/img/tv1.svg
RU KZ
Сапарбек Туякбаев: «Дефицита льготного дизтоплива для аграриев в ЮКО нет, а нельготного - не должно быть!»

Сапарбек Туякбаев: «Дефицита льготного дизтоплива для аграриев в ЮКО нет, а нельготного - не должно быть!»

В акимате ЮКО заверяют, что в регионе имеется достаточный объем ГСМ.

10:24 25 Июль 2016 4637

Сапарбек Туякбаев: «Дефицита льготного дизтоплива для аграриев в ЮКО нет, а нельготного - не должно быть!»

Автор:

Клара Ларина

Фото: Клара Ларина

Об отсутствии проблем в обеспечении региона дизтопливом заявил на пресс-конференции в Шымкенте заместитель акима ЮКО Сапарбек Туякбаев. В процессе ее проведения он несколько раз подчеркнул, что никакого дефицита горючего в области нет и дизтоплива достаточно.

«В целом для уборочных работ области выделено 39 тысяч тонн ГСМ, из них 13 тысяч - на июль, 12 тысяч - на август, 14 тысяч - на сентябрь. На сегодня уже освоено 8,3 тысяч тонн - такой объем доставлен в районы области. 3,2 тысяч тонн уже закуплены фермерскими хозяйствами. В области работает 17 операторов, закрепленных по всем районам, имеются 56 АЗС, ответственных за реализацию льготного топлива для крестьян. Утвержденная цена удешевленного дизтоплива для фермеров составляет 83 тенге за литр в случае загрузки с нефтебазы и 85 тенге при покупке на АЗС, тогда как рыночная - 99 тенге за литр», - сообщил Туякбаев.

Льготное дизтопливо аграриям предоставляется по талонам. Как пояснил замакима, их фермеры получают в местных акиматах исходя из госакта и площадей посевных земель в соответствии с определенными нормативами. Так как в акиматах есть списки действующих на их территории фермерских хозяйств, информация о них, а также требуются подтверждающие документы, то талоны выдаются исключительно адресно, заверил он.

В свою очередь закрепленные операторы выдают льготные ГСМ только по талонам и отчитываются по ним перед акиматом.

«Проблем с поставкой и наличием на АЗС удешевленного дизтоплива нет, - отметил он, комментируя прозвучавшую в эфире одного телеканала жалобу главы крестьянского хозяйства из Арысского района области на отсутствие льготной солярки. - По этому случаю мы создали рабочую группу, которая выяснила, что дефицита горючего в этом районе нет, аграрии получают его вовремя по льготной цене. А этот фермер ни в акимат, ни к операторам не обращался».

«Ни в одном районе области дефицита ГСМ нет. В ЮКО имеется достаточное количество дизтоплива. Фермерские хозяйства уже получают его по льготной цене», - подчеркнул замакима.

В случае задержки или столкновения с какими-либо проблемами в этой сфере Туякбаев призвал обращаться в областной или районный акиматы, сельхозуправление. То же самое посоветовал и автовладельцам, приобретающим дизтопливо по обычной цене.

Хотя и здесь, по заявлению замакима, проблем тоже нет. По приведенным им данным, в целом по области на июль было выделено 58670 тонн ГСМ, из них - около 30 тыс. тонн дизтоплива. Половина этого объема распределяется через 39 областных операторов, за которыми закреплены 364 АЗС, охватывающие все районы области.

«Мы мониторим ситуацию, и если в каком-то районе возникнет нехватка топлива или какая-то проблема, мы решаем ее через этих операторов. Объем утвержден, проплачен, его получают по графику. Поэтому дефицита не должно быть. Если будет дефицит, тогда будем разбираться. Повторюсь: в области есть достаточный объем топлива», - сказал спикер.

В то же время он признал, что в связи с относительной дешевизной казахстанского дизтоплива по сравнению с его стоимостью в России и Кыргызстане, где цена за литр в тенговом эквиваленте поднялась в среднем до 150 тенге, перекупщики пытаются на этом заработать.

В частности, замакима привел такой пример. В одном из районов ЮКО некий гражданин пытался закупить дизтопливо сразу на целый сельский округ якобы по имеющейся от крестьянских хозяйств доверенности. Однако документально подтвердить коллективную «просьбу» не смог.

«Доставкой льготного топлива в сельские округа у нас занимаются закрепленные операторы. Они обязаны это делать в случае поступления запросов со стороны акиматов сельских округов или фермерских хозяйств. Закупить большее количество удешевленного ГСМ не могут и фермеры: есть утвержденные нормативы на конкретный гектар, исходя из видов сельхозкультур», - пояснил Туякбаев.

