Сенаторы потребовали отставки руководства МОН – вице-министра Жакыповой

20515

Сенаторы возмущены началом деградации и развалом системы образования, сообщает inbusiness.kz.

Сенаторы потребовали отставки руководства МОН – вице-министра Жакыповой

В ходе пленарного заседания сената депутат Едил Мамытбеков обратился с запросом на имя Премьер-министра Аскара Мамина.

"Поводом для данного депутатского запроса послужили кампания по присоединению к региональным университетам педвузов и беспрецедентный плагиат-скандал, в котором замешан один из руководителей Министерства образования и науки", – начал он.

Сенатор заявил, что деградация и развал сферы просвещения начались с решения о слиянии ряда крупных вузов.

"Как следствие получили снижение престижа учителя, дефицит кадров в дошкольном, среднем и среднем специальном образовании. Говорят, хочешь уничтожить нацию – ликвидируй учителя! Трудно понять решение о присоединении. С одной стороны, с трудом, но восстановили статус некоторых педвузов, и надо было, по логике здравого смысла, продолжить этот процесс. С другой стороны – явное противоречие новым задачам в сфере просвещения", – сказал Мамытбеков.

Он отметил, что образование – это консервативная система, и нельзя с ней проводить постоянные эксперименты и реформы. Сенатор привел цифры: в настоящее время потребность в педкадрах составляет 4580 учителей. По прогнозам, через пять лет число школьников возрастет с 2,8 млн до 3,5 млн. Нагрузка на учителей и школу вырастет на 30%, дефицит педагогов составит более 60 тысяч. В Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования указано, что 39 тыс. учителей в Казахстане находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте.

"В связи с этим считаем необходимым отметить следующее. Важно понимать, что речь идет о слиянии разных по своему качеству и назначению вузов. Присоединение педвузов к более конкурентоспособным университетам неизбежно приведет к "оптимизации" состава объединенного университета в основном за счет работников педвузов, и уже через пять лет произойдет существенное сокращение подготовки кадров педспециальностей", – предупредил Мамытбеков.

Таким образом, подготовка педагогов – это стратегическая проблема, которая, очевидно, решается недальновидно и непрофессионально, подчеркнул сенатор.

"И здесь правомерен вопрос: кто является автором очередной непродуманной реформы? Почему Министерством образования и науки проводятся такие масштабные и дорого обходящиеся стране шаги при столь поспешной и поверхностной проработке? Чтобы ответить на него, придется приглядеться к тем, кто участвует в решении стратегических вопросов просвещения, и с этим связан мой второй вопрос. Как известно, уже больше месяца в СМИ обсуждается плагиат казахстанского вице-министра образования и науки", – продолжил он.

При этом на сегодня факты использования чужих научных работ подтверждены уже двумя признанными в мире антиплагиатными системами, напомнил депутат.

"Из-за случайных людей наука никак не может избавиться от хронической болезни: финансирование получают научные работы, которые нигде и никогда не внедряются, а настоящие ценные работы либо обходятся вниманием бюрократических национальных научных советов, либо финансируются для проформы в таких размерах, что эти работы невозможно сделать качественно и внедрить. Теперь эта сфера вообще оказалась под кураторством человека, уже дважды обманувшего общество – на публичной защите диссертации и в средствах массовой информации", – заявил Мамытбеков.

По его словам, сейчас все научное сообщество, как в театре, наблюдает поразительную картину – "заместитель министра, нарушивший все существующие в высшей школе каноны, продолжает занимать свою должность и при этом проводить некие объединения вузов, которые грозят исчезновением школ в малых населенных пунктах".

"Как произошло, что до сих пор не принято кадрового решения? На основании изложенного прошу: наказать всех тех, кто инициировал данное постановление, вплоть до увольнения; заставить уполномоченный орган принести извинения педагогам за полученный стресс; рассмотреть вопрос о целесообразности восстановления министерства просвещения, которое будет заниматься вопросами дошкольного, среднего и среднего специального образования и его методическим сопровождением; избавить, наконец, научное сообщество и систему высшего образования от позора работы с вице-министром, ославившим их уже за пределами Казахстана", – резюмировал он.

Дана Карина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться