По словам сенатора Андрея Лукина, изучение текущей ситуации свидетельствует о наличии устойчивой схемы нелегального ввоза пшеницы из Российской Федерации в Казахстан по фиктивным документам, то есть без документов, уплаты НДС на импорт либо по формальным договорам временного хранения с последующим экспортом в третьи страны под видом казахстанской продукции с возмещением по ним НДС за счет бюджета, передает inbusiness.kz.
"В результате недобросовестные налогоплательщики остаются безнаказанными, в бюджет не поступают налоги, которые возможно было бы направить на финансирование социальных проектов. Основной проблемой является бесконтрольный ввоз зерновой продукции. В 2019-2022 годах импорт зерна в Казахстан составил 3,4 млн тонн на 207 млрд тенге. В частности, в 2019 году из России ввезено 464 тыс. тонн пшеницы, из которых по 127 тыс. тонн в бюджет не уплачен НДС на импорт на 504 млн тенге, в 2020 году – по 17,5 тыс. тонн на 247 млн тенге. Это привело к аномальному росту экспорта указанного товара из Казахстана в третьи страны с 700 тыс. до 1,3 млн тонн", – сказал он.
Не исключается, что с учетом введенных в отношении России санкций количество случаев лжеимпорта из соседней страны и реэкспорта увеличится в разы. Это может повлечь необоснованный возврат НДС "лжепроизводителям" зерна, отметил депутат.
"Например, с 2019 года по настоящее время из России на территорию Северо-Казахстанской области завезено более 450 тыс. тонн пшеницы, которая была сдана в хлебоприемные пункты по сопроводительным документам сельхозтоваропроизводителей Казахстана. После документального оформления продукция экспортирована трейдерами за пределы страны (в Узбекистан, Афганистан и Таджикистан) как товар казахстанского происхождения, что повлекло незаконный возврат НДС экспортерам за счет бюджетных средств. Правоохранительными органами подтверждена схема нелегального ввоза пшеницы по фиктивным документам", – подчеркнул Лукин.
Предварительный ущерб государству в виде неуплаченного НДС от ввезенного товара из России в Казахстан составил более 660 млн тенге, добавил он.
"Указанное свидетельствует о применении предпринимателями двух стран схемы получения льгот по НДС путем экспорта российского зерна под видом казахстанского. Причиной такого положения дел является отсутствие системы учета и дальнейшего контроля использования ввозимой из России зерновой продукции. Проблема экономической контрабанды является очень актуальной в плане правильной ее идентификации. Уголовным кодексом определено понятие экономической контрабанды как "перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров": с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, либо сопряженное с их недекларированием, или указание заведомо недостоверных сведений в заявлении о выпуске товаров", – сообщил сенатор.
Умысел здесь направлен исключительно на уклонение от уплаты таможенных платежей. При этом за "уклонение" уголовная ответственность наступает и по другой статье Уголовного кодекса (ст. 236 УК РК).
"Таким образом, уголовное законодательство за один преступный умысел предусматривает два разных вида уголовных правонарушений, если в одном мы конфискуем товар, то в другом после уплаты необходимых платежей товар возвращаем. В первом случае возврат невозможен в силу положения части 4 статьи 118 УПК РК. Нет четкого разграничения признаков этих уголовных правонарушений и в нормативном постановлении Верховного суда. На основании изложенного предлагается рассмотреть следующие пути решения: разграничить признаки уголовных правонарушений "контрабанды" и "уклонения"; оцифровать процесс учета и контроля ввозимых ТНП (товары народного потребления) из стран ЕАЭС; усилить контроль КГД по пресечению теневого вывоза товаров народного потребления", – резюмировал он.
Читайте по теме:
Экспортная пошлина на пшеницу из РФ с 24 мая снижена на 1,8%
Десятки тонн пшеницы пытались незаконно ввезти в Казахстан
Под видом ячменя хотели ввезти 60 тонн пшеницы из России