Секрет успеха: Как пробиться на рынке производства мебели

13600

Павлодарский мебельщик строит новый цех по европейскому образцу.

Секрет успеха: Как пробиться на рынке производства мебели Фото: Марина Попова

На мировом мебельном рынке за последние пару лет произошли значительные изменения качественного характера: смыкание национальных рынков, интернационализация мебельного производства. Но в Казахстане мебельный рынок в большей степени является импотозависимым, несмотря на то, что на внутреннем рынке работают отечественные производители.

По официальным данным, в стране зарегистрировано около 1,5 тыс. производителей мебели, но лишь четверть из них является активной. В минувшем году, согласно статданным, производство мебели в Казахстане составило 43,1 млрд тенге, что на 13,7% больше в стоимостном выражении, чем в 2019 году. При этом индекс промышленного производства составил всего 89%, что указывает на спад выпуска в реальном выражении. Наибольший объем производства пришелся на Алматы (15,6 млрд тенге), Алматинскую (3,2 млрд тенге) и Павлодарскую (3 млрд тенге) области.

Не паханое поле

К слову, в Павлодарской области как раз и работает предприниматель, занимающийся производством мебели, Сапар Кудабаев.

Когда-то мебельное дело настолько захватило выпускника школы Сапара Кудабаева, что он в тот момент махнул рукой на высшее образование и с головой погрузился в процесс производства.

Проработав несколько лет на "дядю", понял, что созрел для открытия собственного дела. Сначала трудился как индивидуальный предприниматель, нарабатывая клиентскую базу, а затем открыл собственную фабрику. Сегодня его портфель заказов сформирован до конца года и даже больше. И этому не помешал даже тот факт, что с июля прошлого года в Казахстане введен мораторий на закупку офисной мебели для всех госорганов и субъектов квазигосударственного сектора.

В процессе работы павлодарский предприниматель выбрал для себя основное направление, во всяком случае, на ближайшие годы – корпусная мебель. Прежде всего потому, что ниша не заполнена и есть потенциал для развития. И это притом, что в стране около 1,5 тысячи мебельных компаний. По словам Сапара, большинство из них делают ставку на мягкую мебель.

"Дело в том, что на корпусную мебель действуют старые стандарты, пришедшие из Союза. А вот министерство образования и акиматы оказались более открыты к новинкам. И это плюс. И наше производство может предложить эти новинки. По программе "Деловые связи" был в Германии, посмотрел новые предприятия и могу уверенно сказать: мы ничем не хуже. У нас имеется потенциал. Новизны много, после Союза – это не паханое поле. Отсюда и объем заказов, до февраля следующего года даже не рассматриваем новые предложения", – рассказывает предприниматель.

На сегодня НИШ в стране обставлены его мебелью, как и проекты некоторых строительных компаний. Это уже свидетельствует о качестве продукции.

Не стоять на месте

"Чтобы быть востребованным, нужно развиваться", – уверенно заявляет Сапар Кудабаев.

И он не преувеличивает.

"Был старый цех в тысячу квадратов, решили не заниматься его модернизацией, а построить новый современный: новое под новое. Судя по всему, не ошибся: взятый объем заказов говорит о том, что спрос есть", – говорит директор фабрики.

Конечно, нынешние достижения не пришли сами по себе, чтобы попасть на заказы в те же НИШ, пришлось выдержать конкуренцию. И главное условие победы, по словам предпринимателя – это постоянный поиск новых решений в изготовлении мебели, будь то парты или шкафы для кабинетов химии.

"Если ли круче нас, не знаю. Вот побывал в Китае, там много крупных современных производств. Вот они действительно крутые. У них уже отстроенные кайдзены (kaizen – это один из подходов к улучшению работы организации) в производстве имеются. Мы тоже к этому идем", – говорит амбициозный предприниматель.

Автоматизация вместо людей

Как и любое производство, мебельный бизнес испытывает дефицит кадров. Хороших. Здесь готовы принять учеников и обучить их, затем по результатам труда и соответствующая зарплата.

Но это не значит, что те, кто приходит, задерживаются. Директор предприятия, сам из разряда трудоголиков, требует и от подчиненных отдачи. Сейчас в его новом цехе работают 20 человек, а требуются еще 30. Заработная плата начинается от 150 тысяч тенге. Здесь же занимаются и обучением. Этот процесс уже давно сложился и построен таким образом, что через неделю новичка можно уже ставить к станку. Конечно, на первое время под присмотром специалиста.

"Людские ресурсы становятся очень дорогими, необходимые кадры найти тяжело, и только максимальной автоматизацией мы можем хоть как-то это нивелировать", – считает предприниматель.

Впрочем, по его словам, эта проблема мебельщиков не только Павлодара, но и в других регионах.

В своем отечестве…

А пока павлодарский предприниматель ставит перед собой далеко идущие планы.

"Наша ценовая группа, с которой хотим выйти, ориентирована на Китай. Потому что они мировые производители и это надо признать. Пока мы их ругаем, а они работают на весь мир. У меня есть амбиции, я в этом бизнесе 15 лет и хочу занять свою нишу в этом секторе. И предела для развития нет. Но ставить свое производство, например, в Москве не вижу смысла, поскольку в плане бизнеса законодательство лучше у нас. Такие кредитные ставки, как у нас, для бизнеса, в России никто не даст", – говорит предприниматель.

А вот поставить новое производство в Нур-Султане – это уже необходимость.

"Хотя бы потому, что основные заказы идут оттуда, – говорит предприниматель и признается, что в своем регионе он признания пока так и не нашел. Было всего два проекта: школа в поселке Калкаман и больница под ковид, которую строила столичная компания.

"Почему так происходит? Потому что при планировании объекта подрядчик исходит из минимальной сметы, используются низкобюджетные прайсы. И нам прийти в этот проект с хорошими предложениями и идеями не получится. Дело в том, что на таких проектах стоит ценовая категория трехлетней давности. А цены растут ежегодно, в том числе комплектующие, сам материал. Поэтому мы и рассматриваем в качестве основного заказчика столицу, где и планируем открыть свое производство", – говорит Сапар Кудабаев.

А еще он уверен, что молодость – это время, когда человек не боится совершать ошибки, это время поиска себя.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться