По словам сенатора Андрея Лукина, волну недовольства вызвали принятые министерством внутренних дел меры, направленные на регистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана.
Он напомнил, что после регистрации необходимо уплатить разницу между таможенными пошлинами стран ЕАЭС при растаможивании, утилизационный сбор, а также НДС 12% от стоимости автомобиля.
"То есть приблизительно за каждый транспорт автовладелец должен заплатить более 2 млн тенге. При этом ввозимый автомобиль должен соответствовать техрегламенту Таможенного союза", – отметил депутат.
С 2014 года автомобили из Армении и Кыргызстана могут ввозиться в Казахстан без уплаты таможенных пошлин и налогов только лицами, постоянно проживающими в этих странах, и только на срок до одного года без права отчуждения и передачи в пользование и распоряжение, добавил Лукин.
"При этом до 1 января 2020 года у Армении и Кыргызстана действовал льготный период для растаможивания автомобилей. А у остальных стран ЕАЭС были единые ставки таможенных пошлин. Поэтому цены на автотранспорт в Армении и Кыргызстане были значительно дешевле", – пояснил он.
Казахстанцы, пользуясь открытыми границами и значительной разницей в цене, стали массово завозить автомобили из этих стран, продолжил сенатор.
"Это привело к тому, что на сегодня в Казахстане эксплуатируются порядка 200 тысяч автомобилей с иностранным учетом, владельцы которых отказываются их растаможивать. Исходя из изложенного, соответствующими государственными органами не в полной мере проведена информационно-разъяснительная работа среди граждан", – констатировал он.
По его мнению, такая ситуация возникла из-за несогласованных действий госорганов.
"МВД не обеспечило госрегистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана путем принятия административных мер воздействия на их владельцев. Министерство финансов не обеспечило взыскание таможенных пошлин путем истребования сведений из таможенных органов Армении и Кыргызстана, пограничной службы КНБ и МВД. Министерство юстиции не обеспечило запрет на удостоверение доверенностей по передаче права распоряжения завезенными автомобилями между казахстанскими гражданами, нотариусами по сей день выписываются на них генеральные доверенности", – считает он.
А правительство и представительство ЕАЭС по таможенному сотрудничеству, по мнению Лукина, не обеспечили надлежащую реализацию норм, заложенных в договорах о присоединении стран к Таможенному союзу с учетом требований национального законодательства.
"Несмотря на принятие постановления правительства РК от 31 января по данному вопросу, просим вас проинформировать о деятельности уполномоченных органов по исполнению поручения главы государства и сообщить о принимаемых мерах", – заключил сенатор.
Дана Карина