Что представляет из себя документ? Правда ли, что за "шлепок ребенку" можно будет угодить за решетку? Будут ли ужесточены нормы за нанесение легкого вреда здоровью? Об этом и многом другом шла речь в прямом эфире Facebook.
Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте пригласила к разговору депутатов, гражданских активистов, представителей госорганов и экспертов.
"Название темы выбрано неслучайно, мы видим вокруг законопроекта много споров и недостоверной информации, которая вводит людей в заблуждение. В то же время ключевая цель - искоренить и предупредить насилие. Новый законопроект должен в первую очередь соответствовать принципу правовой определенности и не должен вызывать разнотолков", - отметила глава Нацкомиссии и модератор эфира Лаззат Рамазанова.
Противоречивые термины исключили
Руководитель рабочей группы, депутат Айгуль Нуркина рассказала, что над законопроектом сегодня работает более 50 человек, в их числе депутаты, представители Нацкомиссии, центральных госорганов, ученые, юристы, НПО.
"В действующем законодательстве мы видим, что понятие "профилактика" связано с полицией и судами. Но здесь речь идет не только о мерах, которые должны принять данные органы, но и о предупреждении, о возможности поддержки граждан, помощи тех же органов образования, здравоохранения. Поэтому в новом законопроекте появился новый термин – "противодействие насилию", то есть это будет комплексный подход для оказания помощи семьям".
Противоречивые чувства у некоторых экспертов вызвал термин "половая свобода", которая якобы означает возможность смены пола.
"Но на самом деле это уже устоявшийся термин, который применяется в отечественной юридической литературе, в теории уголовного права. Утверждение, что половая свобода является аморальным термином, не имеет под собой научного обоснования. Но понимая, что этот термин вызовет споры, рабочая группа исключила его из законопроекта", - говорит Айгуль Нуркина.
Внесены также поправки в понятийный аппарат, доработаны нормы, касающиеся защитного предписания. "Его копия в течение 24 часов с момента вручения агрессору, будет направляться еще и прокурору", - уточнила депутат. По ее словам, Минздравом разрабатывается программа медико-психологической помощи, в которой будет корректироваться поведение агрессора. Прохождение такой программы для дебоширов будет устанавливаться судом.
Также она сообщила, что побои и нанесение легкого вреда здоровью не будут перенесены в Уголовный кодекс.
Печальная статистика
По данным депутата Ирины Смирновой, за 8 месяцев совершено уже 132 тысяч таких правонарушений, но до суда доходят единицы. А за последние три года – количество фактов семейно-бытового насилия возросло в 2,5 раза. Именно поэтому как никогда актуальным является принятие нового законопроекта. Она приветствовала активное обсуждение проекта закона общественниками, отметив, что совместными усилиями будет достигнут хороший результат.
Лаззат Рамазанова подчеркнула, что через Facebook к ней поступило очень много предложений, которые она направит в рабочую группу.
"Гражданские активисты привлекались в разработку закона о противодействии семейно-бытовому насилию с самого начала. Были задействованы эксперты, общественные организации, представители кризисных центров в регионах страны. Обсуждение продолжается и сегодня, в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента. Все конструктивные предложения – принимаются во внимание", - отметила глава Нацкомиссии.
Участники эфира особо подчеркнули, что именно в данной рабочей группе на сегодняшний день, очень много представителей общественности.
Как обеспечить соразмерность наказания?
По мнению руководителя фонда "Не молчи" Дины Смаиловой, легкий вред здоровью все же стоит криминализировать.
"Вы посмотрите, что иногда считается легким вредом здоровью. Это порезы, это сотрясение мозга, это раны. Женщине нанесли глубокие порезы ножом, это практически нападение на человека, но суд признал это легким вредом здоровью и его (агрессора) осудили на 2 дня. Насколько это наказание соответствует содеянному?! Поэтому мы, общественники, будем поднимать эти вопросы и говорить об ужесточении каких-либо норм, добиваться взаимодействия с госорганами", - говорит она.
Правозащитник Халида Ажигулова поделилась своим опытом работы в правозащитных организациях.
"Я хочу обратить внимание на то, что закон действует с 2009 года, из которого в новый законопроект перешли многие критикуемые сейчас нормы. Новый Законопроект находится в открытом доступе с марта 2020 года. То есть у всех было предостаточно времени, чтобы направить свои предложения и опасения депутатам Парламента. Сейчас в рамках рабочей группы я вижу открытую дискуссию, каждый может высказать свое мнение. Есть правило: критикуешь-предлагай, поэтому всегда должны быть альтернативные решения", - отметила Халида Ажигулова.
Анна Рыль из фонда "Коргау Астана" рассказала, что гуманизация уголовного законодательства сыграла лишь на руку отчаянным дебоширам.
"Мы, как и Верховный суд, предлагаем ужесточить наказание за нарушение защитного предписания. Чтобы те меры, которые были предписаны, наконец, начали работать", - говорит спикер.
Вместе с тем, новый закон позволить структурировать все существовавшие разрозненные механизмы по защите жертв насилия, приведя их в единую цепочку и выработать единый алгоритм.
Общественный деятель Галина Моисеенко отметила, что разработанные нормы законопроекта "выстраданы". Она предложила всем заинтересованным официально обращаться с предложениями по документу в рабочую группу парламента.
А спросить-то и не с кого
Динара Закиева, председатель республиканского Совета по вопросам семьи женщин и защите прав детей при Nur Otan сообщила, как на практике обстоят дела с защитой от семейного насилия.
"Наша рабочая группа совета объехала 220 населенных пунктов. Мы провели мониторинг работы всех органов по работе с семьей, по профилактике. Мы увидели, что во всех регионах отсутствует слаженный комплексный механизм работы с семьей. Эти функции раздроблены по нескольким управлениям, спросить за результат не с кого", - говорит она. Поэтому в новом документе прописан ответственный за это орган на уровне села, района и области. Будут и Центры по поддержке семьи. При партии создана горячая линии "111" для помощи детям, семьям и женщинам, и за полтора месяца на номер поступило более 1000 звонков, в том числе с фактами по бытовому насилию.
Зампредседателя Альянса женских сил Казахстана Азиза Шужеева обратила внимание на то, что госорганам нужно расширить полномочия, определив ответственных, поскольку работа государства в этом направлении ведется постфактум.
"В новом законопроекте заложена не только профилактика, но и ранее проявление признаков семейно-бытового насилия. Мы предложили нормы по расширению компетенции госорганов, чтобы четко были прописаны функции. И, самое главное, мы инициировали создание уполномоченного органа по делам семьи, написав по этому поводу письмо Президенту. Очень важно, что в этом законопроекте также заложен принцип нулевой терпимости к фактам насилия", - сказала она, призвав присоединиться к челленджу в социальных сетях против домашнего насилия.
Закону быть!
Уполномоченный по правам человека Эльвира Азимова высказалась на тему европейских и восточных ценностей.
"Более 30 стран приняли сегодня отдельные законы. Звучала такая позиция, что мол "это несвойственно нам", "у нас совершено другие традиции". Но я хочу сказать "нет". И среди мусульманских стран есть принявшие такие законы. В конце прошлого года ОАЭ приняли соответствующий акт против домашнего насилия, Малайзия, Сингапур приняли такие документы. Чем благополучнее семья, тем крепче государство", - подчеркнула Эльвира Азимова.
Член Нацкомисии по делам женщин Салтанат Турсынбекова отметила, что привлечение родителей к уголовной ответственности "за шлепок ребенку" - некорректная трактовка норм законопроекта. Вместе с тем, она рассказала, как проходят обсуждения в рамках рабочей группы.
"Руководитель порой откладывает принятие той или иной нормы, если она вызывает сомнения. Каждая норма просматривается через призму состояния жертвы, новые правки направляются на дополнительное согласование в госорганы и правительству. Принимать новый закон о противодействии семейно-бытовому насилию или ограничиться внесением дополнений – это не самоцель. Главное - обеспечить защиту прав детей, матерей, пожилых родителей, лиц с ограниченными возможностями", - говорит спикер.
В дискуссии приняли также участие и представители Министерства информации и общественного развития, Министерства труда и соцзащиты населения. Они подчеркнули, что общая цель депутатов, госорганов и общественников – вывести семью из трудной жизненной ситуации и работать на предупреждение фактов насилия.
В скором времени вопрос домашнего насилия будет вынесен на рассмотрение Координационного совета Генеральной прокуратуры РК. Значимость данной инициативы отметила Глава Нацкомиссии по делам женщин.
"Эффективность Закона о противодействии семейно-бытовому насилию зависит от слаженной межведомственной координации госорганов. Роль общественников в данном законопроекте принимает качественно новый формат. Благополучие и безопасность семьи, незыблемость семейных основ – главная ценность нашего общества", - резюмировала председатель Лаззат Рамазанова.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!