Вопрос о том, что некачественная продукция, которую подразделения министерства здравоохранения выявляют на казахстанских рынках, должна быть узнаваема казахстанским потребителем, встал на заседании правительства во вторник, 12 декабря. Там министр здравоохранения Елжан Биртанов сообщил, что в рамках ежемесячного мониторинга безопасности продукции ведомством с начала года контрольным закупом было охвачено более 38 тысяч наименований различных продуктов народного потребления и пищевой продукции.
Из этого количества закупленного товара несоответствие требованиям установлено в 9,4% случаев, то есть почти в каждом десятом случае. При этом, по утверждению министра, из общего количества доля несоответствующей стандартам именно пищевой продукции составляет 7,3%, а речь идет ведь о продуктах, оказывающих самое непосредственное влияние на здоровье граждан. Понятно, что какой-то процент выявленных нарушений приходится на такие "страшные" для здоровья последствия, как несоответствие нормам маркировки, тем не менее, проблема есть, и проблему эту, по утверждению Елжана Биртанова, импортный товар создает в значительно большей степени, чем отечественный.
"Сравнительный анализ показывает, что наибольший процент всей несоответствующей продукции, обращаемой на внутреннем рынке страны, приходится на доли импортной продукции – это 67,3%, а 32,7% – это продукция отечественного производителя", – заметил он.
При этом, по его же словам, в рамках камерального контроля Минздрав выявил 50 самых активных в завозе такой продукции недобросовестных участников ВЭД. Ими в этом году ввезено более 52 тысяч товарных позиций, несоответствующих требованиям, в основном товаров легкой промышленности – детских игрушек и продуктов питания.
"Данные участники привлечены к административной ответственности, и материалы по ним передаются в правоохранительные органы", – заверил глава Минздрава.
"В целом с реализации снято и утилизировано более 172 тонн пищевой продукции, представляющей угрозу для жизни и здоровья. Также контролем охвачены товары народного потребления, в том числе продукция, предназначенная для детей. Особо хотел бы отметить, что 36,3% игрушек являются опасными по токсичности и травмоопасности. В подавляющем количестве это игрушки, которые завозятся из Китая и Турции", – добавил он.
Всего же по итогам закупа продукции в этом году вынесено 107 постановлений суда, наложено штрафов на общую сумму 21 миллион тенге.
"В результате проводимых мероприятий в целом отмечается снижение общего количества несоответствующей продукции. По данным на текущий момент, по аналогии с предыдущим годом снижается с 12% до 9,4% в текущем году", – попытался внести оптимизм по поводу действенности предпринимаемых мер Елжан Биртанов.
Но премьер-министр его оптимизма не разделил.
"Нет, ну если вы выявили 50 недобросовестных поставщиков, то население вообще знает, кто они такие?" – обратился Бакытжан Сагинтаев к докладчику.
"Нужно же понимать, когда идешь в магазин, какие виды продуктов не покупать. Если это игрушки, то какие игрушки? Вот сейчас Новый год, начнем подарки покупать, а как узнать, что эти игрушки можно покупать, а эти нельзя покупать? Я не прошу объяснения, просто нет информации: вы их оштрафовали на 70 миллионов тенге, а они на миллиард тенге товаров завозят – и никакого эффекта в итоге", – заметил он.
И подсказал Елжану Биртанову, как ударить по завозчикам некачественной продукции посильнее всяких штрафов – массированной антирекламой.
"Мне кажется, даже в торговых центрах можно вывесить такую информацию, там много экранов рекламных – крутите: "Уважаемые покупатели, если вы захотите зайти в игрушечный магазин, вот такие игрушки опасны". Но если опасны, они вообще должны быть сняты с реализации, а так мы внутри все рассматриваем, и никто об этом не знает", – сказал глава правительства.
На выручку Минздраву пришел вице-премьер Ерболат Досаев, сообщивший своему начальству, что такие предложения разработаны и внесены на рассмотрение правительства. Но такую антирекламу должен законодательно благословить парламент, поскольку без этого объекты такой антирекламы могут и в суд на госорганы подать в рамках защиты деловой репутации.
Премьер: "Прекратите плодить наблюдающих наблюдателей!"
После этого Бакытжан Сагинтаев поручил своему заместителю отработать это и другие предложения, внесенные различными ведомствами под координацией министерства национальной экономики. Подчеркнув, что он лично поддерживает принципиально все, кроме одного – установления "контроля над контролерами". Это предложение 12 декабря озвучил глава МНЭ Тимур Сулейменов.
"Мы считаем возможным наделить уполномоченные органы компетенцией по осуществлению мониторинга и в случае необходимости контроля за соблюдением законодательства в сфере прав потребителей, – сказал Тимур Сулейменов. – Мы не говорим о мониторинге и контроле за самими субъектами бизнеса, а о так называемом "контроле за контролерами", за тем, насколько эффективно другие госорганы реализуют свои функции по защите прав потребителей", – уточнил он.
Но премьер, по его признанию, и после этого уточнения так и не понял, зачем это нужно. Зато прекрасно представил себе, каковы будут последствия введения этого "контроля за контролерами".
"Один момент я особо не понял, когда министр предлагает осуществлять контроль за контролерами", – сказал Бакытжан Сагинтаев при подведении итогов рассмотрения этого вопроса.
"А потом надо будет за теми контролерами тоже контролировать, и бесконечно будем ходить друг за другом. Мне кажется, здесь надо другой механизм придумать, а не бесконечно друг за другом следить. Это неправильно, мне кажется, надо другой механизм придумать", – повторился он, обращаясь к Ерболату Досаеву и Тимуру Сулейменову.
Все остальные начинания, включая поиск финансовых механизмов для финансирования обществ защиты прав потребителей, были главой правительства одобрены: Тимур Сулейменов напомнил, что в стране 74 активно функционирующих таких общества, но для того, чтобы иметь штат юристов, технологов, которые разбираются в этих вопросах, им нужны деньги, а этих денег у них нет.
"Источники финансирования могут быть тут либо государственными, либо был вариант создания общественных советов за счет субъектов естественных монополий, то есть какая-то часть взносов их могла идти на финансирование структур по общественному контролю", – пояснил он.
Также министр предложил рассмотреть законодательство в области раскрытия полной информации банками и другими субъектами финансового сектора касательно своих услуг и общей стоимости комиссий. В сфере ЖКХ им предлагается рассмотреть совершенствование механизмов регистрации кондоминиумов и рассмотреть возможность внедрения института выборщиков, а также предпринять меры по повышению прозрачности формирования затрат управляющих компаний и внедрить электронный формат взаимодействия с потребителями.
В сфере электронной торговли предлагается ввести механизм аккредитации субъектов, осуществляющих такую торговлю, и предусмотреть законодательные поправки в части определения прав и обязанностей электронной торговли.
"В принципе, в рамках дорожной карты по развитию электронной торговли эти меры у нас предусмотрены, и в рамках закона по кардинальному усовершенствованию данной сферы мы и предлагаем это сделать", – заключил Тимур Сулейменов.
Игорь Воротной