Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва, полагают в АО Air Astana.
Такой сценарий событий возможен, несмотря на то, что по поручению главы государства от 15 мая 2009 года была разработана государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2016 годы, одним из приоритетных направлений которой являлось всестороннее развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Конечной целью этого было обеспечение в 2016 году внутреннего рынка авиационным керосином, бензином и дизельным топливом отечественного производства.
"Однако ситуация с авиатопливом усугубилась в 2017 году. Основными компаниями – экспортерами авиационного керосина в Казахстане являются ПАО "Газпромнефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Лукойл" и ПАО "Татнефть", совокупный среднемесячный объем экспорта которых в 2017 году снизился до 15 тысяч тонн по сравнению с 44 тысячами тонн в 2016 году. Более того, на октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так, ПАО "Газпромнефть" уведомило о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018 года", – отмечают в казахстанской авиакомпании.
В 2017 году потребность гражданской авиации в авиационном топливе составляет 800 тысяч тонн, из которых лишь 241 тысяча тонн производится Шымкентским НПЗ, являющимся единственным стабильным производителем авиатоплива в Казахстане. Однако он останавливается на проведение ремонтно-профилактических работ осенью текущего года, что еще более усугубляет кризисную ситуацию.
На протяжении многих лет субъекты гражданской авиации РК на 70% зависимы от поставок из Российской Федерации, которые носили нецикличный и негарантированный характер. Политика российских ресурсодержателей направлена на реализацию авиатоплива по остаточному принципу.
Другие страны – экспортеры авиационного топлива, такие как Туркменистан, Азербайджан и Беларусь, также испытывают значительный дефицит на внутреннем рынке. При этом приоритетным регионом для экспорта в незначительных объемах является Афганистан. Еще один экспортер – КНР производит другой тип авиационного керосина – Джет А-1, для использования которого потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры аэропортов РК. Таким образом, ввоз альтернативного авиатоплива не представляется возможным в краткосрочной перспективе.
Приостановка поставок топлива из РФ неизбежно приведет к коллапсу отечественного рынка авиатопливообеспечения и создаст угрозу функционированию транспортного авиасообщения из/в РК.
С августа 2017 года министерство энергетики РК принимает все возможные меры для разрешения кризисной ситуации, в том числе путем переговоров с Минэнерго РФ. Однако данные антикризисные меры имеют временный характер, и перед субъектами гражданской авиации все еще остро стоит вопрос обеспечения авиатопливом в предстоящие месяцы.
Международно признанным стандартом в авиатопливообеспечении перевозчиков, позволяющим сглаживать риски, возникающие по причине дефицита авиатоплива, является диверсификация и страхование запасов за счет создания резервной схемы авиатопливообеспечения и хранения стратегического запаса для национального перевозчика в основных авиаузлах.
В нынешних условиях недостаточных мощностей резервуарного парка аэропортов РК разрешенный лимит хранения авиатоплива для Air Astana позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на десятидневные сроки. Создание достаточных стратегических резервов необходимо для выполнения долгосрочных производственных программ и обязательств перед пассажирами.
Жанболат Мамышев