/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 552,24
РТС 1 527,35 FTSE 100 7 365,66
KASE 2 336,63 Пшеница 554,00
Сенаторы потребовали разобраться с авто из Армении и Кыргызстана

Сенаторы потребовали разобраться с авто из Армении и Кыргызстана

МВД не сумело обеспечить госрегистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана, сообщает inbusiness.kz.

06 Февраль 2020 14:02 6430

Сенаторы потребовали разобраться с авто из Армении и Кыргызстана

Автор: Дана Карина Фото: kolesa.kz

Новости

Все новости

По словам сенатора Андрея Лукина, волну недовольства вызвали принятые министерством внутренних дел меры, направленные на регистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана.

Он напомнил, что после регистрации необходимо уплатить разницу между таможенными пошлинами стран ЕАЭС при растаможивании, утилизационный сбор, а также НДС 12% от стоимости автомобиля.

«То есть приблизительно за каждый транспорт автовладелец должен заплатить более 2 млн тенге. При этом ввозимый автомобиль должен соответствовать техрегламенту Таможенного союза», – отметил депутат.

С 2014 года автомобили из Армении и Кыргызстана могут ввозиться в Казахстан без уплаты таможенных пошлин и налогов только лицами, постоянно проживающими в этих странах, и только на срок до одного года без права отчуждения и передачи в пользование и распоряжение, добавил Лукин.

«При этом до 1 января 2020 года у Армении и Кыргызстана действовал льготный период для растаможивания автомобилей. А у остальных стран ЕАЭС были единые ставки таможенных пошлин. Поэтому цены на автотранспорт в Армении и Кыргызстане были значительно дешевле», – пояснил он.

Казахстанцы, пользуясь открытыми границами и значительной разницей в цене, стали массово завозить автомобили из этих стран, продолжил сенатор.

«Это привело к тому, что на сегодня в Казахстане эксплуатируются порядка 200 тысяч автомобилей с иностранным учетом, владельцы которых отказываются их растаможивать. Исходя из изложенного, соответствующими государственными органами не в полной мере проведена информационно-разъяснительная работа среди граждан», – констатировал он.

По его мнению, такая ситуация возникла из-за несогласованных действий госорганов.

«МВД не обеспечило госрегистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана путем принятия административных мер воздействия на их владельцев. Министерство финансов не обеспечило взыскание таможенных пошлин путем истребования сведений из таможенных органов Армении и Кыргызстана, пограничной службы КНБ и МВД. Министерство юстиции не обеспечило запрет на удостоверение доверенностей по передаче права распоряжения завезенными автомобилями между казахстанскими гражданами, нотариусами по сей день выписываются на них генеральные доверенности», – считает он.

А правительство и представительство ЕАЭС по таможенному сотрудничеству, по мнению Лукина, не обеспечили надлежащую реализацию норм, заложенных в договорах о присоединении стран к Таможенному союзу с учетом требований национального законодательства.

«Несмотря на принятие постановления правительства РК от 31 января по данному вопросу, просим вас проинформировать о деятельности уполномоченных органов по исполнению поручения главы государства и сообщить о принимаемых мерах», – заключил сенатор.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Первые представляют сегмент подержанных машин, второй нацелен на покупателей, желающих приобрести авто с конвейера.

13 Февраль 2020 11:17 4483

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Спрос на автомобили был всегда, вопрос только в доступности. Есть ошибочное мнение, что конфликт покупателей машин из Армении мешает казахстанскому автопрому.

Первое. Автомобили, ввезенные или произведенные на территории Казахстана, должны соответствовать техническим требованиям – должны быть леворульными (принято с 2007 года), на спидометре должен быть километраж (не мили), есть несколько опций в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 018, принят с 2011 года), автомобили должны иметь определенный набор опций (не менее двух подушек безопасности, крепления ISOFIX, дневные ходовые огни, система курсовой устойчивости, принято с 2016 года), экологический класс не ниже Евро-5 (принято с 1.1.2018 года).

Остальные каждый производитель устанавливает сам в зависимости от предпочтений покупателей и возможностей производителей. В Казахстане чем «нашпигованнее» автомобиль, чем больше у него опций, тем интереснее для потребителя. Соответственно, стоимость автомобиля выше, то есть одна и та же модель с разными опциями и разного возраста будет разная по стоимости.

Второе. Когда говорят «свежепригнанная», это не значит, что автомобиль новый. Нельзя сравнивать новый автомобиль и старый, это совершенно разный сегмент, и стоимость, соответственно, у таких автомобилей разная. Автомобили, ввезенные из Республики Армения – это в основном автомобили, бывшие в употреблении. Средний возраст таких автомобилей 5-10 лет. Многие из них не соответствуют техническим требованиям РК и ЕАЭС. Поэтому и цена на такие автомобили была низкая. Также в Армении при вступлении в ЕАЭС до текущего года действовал льготный режим по таможенной очистке, к слову сказать, в Казахстане тоже был такой период, который действовал с 1 июля 2010 года по июль 2011 года.

В этот период граждане Армении могли завозить для себя автомобили по пошлинам ниже, чем на всей территории ЕАЭС, и также эксплуатировать для себя на территории Армении. Когда такой же льготный режим действовал в Казахстане, министерство внутренних дел РК обеспечивало исполнение обязательств перед другими странами – членами Таможенного союза в виде отметки в техпаспорте, что автомобиль ввезен в льготном режиме.

Армении на период присоединения такой отметки было не нужно, потому что в законодательстве стран ЕАЭС четко прописаны правила постановки автомобилей на учет и правила обращения. Однако на деле выяснилось, что не все граждане РК добросовестно выполняли условия правил регистрации – либо по незнанию, либо умышленно.

Так, казахстанцы стали приобретать автомобили за пределами Армении и производить таможенную очистку и регистрацию на себя в Армении. Такие автомобили, согласно Договору о присоединении к ЕАЭС, должны были осуществить доплату по всем тарифам и сборам на территории своей страны и постоянную регистрацию в течение 10 дней после въезда.

В случае с Казахстаном идентификация таких автомобилей стала возможной благодаря цифровизации и интеграции баз страховых компаний с базами правительства для граждан. При этом министерство финансов и министерство внутренних дел за период 2018-2019 гг. неоднократно предупреждали граждан о необходимости учета. Так, в 2018 году несколько раз в мажилисе РК поднимался вопрос по внедрению понятия «временная регистрация» для таких автомобилей. Однако законопроект не поддержали ввиду того, что есть четкие понятия постоянной регистрации и не было необходимости во введении дополнительных параметров. 

Третье, парк автомобилей в Казахстане, который насчитывает порядка 3,5 млн легковых автомобилей, очень старый. В стране передвигается более 70% авто 10-летней давности производства. Эксплуатация таких автомобилей влияет на экологию и безопасность на дорогах. Еще в 2007 году поднимался вопрос по запрету ввоза автомобилей старше семи лет, и в 2010 году были введены дифференцированные тарифы для ввоза в РК. Автомобили до двух лет ввозились по тарифам 30% от стоимости, а автомобили старше двух лет и выше – от 45% и выше (даже 150% был тариф на старое авто с большим объемом двигателя). В принципе, аналогичная практика существует во всем мире.

Конечно, никто не захочет самостоятельно сдать свой старый автомобиль на утилизацию, чтобы другим дышалось легче. Так, в 2016 году в Казахстане был введен механизм утилизационного сбора, который оплачивает автомобили как импортные, так и произведенные в РК. Те автомобили, которые были зарегистрированы в Казахстане до 2016 года, такой сбор не уплачивают. С одной стороны, данный сбор предназначался для создания инфраструктуры и заводов по переработке автотранспортных средств, также как для создания механизмов по стимулированию граждан сдавать свои старые автомобили на утилизацию. Так, например, есть два типа стимулирования – это денежное вознаграждение, а также сертификат на приобретение нового, произведенного в РК автомобиля. За 2018-2019 годы было принято и утилизировано более 80 000 единиц в стране.

