Из-за усиления карантинных мер в сутки вместо 800 вагонов Китайские железные дороги принимают не более 500. Казахстанские предприниматели терпят убытки, нарушают обязательства перед партнерами, и у них нет юридического основания для признания текущей ситуации форс-мажором. Тем временем на пути к китайской границе брошено уже 7 тыс. вагонов.
24 декабря "Атамекен" совместно с МИИР РК, АО "НК "Қазақстан темір жолы", грузоотправителями, операторами вагонов (контейнеров), экспедиторами, в том числе АО "Транко", ТОО "ТрансКом", ТОО "Шенкер Казахстан", ТОО "Первая мультимодальная компания", ТОО "Шынгар Транс", Союз транспортников Казахстана, Зерновой союз Казахстана, АО "Атамекен-Агро", ТОО "Совместное предприятие "ДЭН", и другими посетили станцию Достык, чтобы оценить ситуацию и понять, как снизить очередь вагонов на казахстанско-китайской границе. Прибывшие на станцию осмотрели контрольно-пропускной пункт, перегрузочные места и терминалы, а также пункты перестановки поездов и подъездные пути.
По словам заместителя генерального директора ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" Каната Кобесова, несмотря на ежедневные переговоры с Китайской железной дорогой и сокращение брошенных вагонов в декабре на 2 тыс., скорость приема остается низкой. Кроме того, при норме возврата вагонов 2,5 суток китайская сторона задерживает вагоны на пять дней. Ситуация вынуждает Казахстанскую железную дорогу отправлять дополнительно порожние составы для перегруза вагонов с грузом из КНР, что заставляет работать в ущерб внутренним потребностям.
"С начала месяца мы сократили число брошенных вагонов с 9 тыс. до 7 тыс. Мы прилагаем все усилия, чтобы ускорить прием сельхозпродукции, так как это скоропортящиеся грузы", – заявил Канат Кобесов.
Несмотря на снятые КТЖ ограничения, среди казахстанских предпринимателей растет напряжение из-за отсутствия прогнозов КНР по приему вагонов.
"Мы не понимаем, когда вагоны смогут зайти в Китай. Усилив санитарные меры, китайская сторона обрабатывает каждый вагон, что затягивает время транспортировки и увеличивает очередь на казахстанской стороне. Мы предлагаем минздраву и МИИР с китайскими коллегами совместно разработать и согласовать правила по обработке вагонов. Прописать необходимый механизм и проводить обработку подвижного состава на казахстанской стороне – это ускорит прием вагонов в КНР", – предложил директор департамента логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Мурат Амрин.
Заместитель генерального директора АО "Транко" Сергей Анашкин представляющий ТОО "Корпорация Казахмыс" заявил, что затягивание сроков по приему вагонов негативно влияет на экспорт продукции горнорудной промышленности. Периодические сбои в логистике по причине ограничений государственных органов КНР могут привести к пересмотру экспортной стратегии в данном направлении и поиска новых рынков сбыта, что приведет к увеличению простоев груза и снижению мощностей компаний горно-металлургического комплекса.
"К примеру, отсутствие возможности экспортировать катодную медь в ноябре и декабре со станций Балхаш-1 и Жезказган в направлении Китая привело к снижению объемов реализации продукции ТОО "Корпорация "Казахмыс" на китайский рынок, на который приходится порядка 79% от годового объема продаж компании. Аналогичная ситуация, связанная с невыполнением планов по отгрузке грузов в направлении КНР, наблюдается и по другим отечественным предприятиям", – подчеркнул Сергей Анашкин.
Как отметил заместитель председателя комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов, ситуацию усложняют пандемия и усиление карантинных мер в КНР.
"Мы неоднократно связывались с Китайскими железными дорогами, направляли им письма в дипломатические ведомства, а также напрямую в правительство Китая. Вместе с тем, учитывая сложности затрагиваемых вопросов, сейчас идет процесс выстраивания совместного взаимодействия. В целом, как вы все убедились, ограничения и препятствия с казахстанской стороны отсутствуют. Мы будем и дальше прорабатывать проблему с китайской стороной и держать ее на постоянном контроле", – отметил Жанибек Тайжанов.
Жанибек Тайжанов считает, что предусмотренное госпрограммой "Нұрлы жол" в 2021 году инфраструктурное развитие станции Достык, позволит увеличить грузопоток в/из КНР.
В ходе встречи предприниматели предложили рассмотреть возможность отправки груженых вагонов без смены колесных пар с казахстанских терминалов, у которых имеется узкая колея. Инициатива позволит разгрузить пункты перестановки поездов с широкой колеей. Учитывая отсутствие официальной позиции правительства КНР, бизнес просит вынести проблему на ближайшее заседание совета по транспорту при премьер-министре РК.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!