Сельские жители в Казахстане не знают, куда идут выделенные на их населенные пункты деньги

13862

По мнению специалистов, такая практика открывает широкий простор для коррупционных рисков.

Сельские жители в Казахстане не знают, куда идут выделенные на их населенные пункты деньги

Бюджеты четвертого уровня только начали формироваться относительно недавно, но уже распределение средств сопровождается нарушениями, передает inbusiness.kz. Причем, как показывает практика, население сел, в которые, наконец, должна была прийти открытость и прозрачность бюджетов, по факту не знает, на что идут деньги и о каких суммах идет речь. Не в курсе люди, как правило, и в том, что сами могут влиять на распределение выделенных сумм. Так, в Северо-Казахстанской области общественники собрали целый список подобных ситуаций. И везде фиксируются коррупционные риски.

''Например, аппарат акима Астраханского сельского округа Аккайынского района СКО заключил договор с подрядчиком в 2020 году на 7,5 млн тенге на благоустройство и озеленение населенного пункта. Работы были выполнены несвоевременно и заказчику следовало обратиться в суд, чтобы признать поставщика недобросовестным участников государственных закупок. Однако, по какой-то причине акимат этого не делает'', – рассказал руководитель Северо-Казахстанского филиала Первого антикоррупционного медиацентра Руслан Асаубаев.

В СКО такие моменты возникают периодически. В районе Шал акына в административном центре – городе Сергеевка аппарат акима заключил договор на почти 100 млн тенге с тем же самым поставщиком на обустройство парка и улицы Победы. И тоже с нарушением, отмечает общественник. Такая большая сумма, но был применен способ госзакупок из одного источника. Акима города за это оштрафовали, но прецедент есть прецедент. Акимат города Тайынша также доверил тому же подрядчику работы на 160 млн тенге, не проведя открытого конкурса. Огромные деньги для сел и маленьких городов и такой формальный подход к их распределению.

''Возникает вопрос: почему акимы проводят государственные закупки с нарушениями? На мой взгляд, виной тому низкая компетенция акимов и отсутствие контроля со стороны населения. Так, из анализа государственных закупок видно, что тот же самый указанный выше подрядчик, благодаря методу государственных закупок из одного источника путем прямого заключения договора, заключил 65 договоров на общую сумму 1,4 млрд тенге с 2016 года'', – отмечает Руслан Асаубаев.

Ситуация складывается критическая. Исполнительные органы на местах спустя рукава, осознанно или нет, подходят к госзакупкам, а определенные организации неплохо зарабатывают на малых городах и селах, фактически не имея никаких конкурентов и подчас получая деньги за работы, которые может были в этот момент и не так важны. Бюджеты четвертого уровня, конечно, не такие большие, но они должны решать наиболее наболевшие и не требующие отлагательств проблемы населенных пунктов. Какие именно проблемы – может и должно решать собрание местного сообщества. Одна беда, на практике это фактически сегодня не работает, считает эксперт.

''Собрания местного сообщества могут указать приоритеты. Согласовывать суммы на озеленение или на ремонт дорог, ставить заборы или восстанавливать памятники. Закон дает людям такую возможность. Однако эти собрания работают неактивно. Простые сельчане не знают ни сумм, выделяемых на их населенные пункты, ни направлений, куда планируется эти средства направить'', – говорит Руслан Асаубаев.

Между тем, собрание местного сообщества – это полноценное представительство населенного пункта в вопросах сотрудничества с органами власти. Членов собрания, а их может быть до 25 человек, избирают на 4 года. В их функции входит обсуждение и рассмотрение программ, согласование проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета, образование комиссии в целях мониторинга исполнения бюджета, заслушивание и обсуждение отчета о результатах проведенного мониторинга исполнения бюджета, согласование кандидатур на должность акима села и другие важные моменты.

Также собрание должно раз в полугодие проводить мониторинг исполнения бюджета. Делается ли это по факту? Ответ напрашивается сам. Такое положение дел удобно отдельным должностным лицам и особо прытким подрядчикам, которым не составляет труда выиграть тот или иной конкурс.

Североказахстанские общественники сейчас пытаются хотя бы немного изменить ситуацию. Даже запустили инициативу "Открытые бюджеты", в рамках которой делают короткие видеоролики для соцсетей с информацией о выделенных на населенные пункты региона суммах и планах по их распределению.

А уже в декабре в сельских округах должны пройти сходы, на которых население выберет членов местных собраний. Но, несмотря на то, что это событие уже фактически на носу, знают о нем немногие, поскольку роль собраний и их реальных возможностей в стране по факту сильно недооценена, сетует спикер.

Хотя, чуть больше года назад в послании президента народу Казахстана, глава государства Касым-Жомарт Токаев отмечал: "…Поддерживая институт общественного контроля, как альтернативы государственному, мы должны создать соответствующую правовую базу. Поручаю разработать и принять Закон "Об общественном контроле", призванный обеспечить открытость и подотчетность обществу государственных органов и квазигосударственного сектора…". Помимо неправительственных организаций, считает эксперт, этот контроль должен осуществлять и народ. Необходимый инструментарий для этого у населения есть, важно просто не быть безучастными.

Петр Акутионов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться