На прошедшем сегодня в Астане заседании казахстанско-корейского делового совета представители деловых кругов двух стран избегали разговоров о статусе Балхашской ТЭС, акцентируя внимание на возобновляемой энергетике. Совместный проект, о реализации которого президенты двух стран договорились еще в 2012 году, на данный момент заморожен. В прошлом году южнокорейские Samsung C&T Corp и Samsung Engineering Co Ltd объявили о желании выйти из проекта. 31 августа 2016 года АО "Балхашская ТЭС" получило уведомление об исполнении опциона на продажу с требованием выкупа казахстанской стороной доли Samsung C&T Corporation (50% + 1 акция) в проекте. Компания Samsung Engineering Co Ltd также расторгла EPC контракт на строительство ТЭС.
В интервью abctv.kz сопредседатель казахстанско-корейского делового совета Сан-Хо Шин отметил, что корейская сторона все еще заинтересована в проекте при предоставлении выгодных условий, детали которых он отказался озвучивать.
"Корейцы очень хотят этот проект и много вложили в его реализацию. Проблема не в корейской стороне. Если сейчас казахстанская сторона предложит хорошие условия, то Samsung с радостью вернется в этот проект, – прокомментировал он текущий статус проекта и добавил: – Президент Республики Корея заинтересован, чтобы корейские бизнесмены участвовали в этом проекте".
С октября 2016 года АО "Самрук-Энерго" и правительство ведут переговоры с южнокорейской стороной. В фонде национального благосостояния "Самрук-Казына" уверены в дальнейшей реализации совместного проекта с Samsung C&T Corporation на основании нескольких факторов, отмечается в консолидированной финансовой отчетности фонда за 2016 год.
"Правительство Казахстана установило будущую цену за услугу по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок в долларах на период с 2018 по 2039 год для поддержки реализации проекта путем принятия тарифного постановления", – говорится в отчете.
Таким образом, руководство фонда считает, что условия долгосрочного договора на покупку электроэнергии по тарифам, выраженных в долларах, обеспечат приток денежных средств, достаточный для возмещения инвестиций.
В случае если корейская сторона предпочтет на реализации опциона, "Самрук-Энерго" должна будет заплатить 192,5 млн долларов для выкупа акций БТЭС у Samsung C&T, отмечается в отчете. Кроме этого присутствует риск обесценения инвестиций в проект.
В июне вице-министр энергетики Бакытжан Джаксалиев сообщил abctv.kz, что казахстанская сторона уже подготовила ряд предложений партнерам.
"Все вопросы, связанные с реализацией проекта, еще не закрыты. У нас на сегодня не закрыты никакие обязательства перед корейским консорциумом. Сейчас мы выдали свои предложения, которые корейским консорциумом обсуждаются", – заключил г-н Джаксалиев.
По информации источника abctv.kz, близкого к переговорам, в Астане запланирована встреча по текущему статусу Балхашской ТЭС.
"На следующей неделе состоится встреча сторон, связанных с проектом, где решится судьба компании", – отметил источник.
В сентябре 2012 года президентами Казахстана и Южной Кореи был дан старт проекту строительства первого модуля Балхашской ТЭС. Стоимость строительства первого модуля станции мощностью 1320 МВт составляет $2,3 млрд. Общая стоимость проекта строительства ТЭС оценивается в $4,5 млрд. Началу реализации проекта предшествовала завершенная в апреле 2012 года сделка по продаже казахстанским АО "Самрук-Энерго" пакета 75% минус одна акция АО "Балхашская ТЭС" консорциуму южнокорейских Samsung Corporation и KEPCO (Korea Electric Power Corporation) общей стоимостью около $51,2 млн. В апреле 2016 года АО "Самрук-Энерго" сообщило об увеличении доли в АО "Балхашская ТЭС" до 50% минус одна акция.
Куралай Абылгазина