Сана Анаркулова: "Я ни грамма не сомневалась насчет своей исторической родины"

22889

Сана Анаркулова – игрок сборной Казахстана и ВК "Алтай" из Усть-Каменогорска, мастер спорта международного класса. Бронзовый призер Азиатских игр 2010 года, прошедших в китайском Гуанчжоу.

Сана Анаркулова: "Я ни грамма не сомневалась насчет своей исторической родины"

Сана, ты родилась в Соль-Илецке, Россия. Когда начала заниматься волейболом и как так получилось, что оказалась в Казахстане?

Заниматься волейболом начала с шестого класса, у нас была своя школьная команда. Для меня волейбол изначально был как дополнение к уроку физкультуры, никогда не думала, что стану профессиональным спортсменом. Я всегда была высокой, худой, часто, можно сказать, болела, и вот родители решили отдать меня в спорт, чтобы хоть как-то закалить мое здоровье. Мне начал нравится волейбол, я стала активно им заниматься, несмотря на то, что спортзал находился на приличном расстоянии от дома. Когда училась в девятом классе, к нам на международный турнир в Соль-Илецк приехали команды из приграничных городов Казахстана. После соревнований пригласили выступать за команду, очень приличную по тем временам, она была на уровне, выступала в чемпионате, у них была красивая форма. В тот момент ко мне обратился тренер – Куленке Губашев, который сказал, что "ты казашка и должна выступать в Казахстане". (Смеется.) Я к этому нормально отнеслась, собрала вещи и уехала. Сейчас этот клуб называется "Грация.кз", я отыграла там четыре года. Так и оказалась в Казахстане.

У тебя не было никаких сомнений или сожалений покидать Россию? Ведь все-таки ты там родилась. Или понимала, что это просто контракт и через некоторое время ты вернешься обратно в Соль-Илецк?

Нет, не было никаких сомнений. Родители остались в России и не планируют переезжать. Мне все легко далось, я почему-то и думала, что перееду. Я ни грамма не сомневалась насчет своей исторической родины.

Что сейчас происходит в женском волейболе Казахстана? На фоне карантина.

На данный момент, естественно, все команды сидят на карантине, никто не тренируется, думаю, что все ведут индивидуальные тренировки онлайн, и мы все в ожидании, потому что обычно в это время у нас идет предсезонка, все клубы готовятся, проходят УТС, но, так как такое положение в стране, все вынуждены сидеть на карантине и надеяться, ждать, когда все это закончится, чтобы начать полноценную работу дальше.

Известно ли что-нибудь о том, когда возобновится чемпионат?

У нас чемпионат Казахстана прервался в марте, когда ввели карантин. Нам не дали его доиграть. Мы планировали возобновить его в июле, когда вирус пройдет, ждали лучших перемен, но ситуация, как вы видите, не улучшилась. У нас уже раздали титулы, раздали чемпионство, это немного странно и непривычно... Не доигран был плей-офф и финал, любая из четырех команд, дошедшая до этой стадии, могла стать чемпионом.

А кого в итоге признали чемпионом?

"Жетысу" из Алматинской области, так как в турнирной таблице они были на первом месте.

Никто из команд не возражал?

Ну, все же адекватно к этому отнеслись. Все понимают, что сейчас главная задача – это оставаться здоровым.

А "Алтай" какое место занял?

"Алтай" – второе. (Смеется.)

Что у тебя с контрактом?

У нас контракты чаще всего подписываются на один год, сезон. Недавно я его продлила, это будет пятый по счету год. Мне все нравится в "Алтае".

Как обстоят дела с международными соревнованиями, есть ли календарь?

Международные соревнования, естественно, также все приостановлены. Когда мы заканчивали чемпионат в марте, нам тогда объявили, что международный календарь есть, и по плану у нас в сентябре должны были быть игры, Кубок Азии, куда должна была ехать сборная Казахстана, готовиться, но, повторюсь опять, с коронавирусом все это, естественно, пока отложено. Планировали собрать нас в августе на сборы, но, скорее всего, международный сезон мы начнем уже в следующем году.

Алтай сейчас тренирует специалист из Сербии – Марко Гршич, сильно ли его методика отличается от той, которая была у итальянца Луки Кьяппини?

Марко Гршич является помощником главного тренера основной женской сборной Сербии. Его методика… конечно, отличается. Я думаю, что у каждого тренера своя методика, своя тактика, свой подход, естественно, они отличаются. Не зря сербы на данный момент действующие чемпионы мира по волейболу, и мы, можно сказать, тренируемся по лучшей методике.

У вас в команде несколько легионеров. Как бы вы отнеслись, если бы им предложили выступать за сборную Казахстана? Учитывая, что в волейболе распространены случаи, когда легионеры принимают гражданство той страны, в которой они играют.

У нас в команде два легионера из Сербии. Как я к этому отношусь… В принципе, нейтрально, сейчас у нас в сборной Казахстана и так есть игроки, которые в свое время меняли гражданство на наше. Это было, это есть и это, наверное, будет. Привозя сильных игроков из-за рубежа, местные волейболисты учатся и перенимают опыт, могут вырасти на их фоне. В нашем волейболе, в принципе, сейчас проблема с национальными кадрами, в частности, мало казашек. Но радует то, что в нашем клубе, в "Алтае-2", "Алтае-3" сейчас много молодых местных девчонок перспективных, которые, надеюсь, в будущем будут в составе сборной Казахстана.

У "Алтая" несколько резервных команд? В Усть-Каменогорске, судя по всему, все хорошо с волейболом…

И даже, возможно, скоро откроют "Алтай-5". Вообще, в Восточно-Казахстанской области любят и поддерживают волейбол, это даже заметно по большому количеству любительских команд.

В "Алтае" играет Бояна Миленкович, чемпионка мира из Сербии. Каково это – играть с таким напарником?

Бояна очень воспитанная девушка, нет высокомерия, как у многих других легионеров. И, конечно, играть с ней было одно удовольствие.

Почему было?

Бояна покинула нашу команду, уехала в Сербию, и сейчас нам нужно найти на ее место другого легионера.

Как поддерживаете форму, есть ли тренировки, в каком формате они проходят?

У нас у всех идут онлайн-тренировки. Есть тренер по фитнесу, который скидывает нам каждый цикл-программу индивидуально, отдельно для каждого, у кого-то бывают травмы, свои какие-то особенности, своя "физика", и программа направлена именно под каждого игрока. Тренируемся, в том числе используя и пятилитровые баклажки с водой, рюкзак с тяжестью. (Смеется.) Но опять-таки без мяча сложно тренироваться, теряется чувство мяча, если не тренироваться с мячом более десяти дней, то позже для тебя он будет казаться "квадратным". Это чисто мое ощущение.

А дома-то есть, наверное, мяч?

Конечно. Я живу в квартирном доме, иногда могу постучать мячом в стену. (Смеется.)

А соседи?

В стену, которая не разделяет нас с соседями. Конечно, выходим и на улицу, тем более с ребенком. У нас есть футбольное поле, вот там, бывает, и тренируюсь с мячом.

А как же супруг Медет? Бывший волейболист, с ним разве не тренируешься?

Раньше, бывало, тренировались вместе, но сейчас он поменял работу и стал более занятым. Еще он неплохо играет в бадминтон, мастер спорта, тоже с ним иногда играли. Спортивная семья. (Смеется.)

В начале этого года вам совсем немного не хватило для того, чтобы отобраться на Олимпийские игры в Токио, когда сборная Казахстана выступала в Таиланде. Как бы ты сама оценила тот квалификационный турнир?

В принципе, считаю, что мы выступили хорошо, учитывая, что наша сборная по составу была обновлена, новый тренер, и времени на подготовку у нас совсем было мало, потому что это был период межсезонья, эти игры проходили в сезоне, и, грубо говоря, на подготовку, на сборы у нас было меньше месяца, мы съездили в Турцию на контрольные игры и затем поехали в Таиланд. Также, учитывая, что у нас была зима, а там совершенно другая погода, климатическое лето… Наверное, на данный момент наша сборная еще не готова конкурировать с такими странами, как Таиланд и Южная Корея, это были два наших основных конкурента, их уровень совершенно другой, в их составах много мировых звезд, но мы дали им бой, сопротивлялись. И, конечно, было большое желание победить и попасть на Олимпийские игры, это прежде всего.

Вопрос про Сабину Алтынбекову, нашу соотечественницу, наверное, одну из самых обсуждаемых в мире волейбола. Совсем недавно она подписала контракт с одной из итальянских команд, до этого выступала в ОАЭ. У нее куча званий, но не спортивных, а околоспортивных, так сказать: "одна из самых красивых волейболисток", "самая сексуальная спортсменка" и т. д., и то, что она такая "анимешная", и у нее куча поклонников по всему миру. Как ты думаешь, легко ли ей совмещать профессиональную карьеру спортсмена и все то, что свалилось на нее? Насколько хорошо ты с ней знакома?

