Авиакатастрофа Ан-28, в результате которой погибли пять человек, могла произойти по вине военных, которые проводили учебные стрельбы на полигоне "Илийский". С начала сентября эту версию рассматривает Илийский районный суд Алматинская области. Восемь из девяти членов комиссии по расследованию обстоятельств крушения Ан-28 отозвали свои подписи под финальным отчетом. Сейчас они считают, что необходимо дополнительное расследование. Под документом остается одна подпись – эксперт МАК Борис Горюнов свою подпись не отзывал. Inbusiness.kz – о ключевых моментах другой версии авиакатастрофы.
О том, как проводилось расследование
Вечером 3 октября 2017 года самолет малой авиции через 12 минут после взлета пропал с экранов радаров. Спустя некоторое время выяснилось, что на его борту находились известные врачи. Акушер-гинеколог Талгат Патсаев и врач-реаниматолог Жанибек Артыкбаев летели в Шымкент, чтобы оказать помощь роженице. Вместе с ними погибли двое пилотов и авиатехник.
Всего через сутки после крушения стала обсуждаться версия технической неисправности. Самолет сделал два круга и попытался приземлиться в поле. Экипаж на связь не выходил, не сообщил об аварийной ситуации. При снижении легкий двухмоторный лайнер задел линии электропередачи и загорелся. В то же время блогер Денис Кривошеев, ссылаясь на анонимный источник, сообщил о том, что ранее у этого самолета уже горел двигатель. Разбившийся самолет принадлежал авиаперевозчику East Wing.
Через месяц СМИ облетела новость – черный ящик разбившегося самолета не сохранил никаких данных. Сообщалось, что самописцы Ан-28 были сильно повреждены (позже стали утверждать, что они были просто отключены).
Причину авиакатастрофы пришлось устанавливать по изучению обломков, обследованию тел погибших, заключениям судебно-медицинской экспертизы, данным диспетчера и пр. К расследованию подключились специалисты из Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Расследование затягивалось… Спустя год вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр сообщил журналистам, что совместно с МАК по разбившемуся самолету санавиации проводятся сложные технические экспертизы.
Через три года, после многочисленных экспертиз, дело дошло до суда, но тут же члены экспертной комиссии, отчет которых лег в основу уголовного дела, потребовали дополнительного расследования и отозвали свои подписи.
"Да, отозвали подписи. Что дальше? Не знаю. Я болею, не могу сейчас комментировать", – сказал в телефонном разговоре с корреспондентом inbusiness.kz член комиссии Борис Балмачев.
Другое расследование
На данный момент официальная версия причины падения самолета – нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта и ошибка пилотов. На скамье подсудимых – президент авиакомпании East Wing Виталий Масалитин. Его обвиняют по двум статьям Уголовного кодекса (часть 3 статьи 344 и часть 4 статьи 359).
Но дело о крушении лайнера санитарной авиации, возможно, пойдет на новый круг. Экспертная комиссия требует нового расследования обстоятельств падения самолета.
"При расследовании авиационного происшествия версия о внешнем воздействии на воздушное судно Ан-28 бортовой номер UP -A2807 не рассматривалась и была исключена, так как комиссия по расследованию располагала информацией, что учебные стрельбы на полигоне "Илийский" к моменту авиакатастрофы были завершены, однако которая, согласно представленным АО East Wing доказательствам, может оказаться недостоверной", – говорится в коллективном письме восьми членов комиссии на имя министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова.
Эксперт МАК Борис Горюнов свою подпись не отзывал, Борис Балмачев отозвал подпись "с оговоркой" (это написано выше подписи Балмачева. – Прим. ред.).
Обосновывая предложение проверить версию, что самолет был обстрелян, эксперты ссылаются на письмо East Wing, где приведены доказательства, что выводы комиссии могут быть ошибочны, а авиакомпания в свою очередь на заключения трех экспертов: Николая Колесникова, Рахимжана Абдукаримова и Аджимарата Исаева.
Ветеран казахстанской авиации Дмитрий Душимов в разговоре с inbusiness.kz возмутился тем, что отверстия от пуль не могли заметить раньше, что расследование было проведено халатно.
"Надеюсь, что правда восторжествует", – сказал ветеран.
Расследование причин крушения
Согласно заключению специалиста Колесникова, "отсутствие фрагментов стекла в раме правого лобового окна кабины экипажа, излом щетки стеклоочистителя правого окна, отсутствие повреждений на задней ветви рамы правого блистера и следов остаточной деформации на верхнем и нижнем фрагментах рамы лобового окна, локальные размеры излома стойки свидетельствуют о том, что данные повреждения могли образоваться в процессе полета самолета при столкновении с каким-либо объектом, имеющим незначительные размеры, но имеющим достаточную прочность. Указанные повреждения могли послужить причиной излома лобового стекла и его выпадения в кабину пилотов".
Исаев в своем заключении пишет следующее:
"Разрушение баллонов кислородного оборудования кабины произошло в результате внешнего ударно-скользящего воздействия постороннего предмета и последующего взрыва кислорода. (…) На поверхности фрагмента фюзеляжа, расположенного слева за кабиной, имеются два сквозных повреждения круглой формы диаметром 1 см, образованных в результате ударного действия с наружной стороны фюзеляжа предметом, имеющим цилиндрическую либо круглую форму, в направлении снизу-вверх-слева-направо под острым углом около 60 градусов к длине фюзеляжа самолета".
В выводах Абдукаримова говорится, что на момент возгорания воздушного судна пилоты были уже мертвы.
В общем, по новой версии самолет обстреляли с земли автоматно-пулеметной очередью, в результате оставлено шесть сквозных повреждений круглой формы. Самолет во время обстрела летел на высоте 2100 метров.
Inbusiness.kz направил запрос в пресс-службу минобороны Казахстана.
Катерина Клеменкова
Подпишитесь на наш канал Telegram!