В этой сфере редко имеют место отпуска и оплачиваемые больничные, 13-я зарплата и премии по праздникам. Но государство не принимает это во внимание, ставя работников малого бизнеса в один ряд с сотрудниками крупных предприятий. Первые тратят часть доходов на пополнение материальной базы, обучение, продвижение собственного товара. Вторых всем этим обеспечивает работодатель. Индивидуальные предприниматели говорят о том, что подобный подход вовсе не стимулирует развитие МСБ.
"Это наименее защищённая категория работников. Мы хотим зайти в этот сегмент и впервые в истории Казахстана привлечь не только работников, но и самих предпринимателей и самозанятых", – сказал корреспонденту abctv.kz председатель отраслевого профсоюза работников малого и среднего бизнеса "Ынтымак", Сатыбалды Даулеталин.
По задумке, новый профсоюз должен стать бизнес-объединением, которое будет оказывать различные услуги своим членам. Здесь планируют запустить дисконтные сервисы, предоставить бесплатный доступ к базам данных для юристов и бухгалтеров, оказывать круглосуточную юридическую помощь. Однако чёткой схемы работы профсоюза пока нет. Сегодня здесь не берут с членов взносы, потому как ещё непонятно, в чём измерять пользу от работы профсоюза.
С другой стороны, определённую правовую поддержку мелкие предприниматели получают в Палате предпринимателей "Атамекен". Вот только сегодня НПП меняет подходы. Ипэшники говорят, что если раньше они могли принести необходимые финансовые данные и в палате им помогали сдать необходимую налоговую отчётность, то сегодня призывают научиться делать это самим. Председатель Совета деловых женщин при НПП по Костанайской области, Наталья Булатова, говорит, что отличный инструмент в этом смысле – программа обучения начинающих предпринимателей "Бастау Бизнес". Деловые же женщины проводят встречи, где учат коллег финансово доступным и эффективным инструментам маркетинга. Но достаточно ли этого?
Не часть, а целое
По большому счёту, формат мероприятий, проводимых в целях поддержки и развития малого бизнеса, соответствует запросам крафтовиков. Но есть одно "но". Глава Союза ремесленников Казахстана, Айжан Беккулова, высказала мысль о том, что мастерам хотелось бы в глазах государства стать чем-то большим, чем частью туристической отрасли.
Сегодня общественные организации, которые были созданы самими предпринимателями, взяли на себя функции по помощи малому и микробизнесу в продвижении товара и собственном развитии. Союз ремесленников, НПП, клуб молодых предпринимателей "Атамекен" – лишь некоторые из них. Государственные органы не всегда реагируют на те или иные запросы микробизнеса.
Да, госорганы поддерживают начинания крафтовиков. К примеру, конференцию ремесленников поддержало Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития Костанайской области. Но опять же с намёком на развитие туристической инфраструктуры. В ведомстве в рамках поручения президента начали проработку вопросов предоставления помещений для размещения сувенирных лавок, где ремесленники смогли бы реализовывать свою продукцию. Но здесь опять же ремесленники становятся частью туристической инфраструктуры.
По всей видимости, сферу крафтового производства государство пока не рассматривает как самостоятельный сектор бизнеса, который может удовлетворять потребности населения страны. А ведь речь в львиной доле случаев идёт о выпуске качественной, безопасной, конкурентоспособной продукции, на которую есть спрос.
Татьяна Шестакова
Фото автора