Система е-Халық будет той платформой, где госорганы смогут найти данные о каждом жителе для оформления социальной помощи. Как отметил министр труда и соцзащиты населения РК Бердыбек Сапарбаев, государство вводит новшество в части оформления документов для получения адресной социальной помощи. Отныне в отделах соцзащиты необходимо будет предоставить лишь удостоверение личности, остальные справки сотрудники ведомства соберут самостоятельно. Соответствующий закон уже подписан.
Эта информационная система, по данным Министерства труда и соцзащиты, с 2017 года действует в пилотном режиме в Атырауской, Актюбинской и Мангистауской областях. По данным Министерства труда и соцзащиты, информационная система е-Халық позволяет определить численность фактически проживающего населения, осуществлять мониторинг внутренней и внешней миграции, вести учет граждан из числа социально уязвимых категорий, а также безработных и самозанятых. Кроме того, у госорганов появилась возможность актуализировать данные всех государственных информационных систем и обеспечить всеобщее декларирование доходов населения.
В Костанайской области, по данным отраслевого управления, работать с е-Халық начали не так давно. Города начали заносить в нее данные лишь 26 марта, районы – чуть раньше.
Изменения и дополнения в порядок назначения государственной адресной помощи добавят отделам соцзащиты работы. В областном Управлении координации занятости и соцпрограмм отметили, что дополнительно выплатами планируют охватить 3600 человек. Общее количество жителей, получающих господдержку, превысит 17 тыс. человек.
"Выявление граждан и семей, находящихся в сложной ситуации, должно быть проактивным. Семья должна сопровождаться на каждом этапе до полного выхода из сложной ситуации. Это составление социального портрета семьи, содействие в сборе необходимых документов, мониторинг текущей ситуации. Требуется разработка индивидуального плана работы по каждой семье. В этом и должна заключаться адресность работы", – отметила руководитель ведомства Гульнар Абенова.
При этом она отметила, что все округа, кроме поселка Октябрьский Костанайского района, уже работают в системе. Этот населенный пункт не может пока подключиться к Сети. Заместителю акима Костанайской области Марату Жундубаеву поручено решить вопрос. В целом наполняемость базы составляет 43%. В городах показатель несколько ниже. Специалисты акимата отмечают, что это связано с тем, что города довольно поздно начали работать с системой, а также с высокой численностью населения в сравнении с селами.
Поручение, касающееся сроков окончания актуализации данных (10 апреля для сел, 15-го – для городов) вызвало недовольство работников сельских акиматов. Сроки действительно сжаты.
"Нам помощь с 15-го числа назначать, уважаемые коллеги. Людей мы гонять не можем", – объяснила ситуацию Гульнар Абенова.
Аким области Архимед Мухамбетов добавил, что в случае возникновения объективных причин каждый отдельный случай невыполнения поручения будет рассмотрен индивидуально.
Татьяна Шестакова