Казахстан в силу своей континентальной замкнутости, но при богатых запасах нефти и газа всегда искал возможность выхода на мировые рынки. Для страны, чей бюджет во многом продолжает зависеть от прибыли, получаемой от продажи нефти, было важно отправить на экспорт как можно больше казахстанской нефти.
Главным маршрутом транспортировки казахстанской нефти был и остается до сих пор Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Но долгие годы в силу его низкой пропускной способности казахстанским нефтедобывающим компаниям было нелегко пробиться со своими растущими объемами в эту систему транспортировки.
Идея увеличения мощностей КТК почти вдвое (с 37 миллионов тонн нефти до 67 миллионов тонн нефти в год. – Прим. автора) принадлежит главе нашего государства Нурсултану Назарбаеву. Именно он инициировал этот проект, заручившись поддержкой и согласием своего коллеги, бывшего на тот момент президентом России, Бориса Ельцина. Об этом в своих воспоминаниях не раз рассказывали аксакалы казахстанской нефтянки.
И вот проект расширения КТК, стартовавший в 2011 году, завершился практически в конце прошлого года, что сразу же положительно отразилось на объемах транспортировки нефти. Об этом и сообщил генеральный директор КТК Николай Горбань на пресс-конференции в Астане.
"2017 год стал самым успешным в истории КТК. А так как главным производственным показателем является объем прокачки нефти, то по итогам 2017 года он вырос почти на четверть по сравнению с 2016 годом", – сказал г-н Горбань, открывая встречу с журналистами.
Он напомнил, что в конце 2017 года с вводом в опытно-промышленную эксплуатацию НПС-2 в Калмыкии, практически завершился проект расширения мощностей КТК до 67 миллионов тонн в год. Теперь все зависит от самих производителей нефти, работающих в Казахстане и России. В настоящее время в системе КТК имеется профицит мощностей.
По итогам 2017 года на мировые рынки было транспортировано 55,1 миллиона тонн сырой нефти. Это на 10,8 миллиона тонн больше показателя 2016 года, который составлял 44,3 миллиона тонн сырой нефти, уточнил глава консорциума.
По его информации, из 55,1 миллиона тонн нефти в 2017 году почти 50 миллионов тонн нефти – это нефть, добываемая крупнейшими нефтяными компаниями на месторождениях Западного Казахстана.
"Основные объемы казахстанской нефти были транспортированы с месторождений Тенгиз – 28,8 миллиона тонн, с Карачаганака – 10,6 миллиона тонн, с Кашагана – 7,4 миллиона тонн", – уточнил г-н Горбань.
В текущем 2018 году КТК намерен транспортировать 67 миллионов тонн нефти, из которых 60 миллионов будет казахстанская нефть. Оставшиеся семь миллионов тонн в систему должны поставить российские производители. Таким образом, консорциум планирует увеличить объемы транспортировки сырой нефти в текущем году еще на 12 миллионов тонн.
Вклад Кашагана, с которым власти страны связывают большие надежды, в текущем году должен составить 13 миллионов тонн нефти, что почти вдвое выше показателя прошло года в 7,4 миллиона тонн. Около 12 миллионов тонн ждут от Карачаганака и 28 миллионов тонн – с фонтанирующего Тенгиза. Оставшиеся семь миллионов тонн должны обеспечить другие месторождения республики.
Горбань также прокомментировал вопрос о возможном снижении поставок с Кашагана в апреле этого года.
"За апрель у нас в планах прокачать 5,1 миллиона тонн нефти из Казахстана. План этот остается в силе, грузопроизводители нам пока не заявляли о каких-то существенных уменьшениях. Хотя мы знаем, что определенное снижение добычи на Кашагане произошло недавно, но, насколько нам известно от разработчиков Кашагана, они эту ситуацию должны поправить в течение месяца", – сообщил г-н Горбань.
Кульпаш Конырова, Астана