Для исключения возможности вывоза дизтоплива за пределы региона руководство области попросило операторов не продавать ГСМ в больших объемах, а только в розницу. Пока сигналов о фактах вывоза солярки за территорию области от работников дорожной полиции, со слов замкима, не поступало.

«Мы держим ситуацию с отпуском и распределением дизельного топлива на контроле, мониторим ее ежедневно. В случае возникновения дефицита будем сразу реагировать, выяснять, куда ушел выделенный объем. Возможно, бывают задержки, может возникнуть ажиотаж, кто-то из реализаторов попытается придержать имеющиеся у него запасы, тем самым создавая искусственный дефицит горючего. По всем проблемам просим население обращаться к нам - мы будем оперативно на них реагировать», - заключил Сапарбек Туякбаев.

Клара Ларина, Шымкент

Киргизским покупателям интересен казахстанский бензин со скидкой

29 Март 2019 14:51 7769

При его стоимости за тонну на 40-60 долларов дешевле российского.

В этом году Казахстан, долгое время испытывавший дефицит светлых нефтепродуктов и получивший наконец профицит на рынке, готовится экспортировать бензин – как за пределы ЕАЭС, так и внутри союза, в частности в Кыргызстан. Процесс согласования поправок в соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов между Казахстаном и Россией, дающее Казахстану возможность экспортировать бензин за пределы ЕАЭС, начался в октябре прошлого года. Со стороны Казахстана протокол ратифицирован главой государства, со стороны России – Советом Федерации Федерального собрания (поправки согласованы вчера, 27 марта), и это приближает финальную стадию подписания этого документа. Вместе с тем начало поставок из Казахстана в Кыргызстан ожидалось еще в конце прошлого года, однако пока соглашение между странами не подписано. И это, по мнению эксперта, прокомментировавшего вопрос для inbusiness.kz, дает основание полагать, что за пределы Евразийского экономического союза экспорт казахстанского бензина может начаться раньше, чем в соседнюю страну.

Производство и импорт встали на путь баланса

3 октября 2018 года правительства Казахстана и России подписали протокол о внесении изменений в соглашение между двумя странами в области поставок нефти и нефтепродуктов от 2010 года. 2 марта этого года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, ратифицирующий указанный протокол. Верхняя палата российского парламента, как отмечалось выше, одобрила поправки 27 марта.

Как пояснили в Минэнерго, протокол должен пройти процедуру ратификации в Казахстане и в России, после чего стороны подпишут межведомственный протокол и Казахстан сможет начать экспорт высокооктанового бензина.

В середине февраля министр энергетики РК Канат Бозумбаев говорил о том, что, согласно планам ведомства, на казахстанских НПЗ будет переработано 17,2 млн тонн сырой нефти, в том числе на трех крупных заводах – 16,2 млн тонн. Будет получено около 4 млн тонн бензина и примерно такой же объем дизельного топлива. Таким образом, внутренняя потребность в бензине, дизтопливе, авиакеросине, битуме и мазуте будет полностью закрыта, и при указанном объеме переработки профицит бензина составит 500-650 тыс. тонн.

В пресс-службе Министерства энергетики в ответе на запрос inbusiness.kz сообщили, что запланировано экспортировать 500 тыс. тонн высокооктанового бензина, экспорт дизельного топлива в 2019 году не планируется. Конкретные объемы будут зависеть от внутреннего потребления, поскольку обеспечение внутреннего рынка – первоочередная задача.

Напомним, казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают по давальческой схеме: они перерабатывают сырье, поставляемое его владельцами, и отгружают полученное топливо им. Цены на нефтепродукты и направления отгрузки определяют сами владельцы нефтепродуктов.

С осени 2018 года по настоящее время производство бензина на НПЗ Казахстана превышает внутреннюю потребность. Ранее, как известно, страна имела большую зависимость от импорта, прежде всего российского, примерно на треть рынок был заполнен топливом, завезенным из соседней страны, и этот объем превышал 1 млн тонн.

Профицит на рынке обеспечен увеличением производства на заводах. За последние три года, по данным, предоставленным каждым заводом, на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) объем выпуска бензина марки Аи-92 вырос с 996,6 тыс. до 1,27 млн тонн, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) – с 509,6 тыс. до 1 млн тонн, на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе (ПКОП) – с 629,3 тыс. до 1,26 млн тонн.

Подробнее данные о переработке нефти и объемах выпуска топлива за три последних года приведены в таблицах.

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПНХЗ

По данным ПНХЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на АНПЗ

По данным АНПЗ

Переработка нефти и производство нефтепродуктов в 2016-2018 годах на ПКОП

По данным ПКОП

Вместе с тем объемы импорта снижаются: в 2018 году из России было завезено в 2,5 раза меньше ГСМ, чем в 2017 и 2016 годах. В цифрах это выглядит следующим образом: по итогам прошлого года в Казахстан было завезено 415,7 тыс. тонн бензина, тогда как в 2017 году объем составил 1,098 млн тонн, в 2016-м – 1,121 млн тонн. Это данные Минэнерго.

По импорту дизтоплива ведомство приводит такую статистику: в 2018 году в страну было завезено 420,6 тыс. тонн, в 2017-м – 646,1 тыс. тонн, в 2016 году – 623,9 тыс. тонн дизельного топлива, произведенного в России. Объемы импорта авиационного топлива изменились следующим образом: в 2018 году они составляли 242,1 тыс. тонн, в 2017 году – 304,1 тыс. тонн, в 2016 году – 255,2 тыс. тонн.

Отметим, что в февральском докладе главы профильного ведомства указывалось, что объем переработки нефти в Казахстане вырос на 8,6% по сравнению с 2017 годом и составил 16,4 млн тонн (с учетом производства «Конденсат» и CASPI BITUM). В этом году планируется переработать 17,2 млн тонн, что на 5% больше 2018 года. Объем производства основных видов нефтепродуктов (авиакеросин, дизельное топливо, бензин, мазут) в 2018 году вырос на 9,4% к 2017 году. План текущего года – 12,2 млн тонн, с ростом от уровня 2018 года на 5%.

«КМГ»: поставки будут осуществляться напрямую

«КазМунайГаз» сможет экспортировать порядка 100 тыс. тонн бензина в 2019 году – такова информация по состоянию на 7 марта, предоставленная в департаменте по связям с общественностью национальной компании. В ответе на запрос inbusiness.kz также указывалось, что конкретных договоренностей с потенциальными покупателями у компании пока нет, поскольку процедура ратификации протокола, позволяющего экспортировать, еще не завершена.

Поставлять светлые нефтепродукты «КазМунайГаз» планирует в страны ближнего и дальнего зарубежья в зависимости от конъюнктуры рынка и экономической целесообразности поставок. Экономической целесообразностью поставок будет определяться и выбор покупателя. При этом «реализация нефтепродуктов («КМГ». – Ред.) будет осуществляться по рыночным ценам согласно действующим котировкам соответствующего экспортного направления».

Отвечая на вопрос о том, интересно ли «КМГ» экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, в департаменте по связям с общественностью компании отметили: «АО «НК «КазМунайГаз» заинтересовано в экспорте бензина по всем направлениям. Объемы поставок будут устанавливаться уполномоченными органами сторон согласно индикативным балансам производства и потребления».

При этом если «КМГ» будет экспортировать бензин в Кыргызстан и Узбекистан, то «поставки будут осуществляться напрямую, без привлечения российских компаний».

«На сегодняшний день создание каких-либо совместных предприятий не планируется», – подчеркнули в «КМГ».

Чем привлекательно казахстанское топливо

Для того чтобы поставки из Казахстана в Кыргызстан стали возможными, парламенты двух стран должны ратифицировать межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов. О том, что идет процесс обсуждения этого вопроса сторонами, казахстанское профильное министерство говорит как минимум с осени прошлого года.

Комментируя для inbusiness.kz тему экспорта бензина из Казахстана в соседние страны, в частности в Кыргызстан, вице-президент по Каспийскому региону и Центральной Азии глобального агентства Argus Тимур Ильясов называет рынок Кыргызстана, а также рынки Узбекистана, Афганистана и Таджикистана наиболее привлекательными. По его словам, потребление в Кыргызстане по моторному топливу оценивается на уровне 1 млн тонн в год, в Таджикистане также на уровне 1 млн тонн в год, рынок Узбекистана – это около 3 млн тонн и Афганистана – 4 млн тонн моторного топлива в год.

Вместе с тем сейчас рынок Кыргызстана более чем на 90% зависит от поставок топлива из России. Узбекистан импортирует – также из России – газойль для переработки на двух своих НПЗ.

«Теоретически казахстанские поставщики вполне могут зайти на рынок Кыргызстана. Не думаю, что Казахстан будет поставлять весь свободный объем топлива – 500-650 тыс. тонн, о которых говорит министерство, – на рынок этой страны», – комментирует эксперт возможности выхода Казахстана на рынок, который на 90% заполнен продукцией из России.

Из казахстанских заводов ближе всех к Узбекистану и Кыргызстану располагается Шымкентский НПЗ. По данным собеседника, железнодорожный тариф от этого завода до станции Луговая на границе Казахстана и Кыргызстана составляет примерно 20 долларов на тонну, в то время как железнодорожный тариф из России до этой станции значительно выше – 75-80 долларов на тонну.

«С Атырауского НПЗ, вероятнее всего, поставки будут осуществляться в западном направлении, что, естественно, связано с расположением предприятия. В южном направлении экспортировать удобнее с шымкентского завода», – считает аналитик. Однако, по его словам, все зависит от конъюнктуры рынка: если цены в Кыргызстане и Узбекистане окажутся более выгодными по сравнению с ценами при поставках в западном направлении, то экспорт на юг возможен со всех трех заводов.

«Направление поставок регулируется рынком: где цена и маржинальность выше, туда и будет экспортироваться топливо. Например, сейчас цены на топливо, произведенное на Шымкентском НПЗ, примерно сопоставимы с ценами в Кыргызстане: 420 долларов за тонну стоит шымкентский бензин марки Аи-92, 440-470 долларов за тонну – на границе с Кыргызстаном. И в начале апреля, по словам участников рынка, ожидается повышение цен российскими поставщиками на 30 долларов за тонну. Но в ноябре был период, когда тонна Аи-92 стоила на 150 долларов больше, чем в Кыргызстане, и ситуация может повториться», – рассказывает Тимур Ильясов.

Продолжая тему конкуренции между казахстанскими и российскими поставщиками на рынке Кыргызстана, эксперт высказывает мнение, что киргизские покупатели готовы были бы приобретать казахстанский бензин при условии, что он будет дешевле на 40-60 долларов по сравнению с предложением российских поставщиков.

«Но даже с учетом этого нашим поставщикам выгоднее поставлять продукцию на экспорт. Профицит топлива ощущается уже несколько месяцев. В этой ситуации больше рисков даже не в том, как это отразится на стоимости топлива на внутреннем рынке, а в том, что это вынуждает заводы снижать объемы переработки. В модернизацию НПЗ были вложены миллиарды долларов, поэтому снижение объемов переработки невыгодно заводам с экономической точки зрения и в целом негативно влияет на экономику Казахстана», – говорит эксперт.

Что касается рисков возникновения дефицита на внутреннем рынке при открытии экспорта, то, по мнению Тимура Ильясова, они действительно существуют. «Подобная ситуация у нас возникала несколько лет назад, когда экспорт был разрешен и в соседних странах цены на топливо были намного выше, чем у нас. И тогда у нас возник острый дефицит, на АЗС выстраивались очереди. Но, насколько я знаю, давальческие компании будут ограничены в возможных объемах экспорта соразмерно долям переработки на заводе», – заключает аналитик.

Елена Тумашова

Снизить акцизы на дизельное топливо предлагают депутаты

13 Март 2019 14:21 3571

В 2018 году цены на этот вид ГСМ взлетели на четверть.

Снизить акцизы на дизельное топливо и запретить его вывоз за пределы Казахстана предлагают депутаты мажилиса фракции «Ак Жол».

«Фракция «Народные коммунисты», учитывая негативное воздействие стоимости дизельного топлива на конечные цены для казахстанцев и развитие реального сектора экономики, считает, что в снижении цен на дизель нуждаются все потребители, и предлагает правительству уменьшить размер акцизов, а также ввести полный запрет на вывоз дизельного топлива за рубеж», – обратился мажилисмен Айкын Конуров, зачитывая депутаский запрос.

Если с увеличением производства топлива и различными мерами по защите внутреннего рынка в 2018 году цены на бензин класса АИ в республике сократились до 5%, то на летнее дизельное топливо поднялись на 21,9%, на зимний дизель – на 26,2%.

«Как правило, большая часть перевозок и пассажиров на транспорте осуществляется на дизельном топливе. Это сразу сказалось на росте стоимости услуг в 2018 году, тарифы на перевозки всеми видами транспорта выросли сразу на 31,8%», – констатировал депутат.

Он напомнил, что в августе 2018 года произошло дерегулирование цен на летнее дизельное топливо. Стоимость на этот вид социально значимого ГСМ была отпущена в свободное плавание.

Основной причиной такого шага правительства стала разница в ценах с соседними государствами, где стоимость на топливо выше на 25-40%, чем в Казахстане. Это приводило к вывозу в страны ЕАЭС топлива.

По официальным данным, в 2018 году Казахстан закончил модернизацию всех трех нефтеперерабатывающих заводов и полностью обеспечивает себя нефтепродуктами класса К4, К5. Обеспеченность внутреннего рынка в 2018 году составила: бензина всех марок – 93,2%, топлива – 91,1%.

Существенно сократилась зависимость от поставок нефтепродуктов из России. Представителями Министерства энергетики заявлено о снижении импорта дизтоплива до 40 тыс. тонн, авиационного керосина – до нуля.

Карина Алимова