Авиакомпания SCAT может начать полеты из столичного аэропорта в подмосковный аэропорт Жуковский города Раменское в 60 км от Москвы в августе. Первоначально авиаперевозчик планировал начать полеты уже в июне. Затем пассажирам поступили уведомления с предложением обменять уже купленные билеты на июнь на более поздние даты или получить компенсацию.
"По Жуковскому сейчас чисто технические причины идут. На август перенесли. У нас со всеми пассажирами (купившими ранее билеты на рейс Астана – Москва на июнь. – Прим. автора) все решено. Они пересели на другие направления до Москвы: либо с пересадкой, либо другой авиакомпанией", – сказал abctv.kz президент АО "Авиакомпания SCAT" Владимир Денисов.
При этом глава авиакомпании надеется на то, что SCAT сможет летать из Астаны не только в Жуковский, где такие права уже есть и задержка связана с техническими причинами, но и одновременно с этим и в аэропорт Внуково.
"Внуково и Жуковский. И тот, и другой. Можем летать в оба московских аэропорта. Если в соглашении два перевозчика, то мы будем иметь право на полеты в московские аэровокзалы и аэропорты. Сейчас Air Astana выполняет в Шереметьево", – сказал он.
Напомним, техническая возможность на полеты из Астаны в Москву через Жуковский появилась с 2016 года, когда данный аэропорт был открыт для гражданских авиаперевозок. При этом он был объявлен областным аэропортом, что облегчало возможность начала полетов в Жуковский. Чем и воспользовались некоторые компании из РФ и стран СНГ. Первой о начале полетов по маршруту Астана – Жуковский объявила в январе 2017 года четвертая по размеру российская авиакомпания "Уральские авиалинии". Российский авиаперевозчик начал продажу билетов на рейсы с 15 февраля, но фактически не полетел из Москвы в Астану.
В авиакомпании SCAT надеются, что авиационные власти Казахстана и России смогут принять решение по второму авиаперевозчику в ближайшее время. После банкротства "Трансаэро" и замены его "Аэрофлотом" российская сторона поставила перед казахстанской вопрос о назначении второго авиаперевозчика на полеты между Астаной и Москвой, связав это с возможностью начала полетов Air Astana по маршруту Астана – Улан-Батор и необходимостью оплаты за пролет по Транссибу, которую производят иностранные компании в РФ. Казахстан отверг такую постановку вопроса, делая отсылку на нормы Евразийского экономического союза. При этом министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек сообщил abctv.kz, что Казахстан и Россия используют всего 5% от общего числа взаимных рейсов.
"По второму авиаперевозчику между Астаной и Москвой пока не решили. Надеемся, что в ближайшее время будет такое решение. Мы единственные после Air Astana, кто выполняет международные перевозки. Мы будем летать и во Внуково, и в Жуковский", – сказал Владимир Денисов.
При этом он отметил, что представители аэропорта Жуковский находятся в настоящее время на переговорах в Шымкенте, где и располагается SCAT.
Что касается того, что "Уральские авиалинии" также еще не начали полеты между Астаной и Москвой, то глава казахстанской авиакомпании считает, что это, скорее всего, тоже технические вопросы.
Г-н Денисов полагает, что казахстанская авиакомпания предложит клиентам более выгодные тарифы на маршрут Астана – Москва по сравнению с тарифами работающих в настоящее время на маршруте Air Astana и "Аэрофлот". Вместе с тем он не раскрывает размер возможного дисконта от их цен.
"По ценам я не могу говорить сейчас. Да, скорее всего, будут более приемлемые цены по сравнению с Air Astana и "Аэрофлотом", которые в настоящее время уже летают между Астаной и Москвой. Не только наработать новый маршрут, но чтобы дать удобство. Аэропорт Жуковский мы применяем, в частности, для хаба именно в Астане", – сказал Владимир Денисов.
Он также сообщил, что авиакомпания намерена создать четыре хаба в Казахстане. В настоящее время авиаперевозчик активно летает из Шымкента и Актау.
"Если открыть хаб, это не означает переехать в Астану. Для Air Astana, допустим, два хаба – Астана и Алматы. Мы планируем вообще четыре хаба по республике сделать, и один из них будет в Астане", – сказал он abctv.kz, не раскрывая все города и пообещав объявить об этом позднее публично.
При этом Владимир Денисов отметил, что авиакомпания не планирует совершать прямые рейсы из Астаны в Тбилиси или Батуми.
"Батуми не планируется ни из Астаны, ни из Актау. Только Тбилиси и Кутаиси", – сказал он.
Ереван, как первый регулярный
Традиционно SCAT специализируется на чартерных рейсах на различные зарубежные курорты, попутно совершая регулярные рейсы внутри страны. Вместе с тем авиакомпания запустила 31 августа регулярный рейс из Астаны в Ереван. Продажи билетов стартовали в марте.
В столичном аэропорту прошла пресс-конференция по случаю запуска рейса в Ереван. По сообщению авиакомпании SCAT, прямые рейсы в Ереван будут выполняться с 31 мая на комфортабельном лайнере Boeing 737, каждые среду и субботу. Стоимость билета в обе стороны, включая аэропортовые сборы, составит от 73195 тенге. Время в пути – 3 часа 30 минут.
Владимир Денисов напомнил, что авиакомпания летает в Ереван из Актау уже 15 лет, связывая через Актау со столицей Армении восемь городов Казахстана.
"За это время мы перевезли более 200 тысяч пассажиров", – сказал глава компании.
"В ознаменование открытия нового пассажирского терминала (международного пассажирского терминала в аэропорту Астаны. – Прим. автора) нашей компанией было принято решение в этот день осуществить первый наш международный рейс из города Астаны. Это первый международный рейс нашей компании на регулярной основе, то есть мы выполняем международные полеты отсюда в Турцию, Китай, Шарм-Эль-Шейх – Египет, и в рамках Евразийского союза и открытия выставки ЕХРО-2017 было принято решение открыть международное сообщение между двумя столицами. Мы надеемся, что этот рейс будет полезным не только для дипломатов, он обязательно соединит возможности по осуществлению туристической деятельности. Немаловажный аспект этого сообщения – это возможность армянским диаспорам, расположенным в Костанайской, Акмолинской, Павлодарской и Карагандинской областях иметь более удобное время для перелета, для общения, – сказал он. – В Казахстане очень большая численность армянской диаспоры, и также через Астану можно будет продвигаться в близлежащие регионы России. Авиационный хаб в Астане мы открываем в этом году, будет открыто еще много международных направлений из столицы. Основная наша задача – это сделать из столицы более развитый с широкой регулярной международной сетью аэропорт".
В настоящее время авиаперевозчик выполняет 14 внутренних регулярных рейсов.
"Практически все международные направления будут иметь возможность соединяться с 14 городами Казахстана. Еще мог бы отметить, что для данного направления мы используем воздушные суда Boeing 737 NG. Время полета составит 3 часа 30 минут", – сказал он, добавив, что вместимость борта составляет 149 кресел.
"Дневное время для пассажиров очень удобно, как для прилетающих в Астану, так и для улетающих отсюда", – сказал Владимир Денисов.
В свою очередь посол Армении в РК Ара Саакян отметил, что к прямому рейсу между столицами двух стран стороны шли на протяжении пяти лет:
"Решение авиакомпании SCAT открыть прямой авиарейс в Ереван – это долгожданное решение. С 2012 года мы ведем переговоры. Они связаны были только с экономическими вопросами, вопросами рентабельности. Наверное, для принятия любого серьезного решения требуется время. Вот это время пришло".
Он отметил, что для армянской стороны очень важно, чтобы новое направление было постоянным.
При этом Ара Саакян сообщил, что пользуется услугами казахстанской авиакомпании не только когда летит в Ереван через Актау, но и на внутренних рейсах.
"Ожидаем, что будут тарифы, которые сделают выгодными перевозки и пассажиров, и, что немаловажно, грузов", – сказал г-н Саакян.
В настоящее время граждане 62 стран могут въезжать в Казахстан с краткосрочным визитом без визы, напомнил исполняющий обязанности председателя комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК Талгат Ластаев.
"Это мы видим, что дает соответствующий толчок. Теперь необходимо уже рассматривать транзитный подход. По нему сейчас соответствующая работа ведется. Все эти рейсы будут только сближать наши страны, как на экономической, так и на культурной основе", – сказал он.
"Вообще, есть программа, по которой столицы Евразийского экономического союза должны быть соединены между собой воздушным сообщением. И вот сегодня мы реализуем эту программу… Мы начинаем двумя частотами в неделю. Я думаю, что в дальнейшем нужно их наращивать, чтобы было удобно для пассажиров", – сказал он.
Г-н Ластаев также напомнил, что Air Astana планирует совершать регулярные полеты из Астаны в Дели.
Баку, Афины и Вильнюс – в планах
SCAT имеет планы и по рейсам в другие города. Вслед за Ереваном авиаперевозчик планирует начать полеты из Астаны в Баку. При этом данное направление должно стать стратегическим.
"Сегодня мы выполняем рейсы в Баку из Актау и Атырау на регулярной основе. Минеральные воды тоже выполняются из хабового аэропорта Актау и связывают семь городов с Минеральными водами. Поэтому было принято решение в летний сезон для удобства туристов с Кавказа, посещающих выставку EXPO-2017 в Астане, открыть это прямое сообщение. И очень большой потенциал астанчан, карагандинцев, павлодарцев посещать лечебницы на территории Кавказа", – сказал Владимир Денисов.
Он напомнил о начале рейсов и из Астаны в Минеральные воды (РФ).
"Дополнительно отсюда выполняются регулярные рейсы в Турцию, и в ближайшее время, буквально 2 июня, будет открыто прямое сообщение Астана – Минеральные воды. Тем самым мы свяжем Краснодар, Сочи с нашей столицей. Мы рассчитываем применять Астану как хабовый аэропорт для всего населения Кавказа", – сказал глава компании.
"Надеемся, что в ближайшее время будет принято решение об открытии второго перевозчика, и планируем отсюда полеты как в аэропорт Внуково, так и в Жуковский. У нас в планах после прохождения аккредитации TCO в европейской системе безопасности. Сегодня уже ведутся переговоры и открывается международное сообщение между Астаной и Бургасом (Болгария). Поэтому надеемся, что полеты в Болгарию тоже будут осуществляться на регулярной основе. Единственное, с частотой один раз в неделю. Также в наших перспективах связь Астаны с Грецией – Афинами. Но на этот сезон мы, к сожалению, можем не успеть, поэтому, скорее всего, только в зимнюю навигацию это направление будет открыто. И в перспективе Астана будет связана с Литовской Республикой – Вильнюсом. Сейчас единственная помеха – это, опять же, аккредитация TCO. Пока такие ближайшие направления", – сказал г-н Денисов.
Владимир Денисов отметил, что на период хаджа авиакомпания планирует чартерные рейсы по перевозке паломников из Казахстана в Саудовскую Аравию: Джидду и Медину. Для этого компания на протяжении последних трех лет вела соответствующую работу с властями Саудовской Аравии.
"В этом году с участием авиационных властей нам удалось согласовать все необходимые процедуры по паритетной возможности таких перевозок, поэтому сейчас идут на самом деле только технические аспекты. Это сложно, получение именно слота (временной интервал на конкретные период/дату и время, предоставляемый главным оператором аэропорта авиакомпаниям - прим. автора) для осуществления полетов в Джидду и Медину и определение квот. В перспективе мы уверены, что Казахстан будет иметь гораздо большую квоту, чем та, которая выдана на сегодняшний момент, поэтому в наших планах совершать регулярные полеты из северной и южной столицы и из городов Шымкент и Тараз. Первые рейсы уже поставлены на август. Это завозная программа, с 20 по 28 августа мы будем из Алматы и Шымкента, а вывозная программа – это середина сентября", – сказал он.
Жанболат Мамышев