На текущий момент важно принимать меры для обновления автопарка, в том числе и стимулирование производителей РК для увеличения объема новых автомобилей. На сегодняшний день казахстанские автомобили можно приобрести от 2,5 млн тенге и выше. Важно также создавать условия для замены совсем старых автомобилей на более новые. Так, сейчас создаются площадки для реализации таких автомобилей, в кооперации с банками второго уровня и микрокредитными организациями предлагается финансирование таких автомобилей.

Оператор РОП продолжает выделение финансирования для граждан РК по выкупу старых автомобилей. Стоимость денежного вознаграждения составляет 45 000 тенге на некомплектный автомобиль, 150 000 тенге – на комплектный (шасси, двигатель, коробка передач, колеса, при этом автомобиль может быть и не на ходу). Стоимость сертификата при покупке нового казахстанского автомобиля составляет 315 000 тенге на легковой автомобиль, 600 000 – тенге на грузовой автомобиль и 700 000 тенге – на автобус.

Саян Абаев

Про автомобили во дворах: нормы, штрафы, экология

Алматинские дворы превратились в парковки. Законно ли заставлять двор личным транспортом и каковы экологические стандарты парковки во дворах – в материале inbusiness.kz.

07 Февраль 2020 08:53 3601

Про автомобили во дворах: нормы, штрафы, экология

По статистике, на почти два миллиона алматинцев зарегистрировано полмиллиона автомобилей (данные округлены). Еще около 250 тысяч авто ежедневно въезжают в город. И все где-то паркуются…

Нормы и штрафы

По несложным расчетам получается, что каждый четвертый житель Алматы – автомобилист (и это хоть немного, но выше среднемирового уровня автомобилизации). Покупая новый автомобиль, горожане, по большому счету, не задумываются о том, где его парковать. Большинство уверены, что двор – удобное место для стоянки личного автомобиля.

А между тем, согласно экологическим стандартам, то есть санитарным нормам, действующим в стране еще с советских времен, стоянка автомобиля ближе десяти метров к жилым домам, границам земельных участков общеобразовательных школ, интернатов, дошкольных и лечебных учреждений запрещается. Если машин больше десятка (но меньше 50), то расстояние должно быть увеличено до 15 метров.

По статье 425 КоАП РК, нарушение нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (…), не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, влечет штраф на физических лиц в размере 30 МРП.

Кроме санитарных норм, парковка во дворах регламентируется правилами дорожного движения. Согласно пункту 12 ПДД РК, стоянка автомобиля во дворе с работающим двигателем запрещается, если это создает неудобства жителям (актуально не только для зимы, в теплую погоду многие автомобилисты также предпочитают прогревать двигатель по утрам).

Парковку на тротуарах, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках также запрещает 12 пункт ПДД РК, а по статье 597 КоАП РК «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» нарушителей ждет штраф в размере 10 МРП.

Кроме того, правила благоустройства территории города Алматы запрещают разного рода шлагбаумы, препятствующие проезду спецавтотранспорта.

Как это работает?

По большому счету – очень плохо. О существующих законах, регулирующих сферу парковок, автовладельцы как будто не знают или оправдывают себя тем, что город их не обеспечил гаражами, стоянками, парковками… Как результат – во дворах все свободное пространство, включая газоны и тротуары, под завязку набиты автомобилями. К подъезду не то чтобы подъехать, даже подойти сложно. По утрам двор наполнен шумом работающих двигателей и клубами выхлопных газов.

Автовладельцы в большинстве своем не соблюдают экологических стандартов и норм в виде СНиПов и ПДД. Потому что все прекрасно знают: за это им ничего не будет.

Как следует из ответов городского акимата на вопросы алматинцев, касающихся автостоянок во дворе, содержание дворовой территории находится в компетенции КСК и местного участкового инспектора. Судя по тому, как стихийно все дворы заставлены автомобилями, ни КСК, ни участковые не заинтересованы в том, чтобы упорядочить стоянку автомобилей, создав комфортный и безопасный двор.

