Сертификаты халал – не филькина грамота

630

Государство не может гарантировать «чистоту» продукции, считает бизнесмен из Татарстана с 10-летним стажем работы в халал-индустрии

Сертификаты халал – не филькина грамота

Государство не может гарантировать «чистоту» продукции, считает бизнесмен из Татарстана с 10-летним стажем работы в халал-индустрии.

Предприниматель Ильнур Гайнуллин с 2005 года работает в комитете стандарта халал при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан, и за это время постиг все тонкости сферы. По его словам, в местных магазинах можно увидеть широкий халалный ассортимент: мясо, яйца куриц, выращенных на кормах без ГМО, кондитерские изделия и косметику без добавления алкоголя и свиных жиров. Также жители могут воспользоваться халалными медицинскими и парикмахерскими услугами – то есть когда мужчин и женщин обслуживают только лица их пола, а также услугами аналогичного халалного такси. Производства халалной воды в Татарстане, как в Казахстане, пока нет, но такие заявки, говорит Ильнур Гайнуллин, уже поступают.

- У некоторых потребителей имеется скепсис в отношении комитетов, подобных нашему, и считающих, что наши сертификаты – филькина грамота. Между тем, за 10 лет халал в России и Татарстане стал брендом, гарантией чистоты продукта. Вместе с Федеральным агентством по техрегулированию и метрологии РФ наш комитет разработал «Общие требования по производству и реализации продукции, маркированной «халал». Мы прописали все условия – по сырью, персоналу, производственным помещениям, транспорту, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке халал-продукции. Сертификация у нас добровольная. Причем мы контролируем весь процесс – к примеру, от забоя скота до момента выкладки конечной продукции на прилавки, – отмечает эксперт. 

К слову, в отличие от казахстанских прилавков, в Татарстане вы не увидите лежащие рядом колбасы халалную и харамную – со свининой. А о том, чтобы одним ножом отрезать покупателям два вида продукции, и речи не может быть.  

- Мы изначально подошли к этому вопросу, исключив возможность такого соседства еще с момента доставки и размещения товара на полках, – говорит Ильнур Гайнуллин. – Так что мы уверены в чистоте продукции под знаком «халал». Государство такую гарантию чистоты и подлинности продукции дать не может. Если бы могло, то в России не работали бы 20 фирм, выпускающих фальсифицированную воду под знаменитым брендом «Ессентуки». Факты поддельной халал-продукции, к сожалению, фиксируются, но их число мизерно – до 5 процентов, и не сравнимо с контрафактами на традиционном рынке.

Кстати, татарстанские специалисты проверяют продукцию на наличие свинины с помощью тестеров, разработанных казахстанской Ассоциацией халал-индустрии.

 - За эти 10 лет мы успешно продвинулись в части стандартизации, выпуска халал-продукции в пищевой и другой промышленности не только на рынке Татарстана, но и по всей России, где проживает порядка 25 миллионов мусульман. Сегодня халал-продукция занимает порядка 35-40 процентов общего рынка. Данный рынок ориентирован уже не только на мусульман, а на всех потребителей, делающих выбор в пользу качественной продукции, – говорит бизнесмен и добавляет, что россияне, работающие в халал-сфере, активно осваивают зарубежные рынки, в первую очередь, арабских стран. 

Правда, в этом вопросе отдельные коллеги Ильнура Гайнуллина совершают серьезную ошибку.   

- Партнерство с арабскими бизнесменами невозможно без следования халал-принципам. А когда мои коллеги пытаются завязать с арабами деловые отношения и тут же после переговоров устраивают банкеты с обилием спиртного, то, естественно, эти попытки с треском проваливаются, – рассказывает российский эксперт.

Иными ловами, халал вышел за пределы легкой промышленности и услуг. Сегодня это целая философия жизни. Впрочем, не новая.

- В современном мире фундаментальные ценности перевернуты с ног на голову, а философия халал отражает базовые приоритеты. В мусульманских странах процент разводов очень низкий. Халалные основополагающие принципы культивируются во всем: в семейных отношениях, в деловых. Например, в Татарстане девушки все больше склонны к выбору халалного законного мужа, который, в отличие от гражданского, не гуляет, не пьет, не курит. Так что халал – это не только еда и услуги, это – образ жизни, – подчеркивает Ильнур Гайнуллин. 

Нам же остается только вздохнуть, что выпуск халалных мужей, в отличие от колбасы и воды, в Казахстане не поставлен на поток. Ну а напоследок всем сомневающимся в чистоте продукции, производимой предприятиями с сертификатом «халал», наш собеседник советует прийти сначала на халал-производство, а после – заглянуть на обычные мясокомбинаты. 

- Выбор есть у каждого потребителя – что употреблять и кому доверять, – заключает эксперт.

 

Адель Нуреева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться