В Казахстане с 26 июня запускается программа утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) по скидочным сертификатам для покупки новых транспортных средств, сообщила пресс-служба ТОО "Оператор РОП", являющегося назначенным государством оператором по утилизации автомобилей, шин и так далее.
Как сообщалось ранее, соответствующая программа была разработана по поручению министерства энергетики РК, оператором РОП совместно с министерством по инвестициям и развитию РК и отечественными автопроизводителями. В программу утилизации включаются не только традиционные легковые автомобили, но и пассажирский и грузовой автотранспорт.
"По условиям новой программы, на утилизацию будут принимать старые легковые автомобили категории М1 (полной комплектации), а также пассажирский и грузовой транспорт. Никаких ограничений по возрасту, модели и назначению для утилизируемых транспортных средств нет. Единственное условие для сдачи пассажирского и грузового транспорта – исправность, транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3 должны быть технически исправными и соответствовать полному оснащению заводом-изготовителем", – отмечается в сообщении.
По условиям программы, взамен сданного ВЭТС автовладелец получает скидочный сертификат на покупку нового экологически чистого транспортного средства казахстанского производства.
Размер скидочного сертификата варьируется от 315 тысяч до 650 тысяч тенге в зависимости от категории сдаваемого на утилизацию транспортного средства.
"Программа не ограничивает применение сертификата по конкретной категории транспортного средства. Скидочный сертификат можно использовать на приобретение любой категории и модели экологически чистого транспортного средства, произведенного в Казахстане", – сообщили в ТОО.
Важным моментом является то, что программа позволяет суммировать два сертификата при покупке одного транспортного средства и перерегистрировать сертификат на другое лицо, но не более двух раз.
Срок действия сертификата с момента его регистрации составит 12 месяцев.
С 1 января 2016 года в Казахстане внедрен принцип расширенных обязательств производителей (РОП) за сбор и утилизацию отходов. Пока РОП распространяется только на шины, аккумуляторы и автотранспортные средства.
Ранее управляющий директор ТОО "Оператор РОП" Рустам Темирбек сообщил abctv.kz, что компания планирует собрать 40000 ВЭТС в Казахстане в 2017 году, в том числе 20000 – за денежные средства по старой схеме (до 150000 тенге при полной комплектации сдаваемого авто) и 20000 – в обмен на сертификаты.
В 2016 году министерством энергетики РК была выделена квота на выкуп у физических и юридических лиц 10000 старых автомобилей. По итогам 2016 года было собрано 5700 автомобилей, за которые было выплачено 850 миллионов тенге, то есть средняя сумма, выплаченная за одно авто, составила 149000 тенге. Дело в том, что при нехватке в сдаваемом авто определенных компонентов (аккумулятор, колеса и так далее) машина оплачивается по меньшей ставке – 48000 тенге. Однако большинство машин фактически принимается по первой категории, то есть за 150000 тенге. Освоение оставшихся средств на выкуп 4300 автомобилей было продолжено с середины января 2017 года.
Программа утилизации может оказать огромное влияние на развитие казахстанского автопрома. Ранее вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау сообщал abctv.kz, что по итогам 2017 года объемы производства автомобилей могут возрасти на 30% по сравнению с 10000 собранных в 2016 году автомобилей. Фактически же, с учетом того, что стоимость сертификата на сдаваемый легковой автомобиль составляет 315000 тенге, это позволяет учесть эту сумму как первоначальный взнос по производимым в Казахстане бюджетным автомобилям либо при условии внесения дополнительных средств более дорогих моделей.
40000 сданных в этом году в утиль автомобилей должны будут дать работу шредерному заводу в Караганде, первоначальная заявленная мощность которого составляет 50000 утилизируемых автомобилей в год. Если все 20000 сертификатов будут освоены в этом году, то только они могут стимулировать производство 20000 автомобилей в Казахстане в 2017 году с возможным переносом части объемов на 2018 год. И это не считая 20000 сдаваемых старых автомобилей, за которые будет выплачено до 150000 тенге за одну машину. 150000 тенге после девальвации тенге – гораздо меньше 10% от суммы бюджетного авто (многие банки берут как минимум 10% от общей стоимости автомобиля в качестве первоначального взноса при автокредитовании). В связи с этим часть потребителей просто сдадут в утиль отходившего своё железного коня, то есть просто получат наличные за него, никак не поддержав развитие местного автопрома, но часть может добавить и купить новое авто казахстанского производства. Чем больше будет доля последних, тем более радужные перспективы у отечественного автопрома.
Тут стоит отметить действующую программу льготного автокредитования от АО "Банк развития Казахстана" через коммерческие банки. По состоянию на 8 июня 2017 года БРК согласовал 9129 заявок на общую сумму 34 млрд 742,9 млн тенге, поступивших в коммерческие банки-агенты (всего шесть банков) от физических лиц на получение займа в рамках программы льготного автокредитования. Из них шестью банками второго уровня было выдано 8906 кредитов для приобретения автотранспорта отечественных автопроизводителей на общую сумму 33 млрд 887,8 млн тенге. При этом по мере возврата средств заемщиками деньги вновь направляются на льготное автокредитование (револьверное кредитование).
Жанболат Мамышев