Более того, старший лейтенант полиции участковый Бекзат Кенжебеков в телефонном разговоре с журналистом inbusiness.kz заявил, что вопрос нарушений правил парковки во дворах находится «в компетенции ГАИ»:

«102 наберите, и они приедут», – сказал инспектор.

Между тем стихийная парковка, нарушающая санитарные нормы и ПДД, нередко приводит к ситуациям, когда сами автовладельцы могут оказаться в проигрышном положении. К примеру, в конце декабря 2019 года сразу три автомобиля марки Toyota повредили сосульки, упавшие с крыши жилого комплекса Orion в Алматы. Сосульки рухнули с крыши 33-этажного здания и повредили автомобили так, что восстановление каждого, по примерным подсчетам сайта kolesa.kz, обойдется не менее чем в 200 тысяч тенге. 

Как пишет издание, в случае падения сосулек на автомобиль необходимо вызвать полицию, зафиксировать все повреждения и выставить счет КСК или управляющей компании. Однако ситуация здесь неоднозначная. Если учесть, что автомобили были припаркованы с нарушениями действующего законодательства, а именно норм, указанных в таблице 11.8 раздела 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть» СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», вполне на законных основаниях по заявлению КСК полиция может на пострадавших автовладельцев еще и наложить административный штраф.

«В Японии, к примеру, действуют очень жесткие правила – прежде чем купить автомобиль японцу, нужно доказать, что у него есть место, где он будет хранить этот автомобиль, проще говоря, есть парковочное место», – говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

По его словам, если есть закон, регламентирующий правила стоянки, то его нужно соблюдать… либо отменять:

«Если сейчас начать кампанию и штрафовать всех, кто припаркован к домам, школам и больницам ближе 10 метров, то начнется «гора» возмущений. Можно сколько угодно рассуждать, плохо это или хорошо, но, если есть закон, давайте его соблюдать либо отменять и делать какой-то другой», – считает эксперт.

Битва за парковочное пространство

Мест для парковки машин (еще и таких, чтобы соблюдались санитарные нормы) в городе хватает не всем.

Битва за дефицитные парковочные места нередко приводит к серьезным конфликтам с соседями. Стоянка на газонах, клумбах и детских площадках всегда возмущает жильцов. Любители парковаться в таких местах мало того что уродуют эстетический вид двора, так еще и развозят грязь.

Беспорядочно припаркованные во дворах автомобили мешают проезду спецтехники и ее работе: скорой помощи, пожарных, спасателей, водоканала и других.

В апреле прошлого года припаркованный у мусорных контейнеров автомобиль стал причиной мордобоя. Один из пострадавших впал в кому.

И эта проблема не исчезает сама по себе. Более того, она усугубляется, когда городские власти разрешают точечную застройку. Достаточно вспомнить, как пять лет 400 автовладельцев противостояли строительству 17-этажного дома на территории стоянки в микрорайоне Орбита. В итоге дом построили, куда переместились 400 машин, остается только догадываться, и какой-либо компенсации за свои стояночные места автовладельцы не получили.

От парковки во дворах до экологии в городе

Высотная точечная застройка, помимо того что лишает горожан парковочных мест, еще и нивелирует продуваемость: вредные газы накопились до такой степени, что черное облако над Алматы видно из космоса. Уровень загрязнения мегаполиса опасно высокий, но не все осознают, насколько ужасен воздух, которым дышат.

«Если вы живете у большой магистрали, то это может отнять у вас пять лет жизни», – уверен профессор Энди Хадсон-Смит, возглавляющий Центр пространственного анализа в лондонском Университетском колледже. 

«Нельзя сказать, что автопарк Алматы очень большой, меня больше волнует то, чем этот транспорт питается и что выбрасывает в атмосферу. У нас порядка 88% превалирует транспорт, который выбрасывает в атмосферу целый список вредных веществ», – говорит международный эксперт в области городской мобильности Елена Ерзакович.

Между тем самый высокий показатель смертности от болезней легких в мире – у Казахстана. И это, к сожалению, факт – в мировом рейтинге здоровья, построенном на основе материалов ВОЗ, среди 183 стран Казахстан занимает первое место…  

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: