Загруженность экономических судов для представителей юриспруденции, конечно, не новость. Причем многие вопросы, связанные с бизнесом, в особенности на селе, вполне можно было бы закрыть без тяжб, примирением. Однако далеко не все предприниматели сегодня готовы идти к медиатору. Почему – выяснял inbusiness.kz.
Как отмечает профессиональный медиатор международного уровня, полномочный представитель президента RPA IMC по Северо-Казахстанской области Алтын Би Бесембаева, самым частым спорным вопросом в бизнес-среде в сельской местности остается неисполнение договорных обязательств.
"Сельские предприниматели, сельхозтоваропроизводители или те, кто занимается торговлей, составляют простые договоры с другими субъектами бизнеса, по которым последние обязуются предоставлять определенные услуги. Будь то поставка ГСМ, запчастей или каких-либо товаров. Некоторые поставщики свою часть договора исполняют недобросовестно, что вынуждает заказчиков идти в суд", – отмечает медиатор.
Между тем здесь как раз такой случай, когда все вопросы можно было бы урегулировать в досудебном порядке. Но, по словам Алтын Би Бесембаевой, многие сельские предприниматели пока просто не понимают реальных возможностей медиации.
"В итоге, учитывая специфику таких дел, судебные разбирательства затягиваются. В лучшем случае от 2 до 8 месяцев, но бывают и процессы, тянущиеся по нескольку лет. Хотя медиатор мог бы все разрешить гораздо быстрее, не пошатнув имидж сторон продолжительными судебными тяжбами", – поясняет эксперт.
Не хватает профессионалов
На сегодня медиаторы могут закрывать мирным путем до 65% вопросов практически по всем направлениям законодательства. Однако само явление досудебного урегулирования пока не очень понятно людям, в том числе и бизнесу в глубинке. В той же Северо-Казахстанской области самый большой процент прибегающих к услугам медиации граждан приходится на административный центр региона – город Петропавловск. По сельской местности пока ситуация несколько иная. Связано это не столько с отсутствием у медиации должной рекламы на местах, отмечает Алтын Би Бесембаева, сколько с банальным отсутствием хороших специалистов.
"Районы нуждаются в профессиональных медиаторах. Есть, конечно, непрофессиональные, но они не проходили обучение и им тяжело. У нас в области 13 районов, и каждый из них нуждается в таком специалисте. На местах не знают даже то, что медиация подразумевает конфиденциальность. Приглашают на разбирательство участкового, акима сельского округа, психолога. Но то уже народное вече. Медиация – это первая, вторая стороны и медиатор", – говорит полномочный представитель президента RPA IMC по СКО.
Сейчас, по словам Алтын Би Бесембаевой, в регионе началась активная работа по подготовке таких специалистов и продвижению культуры медиации в широкие массы.