Вторая казахстанская авиакомпания - SCAT может начать полеты из Казахстана в Европу уже в 2017 году. Речь идет о возможности полетов на европейские курорты. Такая возможность открылась после исключения 19 казахстанских авиакомпаний из черного списка Европейского союза. Решение об этом было принято Европейской комиссией 8 декабря. Для того, чтобы казахстанская авиакомпания могла начать полеты в Европу ей нужно будет пройти аудит европейских авиационных властей.
"Я думаю, что в течение 2017 года они этот вопрос (полеты из Казахстана в Европу – прим. автора), наверное, решат. По регламенту, два раза в год Еврокомиссия (проводит проверки по возможности полетов авиакомпаний в ЕС – прим. автора), и мы тоже два раза в год будем независимо от того, что сняли с нас ограничение, будем постоянно перед Еврокомиссией отчитываться. Обычно они приглашают в апреле и ноябре. Мы будем посещать Еврокомиссию и рассказывать о достигнутом прогрессе. Соответственно, в этот же период авиакомпании тоже будут отчитываться, поэтому если до следующего отчета, следующего апреля SCAT будет готов, то, возможно, Еврокомиссия SCAT даст разрешение на полеты. Я думаю, в настоящее время SCAT в этом очень заинтересован", - ответил на соответствующие вопросы abctv.kz председатель комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК Бекен Сейдахметов.
По его словам, у казахстанской авиакомпании большие планы. В частности, SCAT намерен доставлять казахстанцев на отдых на греческие, испанские и израильские курорты.
"Они Греция, Испания, Израиль – у них большие планы. В основном SCAT хочет летать в курортные зоны", - сказал он.
Глава комитета сообщил журналистам о том, что Казахстан заключил двусторонние соглашения о воздушном авиасообщении практически со всеми европейскими странами.
"Буквально 23 ноября я был в Брюсселе. После этого 25 был в Испании. Мы с ними заключили соглашение, с Польшей заключили соглашение, то есть практически со всеми европейскими странами у нас двусторонние соглашения есть, и наши авиакомпании будут иметь возможность летать", - сказал он.
Другие казахстанские авиакомпании гипотетически могут начать осуществлять полеты в Европу, но такого желания пока не изъявляли. Bek Air, Qazaq Air, обладающие соответствующими воздушными судами, по его словам, пока не имеют планов летать в Европу, а другие авиакомпании вообще не могут быть допущены к полетам в ЕС по причине отсутствия необходимых типов судов.
"Bek Air Бек Эйр, Qazaq Air могут (начать полеты в Европу, но они пока не заявлялись. У них в планах - выполнение полетов еврозону еще нет. Они достаточно должны еще наши требования выполнить, а также требования Европейского агентства безопасности полетов. Пока они не пройдут аудит Европы, они не будут осуществлять полеты в Европу", - сказал он.
Всего же в Казахстане зарегистрирована 51 авиакомпания, в том числе 23 авиакомпании, имеющие возможность перевозить пассажиров, 7 авиакомпаний, осуществляющих регулярные авиарейсы, и 4, имеющие возможность летать за рубеж, - Air Astana, Qazaq Air, Bek Air, SCAT.
В настоящее время полеты в Европу осуществляет только национальный авиаперевозчик Air Astana.
Бекен Сейдахметов сообщил, что в 2017 году могут начаться полеты из Астаны в Варшаву и Хельсинки.
"Да, у нас ведутся переговоры. Я думаю, у нас в весенне-летнюю навигацию конкретно планы есть у авиакомпании Finnair. Мы знаем, что они уже начали продажу билетов. Конкретно есть польская авиакомпания LOT, которая планирует тоже начать полеты в преддверие ЕХРО, - сказал он. - Многие авиакомпании изъявляют (желание летать в Астану – КазТАГ), но они еще изучают. Это же рынок. Если будет спрос, то возобновят (полеты в Казахстан – прим. автора) "Австрийские авиалинии", "Чешские авиалинии", "Британские авиалинии", которые с рынка в этом году у нас ушли по причине низкой коммерческой заполняемости".
Возрастет интенсивность полетов и из Казахстана в Китай.
"С Китаем у нас хорошее соглашение есть. В настоящее время у нас правовое поле – 35 рейсов в неделю, с 1 января 2017 года у нас география расширяется до 42 рейсов в неделю. У Air Astana есть конкретные планы по увеличению частот – там единственный вопрос по слотам в аэропортах. Буквально 13-14 декабря делегация нашей авиационной администрации и авиакомпании едет на переговоры в Китай по разрешению вопроса по слотам", - сообщил г-н Сейдахметов.
На фоне уже произошедшего увеличения числа полетов авиационными властями Казахстана дано разрешение авиакомпаниям на привлечение порядка 235 иностранных пилотов.
"Отрасль развивается. Если авиакомпания купила новый самолет, то 2-3 экипажа надо готовить. "Air Astana ставит задачу до 2020 года приобрести еще 11 "Эйрбасов" и 1 "Боинг" - это уже 12 экипажей, соответственно, им нужны будут пилоты", - сказал он.
Напомним, в 2009 году аудит ИКАО (международной организации гражданской авиации) показал 47% соответствия казахстанских показателей стандартам ИКАО с двумя существенными замечаниями к Казахстану.
"Это очень низкий уровень оценки. Тем более существенные замечания по летной эксплуатации – это говорит о том, что не было должного надзора над авиакомпаниями, и второе существенное замечание по летной годности и должного надзора за воздушными судами не было", - сказал Бекен Сейдахметов.
Авиакомпания Air Astana была включена в серый список, то есть с ограничениями по географии маршрутов и типам эксплуатируемых судов.
В 2012 году специалисты ИКАО были приглашены в Казахстан. В течение трех лет они оказывали техническую помощь Казахстану. В результате в 2014 году уровень соответствия требованиям ИКАО был повышен до 64% и было снято замечание по летной годности.
В начале 2016 года уровень соответствия требованиям ИКАО был поднят уже до 74%. Среднемировой показатель составляет 63%, среднеевропейский – 76%.
"Мы находимся сейчас среди таких европейских стран как Эстония, Словения, Черногория. Также было снято существенное замечание по летной эксплуатации", - сказал г-н Сейдахметов.
До 2020 года планируется достичь 87% соответствия требованиям ИКАО и войти в 30-ку сильнейших авиаадминистраций мира наряду с Италией, Нидерландами, Чехией и другими странами.
Жанболат Мамышев