Для цветочного бизнеса с 1 по 8 марта самый горячий сезон работы.
Как сообщили inbusiness.kz в столичном аэропорту, на днях прибыла партия из Израиля, около 400 килограммов. По некоторым данным, поставки в Нур-Султан идут еще через Караганду.
101 роза еще в тренде
"В Голландии сейчас весна, на плантациях срезают цветы, упаковывают и продают их на аукционе. Оттуда самолетами они доставляются в Казахстан и Россию", – рассказывает флорист с 20-летним стажем Татьяна.
Взрослым она рекомендует дарить тюльпаны, символ нежности, любви и восхищения, а девочкам – ирисы, нарциссы, цветочные композиции с конфетами и мягкими игрушками. Весной клиенты предпочитают брать тюльпаны, нарциссы, пионы, ирисы, мускари и анемоны.
Крупные компания, закупающие нежные подарки, берут обычно оптом. Цены варьируются в зависимости от сорта цветка, так, к примеру, роза оптом (40 см) стоит от 300 тенге за единицу, тюльпаны – от 180 тенге и выше.
Для того чтобы букет еще долго радовал глаз, опытный специалист советует подрезать цветы и поставить в воду в прохладном месте, избегая прямого попадания солнечных лучей. Цветочный бизнес на самом деле не такой уж и легкий, но очень много романтики связано с ним, говорит Татьяна. Однажды один молодой человек сделал предложение своей девушке прямо в цветочном салоне, подарив ей букет из 101 розы. 101 роза еще не потеряла своей популярности в Казахстане. Больше – редко берут. Неудобно такой букет держать в руках.
"Зимой выкручиваемся за счет акций, основная продажа идет на 8 Марта", – рассказывает владелец цветочного салона Бибигуль.
Продукцию приобретают у казахстанских поставщиков, выручка в эти дни, как правило, в 7-10 раз больше, чем в предыдущие дни. В столице выигрывает тот, у кого есть корпоративные клиенты – нацкомпании, министерства либо бюджетные организации. Те же бюджетники могут закупить до 400 роз, к примеру.
Найти хорошего продавца-флориста не так-то просто, кто-то формирует "веники", а кто-то может собрать настоящий шедевр, а еще нужно уметь правильно реанимировать цветы и продать их не дешевле свежих. Ну и клиенту улыбнуться, все-таки работа чаще всего соприкасается с самыми приятными эмоциями, шутит она. За последние пять лет бизнес сильно изменился, появилось много сайтов в соцсетях, шире стала линейка продаваемых товаров, усилилась конкуренция. Помимо открыток и игрушек, в продаже добавились шоколад ручной работы, игрушки hand-made, различные аксессуары, декоративные изделия, парфюм. Для продажи через сайт нужна курьерская служба либо проверенные таксисты, им приходится отдавать от 1 тыс. до 1,5 тыс. тенге за доставку.
В розницу на сегодня в цветочных салонах цены идут вразброс, но тюльпаны стоят от 350 тенге, есть и за 500 тенге, розы (60 см) от 500 тенге и выше.
Сколько мы тратим на импорт цветов?
Если изучить статистику, то счет только по импортному закупу за январь-апрель 2019 года идет на миллионы долларов. А потому некоторые предприимчивые казахстанцы занимаются им сезонно, только на праздники.
В прошлом году Казахстан завез около 6 тыс. тонн цветов. Благоухающий ценный груз обошелся стране в $42 млн. За последние три года импорт в денежном выражении вырос на 13%.
Почти половину из указанной выше суммы выручает Эквадор. Таковы данные статистики комитета госдоходов, представленные на сайте в открытом доступе.
Лидерство поставщиков на цветочном рынке выглядит следующим образом: пальму первенства держит южноамериканский Эквадор – 3,2 тыс. тонны на $23,7 млн, затем идут Нидерланды – 1,6 тыс. тонны на $10,9 млн и Колумбия – 593 тонны на $3,9 млн.
Далее следуют Кения (279 тонн на $1,9 млн) и Израиль – 112 тонн на $724,6 тыс.
Также наших женщин радуют букеты цветов из таких стран, как Китай, Италия, Испания, Новая Зеландия, Перу, Португалия, США, Таиланд, Турция, Эфиопия.
Каждый год мы платим за розы, хризантемы, тюльпаны и другие цветы больше, и зарабатывают на этом по-прежнему страны-производители: Эквадор, Нидерланды, Колумбия, а также Израиль и Кения. Для сравнения в 2018 году импорт составил 5,7 тыс. тонн на $38,3 млн, в 2017-м – 5 тыс. тонн на $32,6 млн.
Есть на рынке и цветы отечественного производства. Традиционными их производителями являются Павлодарская, Алматинская и Акмолинская области. Но их количества на праздники, конечно же, недостаточно. Многие работают в основном на благоустройство городских улиц.
А потому рынок больше зависим от зарубежных поставок.
Айгуль Тулекбаева