Как бы вам сказать… (Думает.) Конечно, она сначала поднялась как девушка с "анимешной" внешностью, популярной она стала, скорее всего, из-за этого, но в чем, допустим, я ее по-своему уважаю, это то, что она старается популяризировать Казахстан. Допустим, когда мы раньше ездили по азиатским странам со сборной, я была единственной казашкой в команде, и многие иностранцы думали, что Казахстан – это люди европейской внешности, они всегда у меня спрашивали: "А ты китаянка или там японка"? Многие в Азии не знали, как выглядят казахи. Сабина, естественно, в этом плане просвещает о казахах граждан других стран. Ей большой респект, что популяризирует Казахстан не только как спортсменка, но и как девушка-бренд. Она старается все успеть и в спорте, и вне спорта, в принципе, это правильно. Особо близко мы с ней не общались, потому что она играла в другом дивизионе. Мы с ней встретились, когда я выступала за волейбольный клуб "Алматы", она как раз тогда приехала и была у нас, мы провели вместе несколько тренировок, познакомились, но больше нигде не пересекались.

Сильно ли ударил перерыв, связанный с пандемией коронавируса, на финансовые доходы клубов, в частности "Алтая", и зарплаты волейболистов?

Да. Я думаю, всем волейбольным клубам сейчас нелегко, все переживают трудности, это все естественно: чрезвычайное положение, карантин, все приостановлено, мы не "работаем", этот перерыв, связанный с пандемией, затронул всех, каждый клуб и "Алтай" в том числе.

Можно ли сказать, что карантин и вся эта ситуация изменииа твою жизнь, характер и мировоззрение?

Естественно. Мы спортсмены, и всю жизнь заняты, у нас свой ритм жизни. И сложившаяся ситуация "посадила" нас всех по домам на изоляцию, 24 часа со своей семьей – это и обстановка другая и мировоззрение. Я никогда так долго не находилась дома. Смотришь, сколько людей болеют и умирают, естественно, ты начинаешь понимать, что на первом месте стоит здоровье, поэтому хочу пожелать всем: будьте здоровы и берегите своих близких. Касательно лично моих изменений. У нас, у спортсменов, всегда же ритм другой, переезды, соревнования, много всего. А сейчас… может быть, нервная система отдыхает по-своему. Допустим, приезжаю с соревнований и у меня на весах минус два-три килограмма, потом начинаю входить в тренировочный ритм и опять добираю эти килограммы, потом опять тур чемпионата и опять минус килограммы, и это постоянно.

В процессе карантина ты набрала вес?

Нет! (Смеется.) Конечно, я понимаю, что дома столько времени проводишь, дневной сон, расслабляешься, понимаю, что в сладком надо себя ограничивать.

Что после волейбольной карьеры? Насколько я знаю, ты заканчивала Казахскую академию транспорта и коммуникаций по специальности "строительство железных дорог". Есть в планах стать железнодорожником?

Нет, конечно! (Смеется.) На тот момент для меня важно было получить образование, у меня родители железнодорожники, это было их желание, чтобы я отучилась по этой специальности. Помимо казахской академии транспорта, я заканчивала еще магистратуру спортивного факультета.

В принципе, да, сейчас уже надо задумываться, мне 30 лет. Что я буду делать после волейбольной карьеры, пока об этом не хочется думать. (Смеется.) Что в планах… Конечно, остаться и быть рядом со спортом, но жизнь покажет, пока ничего не хочу загадывать. Стать тренером? Если честно, это нервная работа, кропотливая, не каждый спортсмен может стать тренером, это должно быть дано. Мне, наверное, больше подойдет работа при клубе, по административной части.

А было ли желание попробовать себя в зарубежном клубе?

Конечно, как спортсмену, хочется сыграть в другом клубе. Но у меня сейчас другие приоритеты – это семья, которую я не могу оставить. Мой ребенок и так со слезами отпускает меня на тренировки, а если я уеду на год? (Смеется.) Вообще, это такой тяжелый вопрос, и хочется, и не можется.

А чем тебе нравится заниматься, помимо волейбола? В какой сфере ты себя видишь?

Есть кое-какие мысли, запланировали одно дело с мужем, но пока об этом я бы не хотела говорить. (Смеется.)

Азамат Ашимов
Фото из "Инстаграма": @
sanajarlagassova и @altayvc


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться