Она заявила, что оказывавшая первую помощь Анель Ибраева (девушка-свидетель) сфотографировала истекающего кровью фигуриста, а после её знакомые распространили это фото по WhatsApp.
"Она торопилась на работу. Но, несмотря на то, что торопилась, пошла на работу пешком по улице Курмангазы. Неизвестно, почему она скидывает фото безжизненного тела Дениса своей знакомой. Считаю, что это неподобающие для скромной и простой женщины действия" , – сказала Оксана Тен.
Кроме того, подозрения безутешной матери вызвали и действия арендатора ресторана "Гедонист" Газиза Уалиханова, где Денис был незадолго до трагедии. Газиз Уалиханов прилетел в Алматы из Ниццы аккурат накануне смерти фигуриста – 19 июля в четыре часа утра. Во время следствия он пояснил: визит был связан с тем, что он должен был установить в ресторане кондиционеры. Также, по словам Оксаны Тен, остались вне внимания правоохранительных органов и сведения в отношении директора ресторана "Гедонист" Руслана Хайруллаева. С ресторана, отмечает мать фигуриста, отчётливо видно место, где произошло убийство. На камерах видеонаблюдения зафиксированы моменты, когда Хайруллаев часто посматривает в ту сторону.
Во время суда выяснилось, что Арман Кудайбергенов (один из подозреваемых) с мая 2018 года занимался воровством автомобильных зеркал, после пытался продать их на базаре неизвестным лицам за 40 тысяч тенге. Подозреваемый на процессе заявил, что не согласен с оценённым ущербом в 400 тысяч тенге, сказав, что стоимость зеркал не такая уж дорогая.
"Я признаю, что совершил кражу. Мне очень нужны были деньги. В Алматы собирал деньги. Хотел отправить их матери в Астану. В Астане денег не осталось. Да и жить было негде. К тому же знал, что если ещё раз совершу преступление, то опять попаду в поле зрения полицейских. Поэтому уехал в Алматы", – сказал Арман Кудайбергенов.
В конце речи обвиняемый отметил, что научился воровству зеркал через Интернет.
Другой обвиняемый, Нуралы Киясов, в очередной раз попросил у общественности прощения, заметив, что сожалеет о случившемся.
"Полностью согласен со своим адвокатом. Я сильно сожалею. Нас простить нелегко, знаю, но всё-таки прошу о милосердии. Больше мне нечего сказать", – сказал Киясов.
Подозреваемая Жанар Толыбаева не признала свою вину.
"Мне предъявлено обвинение по статье 434 "Недонесение о преступлении". Что я, видя преступление, не сообщила. Но нож ему воткнули не на моих глазах. По радио также объявили, что, мол, я ушла, видя, как Денис истекает кровью. Я не видела никакой крови. Не видела, как и кто вонзил нож", – говорит Толыбаева.
Также она заверила, что не возвращалась на место преступления.
"Я дошла до места парковки автомобиля. После того как увидела, что машины нет, начала звонить. Когда мне сказали, чтобы я спустилась ниже по улице, я только дошла до улицы Назарбаева. На место преступления, Курмангазы – Байсеитова, не возвращалась. Я не видела, как его убили. Когда услышала через средства массовой информации, Нуралы Киясова уже задержали", – пояснила подозреваемая.
Подозреваемая также отметила, что понимает состояние матери Дениса Тена.
"Конечно, это горе. Но я не считаю, что совершила тяжкое преступление, чтобы меня привлекли по тяжкой статье. Понимаю Оксану Алексеевну как мать. Готова выдержать все слова с обвинениями, которые она скажет. Ко мне в декабре, перед тем как начались суды, в следственный изолятор пришли люди и угрожали. Я не знаю, что со мной будет, будь я на свободе или в тюрьме. Не хотела говорить, но, так как меня видят организатором преступления, решила сказать это в качестве последнего слова на суде", – со слезами на глазах сказала Толыбаева.
На сегодняшнем процессе был допрошен занимавшийся расследованием этого дела дознаватель Управления полиции Астаны Фариз Разбеков. Сотрудник правоохранительных органов пояснил, почему преступник был отпущен на свободу (Арман Кудайбергенов на момент нападения на Тена должен был находиться в СИЗО Астаны по обвинению в краже автозеркал с автомобиля в Астане 11 июля 2018 года, однако он был отпущен под подписку о невыезде и скрылся из столицы. – Авт.). Адвокат семьи Тенов, Нурлан Устемиров, попросил суд привлечь сотрудника полиции к ответственности за грубое нарушение закона.
Всего, как отметил защитник пострадавшей стороны, уголовное дело состоит из 39 томов, из них в 14 им найдены противоречия. Однако это, подчеркнул он, правоохранительными органами игнорируется.
На суде мать Дениса напомнила, что в Алматы Денис Тен приезжал редко. Визиты были краткосрочными. В тот день его в ресторан "Гедонист" пригласил одноклассник Руслан Хайруллаев. Однако, выяснилось на допросе, Хайруллаев сказал, что встреча с Денисом была неожиданной, и он удивился, увидев фигуриста в заведении.
"У Дениса всё было расписано в графиках работы, встреч. Сын любил точность и пунктуальность. Я не верю в слова директора ресторана, что он случайно там увидел Дениса", – поделилась своим мнением мать погибшего спортсмена.
По словам Оксаны Тен, подозреваемые знали расписание рабочего времени Дениса, куда он направится. И действовали по определённому плану.
"Ещё раз повторяюсь. Это заказное убийство. Были недоброжелатели, которые не радовались достижениям Дениса. Подозреваемые оставили авто на расстоянии 450 метров от места преступления и ждали его у ресторана. Они сняли одно зеркало, а другое нет, хотели на глазах у Дениса это сделать. Это сделано специально. Чтобы возник конфликт. Ни один из воров не станет снимать зеркала при хозяине. В последний момент в конфликт подключился Киясов, который воткнул нож ему в ногу. На следующий день после трагедии у свидетеля Садуова (продавец ворованных предметов) попросил за зеркала пять тысяч долларов. Надо наказать ещё тех, кто помогает преступникам, и провокаторов. К нашим доводам никто не прислушивается, их к сведению не берут", – подчеркнула Оксана Тен.
Прокурор Куандык Досов запросил для троих подсудимых в общей сложности 44 года лишения свободы.
"Этот случай произвёл большой общественный резонанс. За убийство среди бела дня, на глазах общественности надо дать строжайшее наказание. Это преступление обнажило многие проблемы в сфере правопорядка. Считаю, что предъявленные подозреваемым во время следствия обвинения полностью доказаны. Армана Кудайбергенова прошу привлечь к ответственности по статьям 188, ч. 2, 192, ч. 2, 99, ч. 2, УК РК и приговорить его в общей сложности к 20 годам лишения свободы. Нуралы Киясова признать виновным по статьям 192, ч. 2, 99, ч. 2, УК РК, также приговорить к лишению свободы сроком на 20 лет. С каждого в доход государства взыскать по 30 МРП. Жанар Толыбаеву в связи с беременностью и учитывая, что у нее четырёхлетний ребёнок, лишить свободы на четыре года по статьям 188, ч. 2, 434, ч. 2, с отбыванием наказания в учреждении средней безопасности", – сказал прокурор Куандык Досов.
Оксана Тен в свою очередь попросила суд добавить подсудимым дополнительные статьи обвинения. А именно добавить статью "Умышленное убийство по найму".
"Прошу в связи с этим вынести отдельное постановление на имя прокурора города", – отметила Оксана Тен.
Гүлбаршын Сабаева, перевод Шынар Елеусизовой