/img/tv1.svg
RU KZ
Сервис привёл «Бипэк Авто» в суд

Сервис привёл «Бипэк Авто» в суд

Экономический суд Актюбинской области рассматривает иск в защиту прав неопределённого круга потребителей к ТОО «Бипэк Авто Казахстан».

12:05 20 Август 2018 19759

Сервис привёл «Бипэк Авто» в суд

Автор:

Семен Данилов

Фото: kolesa.kz

Экономическим судом рассматривается исковое заявление департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Актюбинской области к ТОО «Бипэк Авто Казахстан». Исковое заявление подано в защиту прав неопределённого круга потребителей.

Как рассказали abctv.kz в департаменте, к ним поступило обращение Владимира Филатова о защите прав неопределённого круга потребителей Казахстана, вызванных действиями ТОО «Бипэк Авто Казахстан», которое входит в группу компаний «Бипэк Авто – Азия Авто», крупного холдинга на автомобильном рынке Казахстана.

«В 2016 году Владимир Филатов приобрел автомобиль в Актюбинском филиале ТОО «Бипэк Авто Казахстан». В скором времени появился стук правого переднего кронштейна тормозного суппорта. Причём стук усиливался с каждым днем. Автомобиль был на гарантии, потому г-н Филатов обратился к продавцу с просьбой устранить дефект в определённый срок согласно заключённому договору и законодательству. Но устранение дефекта произошло со значительной задержкой. Это произошло только через пять месяцев.

В пункте 6.5 договора указано, что «в случае нарушения продавцом либо авторизованной им СТО сроков выполнения гарантийного ремонта, установленных в приложении № 1 к настоящему договору, покупатель вправе заявить требования о выплате неустойки в размере 0,01% от стоимости гарантийных ремонтных работ за каждый день просрочки завершения таких работ, но не более 10% от их общей стоимости».

Так вот, условие «…в размере 0,01%... но не более 10% от их общей стоимости» противоречит требованиям законодательства и является ничтожным», – пояснил руководитель отдела по защите прав потребителей департамента Аслан Давлетов.

По словам г-на Давлетова, размер ответственности продавца перед потребителем оговорен в п. 6 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей», где сказано, что «за просрочку выполнения требований потребителя продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, выплачивает потребителю неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки, если иное не установлено законами Республики Казахстан».

Кроме того, в условиях гарантии по договору есть формулировка «... с момента принятия автомобиля в ремонт». По мнению юристов департамента, она полностью противоречит требованию законодательства и является оспоримой. Потому что момент устранения недостатков в товаре определён законом. В п. 3 ст. 30 закона (в редакции от 29 октября 2015 года, действующей на момент заключения договора) указано, что недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, а не с момента принятия автомобиля в ремонт, как это указано в договоре.

Дело в том, что г-н Филатов обратился к продавцу 12 октября 2016 года. 29 октября пригнал своё авто на СТО. Но запчасти на его модель не подошли, пояснили в департаменте. Через три месяца он повторно обратился к продавцу с требованием выполнить гарантийные обязательства. И снова не нашлось необходимых запчастей. Ремонт был выполнен лишь 13 марта 2017 года.

Владимир Филатов в частном порядке подавал в суд иск к компании о выплате неустойки в размере 1,7 млн тенге. По решению суда с ТОО «Бипэк Авто Казахстан» в его пользу была взыскана сумма неустойки в размере 765 тенге и сумма морального вреда 5 тыс. тенге. Плюс к этому суммы госпошлины и ещё некоторых расходов. Всё вместе чуть больше 14 тыс. тенге.

Неустойка была высчитана по условиям договора, исходя из размера 0,01% от суммы ремонта за каждый день просрочки, что абсолютно не устроило г-на Филатова. Апелляционная судебная коллегия Актюбинского областного суда решение суда первой инстанции оставила без изменения. Теперь на защиту прав неопределённого круга потребителей встал департамент.

«Как указано в иске, форма договора, заключённого между Владимиром Филатовым и ТОО «Бипэк Авто Казахстан», является типовой для всех покупателей. А исходя из смысла ст. 387 ГК РК, такой договор является публичным. Следовательно, все покупатели получают на руки договоры с подобной формулировкой. Владимир Филатов в своём заявлении указывает, что несоответствие пунктов договора с законом ущемляет не только его права, но и всех потребителей», – прокомментировал Аслан Давлетов.

Руководство Актюбинского филиала ТОО «Бипэк Авто Казахстан» прокомментировать ситуацию отказалось, сославшись на то, что процесс еще идёт.

Однако в суде представители компании настаивают на том, что договор не является публичным. Он с каждым заключается индивидуально, хотя и не отрицают, что имеются некоторые типовые моменты. Также мотивируют тем, что никто, кроме Филатова, с подобными заявлениями в департамент не обращался и других жалоб просто нет.

ТОО «Бипэк Авто Казахстан» разъясняет, что пункт в договоре, где содержится формулировка в части выплаты неустойки, полностью соответствует Закону «О правах потребителя», а именно п. 5 ст. 35, где прописано: «За нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы (услуги) за каждый день просрочки, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан». Она носит диспозитивный характер. То есть в договоре может указываться иное. Это обговаривается с покупателем.

Судебные разбирательства продолжаются.

Семен Данилов

Площадь платных парковок в столице вырастет в 10 раз

16 Октябрь 2020 08:17 3753

Несмотря на карантин, выручка оператора ГЧП-проекта в этом году растет в 1,5 раза, а расширение площадей рискует существенно увеличить доходы столицы.

К концу текущего года площадь платных парковок в Нур-Султане вырастет в 10 раз, до 5 тыс. мест. Об этом inbusiness.kz заявили в ТОО «Парковочное пространство Астаны», являющемся оператором ГЧП-проекта по созданию, управлению и эксплуатации парковочного пространства. Компания полностью готова к запуску расширения. Более точную дату расширения площадей платных парковок в компании не назвали, сославшись на то, что вопрос находится в ведении акимата столицы. В акимате на момент написания материала не предоставили ответ на запрос inbusiness.kz.

Основная цель платных парковок – снижение нагрузки на дорожную сеть города, уменьшение транспортных потоков, а также обеспечение безопасности дорожного движения, отмечают в компании-операторе ГЧП-проекта. Партнер компании от государства в лице акимата города Нур-Султан нарастит доходы как за счет увеличения выручки от роста парковочных мест, так в перспективе и от увеличения своей доли в выручке с 5% до 25%. Еще больше глядя на практику, заработает акимат столицы через штрафы.

Автолюбители столицы – держите карман шире

Всего, согласно тарифам оператора парковочных мест, одно машино-место может максимально генерировать до 1200 тенге за один рабочий день, или в среднем около 30 тыс. тенге в месяц (при полной загрузке и 25 рабочих днях в календарном месяце). Другими словами, годовая предельная выручка от действующих в «боевом» режиме 487 парковочных мест может достигать 175,3 млн тенге. После расширения площадей платных парковок потенциальная максимальная выручка может составить до 1,8 млрд тенге.

Структура распределения выручки компании следующая: 5% доходов – выручка государственного партнера в лице акимата столицы, остальные 95% – доходы частного партнера. В настоящее время проект находится в инвестиционном периоде. Но после выхода на проектные показатели доля госпартнера вырастет в пять раз, до 25% от выручки и без учета налогов.

В рамках расширения компания инвестировала в 2020 году свыше 600 млн тенге из более чем 1,2 млрд совокупных капвложений с момента запуска проекта. Из 600 млн тенге инвестиций 30% было направлено на закуп новых паркоматов, 10% – проектирование улиц согласно правилам организации дорожного движения и еще 10% – на закуп программно-аппаратных комплексов (системы фото- и видеофиксации). Также около 30% было направлено на организацию парковочных мест, а именно установку дорожных знаков и разметок, прочие расходы с созданием платных парковочных мест составили до 20%. Бюджетных инвестиций в расширение проекта нет, подчеркнули в компании-операторе.

После выхода на проектные показатели структура распределения платы за парковку будет выглядеть следующим образом: из часовой таксы в 100 тенге 12 тенге будут налоги, 9 тенге – обустройство парковочной зоны, 10 тенге – расходы на амортизацию, 21 тенге – расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, сопровождение системы управления, 23 – возврат инвестиций, 5 тенге – оплата труда сотрудникам, 5 тенге уйдут на оплату комиссии платежному агенту и 7 тенге – выплаты государственному партнеру, а также 8 тенге – прибыль частного партнера.

Парковочные доходы растут в 1,5 раза, несмотря на карантин

Выручка ТОО «Парковочное пространство Астаны» далека от максимально возможных значений, но динамика положительная. Даже без расширения площадей платных парковок рост выручки в текущем году на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно 28,89 млн тенге. Примечательно, что просадка наблюдалась только в апреле, когда выручка обвалилась на 98% на фоне жесточайшего режима карантинных ограничений.

Диаграмма. Динамика выручки от платных парковок в г. Нур-Султан

Источник: ТОО «Парковочное пространство Астаны», 2020 год

Не исключено, что рост поступлений косвенно связан с расширением площадей. Ведь, несмотря на тестовый режим, прием платежей на готовых к запуску новых парковочных местах возможен и осуществляется. В ТОО «Парковочное пространство Астаны» заявили inbusiness.kz, что большая часть выручки в этом году связана с эксплуатацией действующих парковочных мест, однако не исключили и вклад ошибочных транзакций.

«На новых зонах паркоматы в рабочем состоянии, для того чтобы пользователи смогли протестировать и научиться ими пользоваться. Тестовый режим означает, что парковочная система тестирует разные виды оплат, загруженность парковочных зон, систем фото-, видеофиксации и т. д. Как правило, пользователи за один раз уже понимают принципы работы паркомата и процесс оплаты безналичным способом. Мы информируем жителей и гостей столицы о тестовом периоде», – подчеркнули в компании – операторе ГЧП-проекта.  

Примечательно, в начале текущего года ТОО «Парковочное пространство Астаны» подавало гражданский иск о применении процедуры реабилитации по обязательствам компании. Этот факт отражен в определении специализированного межрайонного экономического суда г. Нур-Султана от 20 февраля 2020 года под председательством судьи Конахбаева Б. Ш. В самой компании не прокомментировали детали данного иска, сославшись на конфиденциальность.

К слову, в 2019 году компания оплатила корпоративный подоходный налог в 1,27 млн тенге, что говорит о вероятной прибыли почти в 5,1 млн тенге. На этом фоне, согласно данным комитета госдоходов министерства финансов РК, в начале 2020 года отчиталась о вероятных убытках в 5,4 млн тенге (КПН составил минус 1,34 млн тенге).

В июне текущего года сменился собственник ТОО «Парковочное пространство Астаны», следует из справки министерства юстиции РК. Прежний владелец – Рустем Исенов реализовал 100% пакет в пользу своего некогда бизнес-партнера Ержана Толеубекова по АО УК «Республика», а также до недавнего времени занимавшего пост председателя правления АО «Цеснабанк» (ныне Jysan Bank).  Ряд основных средств компании – оператора ГЧП-проекта, по данным минюста РК, находились в залоге у АО «Цеснабанк». Вероятно, банк являлся основным кредитором компании.

«Финансовое состояние компании на сегодняшний день является стабильным, важно отметить, что она имеет все необходимые ресурсы для успешной реализации проекта ГЧП», – подчеркнули в компании – операторе проекта, комментируя цифровой след от инициированной процедуры банкротства.

Экономика штрафа

Как уже было отмечено выше, главными бенефициарами проекта, судя по сухим цифрам, являются государство в лице в лице властей столицы и бюджет столицы. Госкомпания с учетом планов по расширению площадей платных парковок в 10 раз увидит рост выручки за счет роста эффекта масштабов; второй момент – рост доли компании в выручке компании-оператора в пять раз, до 25%, после выхода на проектные показатели.

Акимат города Нур-Султана со своей стороны рискует неплохо заработать на штрафах. При стоимости одного часа парковки в 100 тенге или максимальных 1200 тенге в сутки, штраф за неуплату составляет 3 МРП, или 8334 тенге; при повторном нарушении – 5 МРП, или 13890 тенге.

Всего с момента запуска платных парковок в столице с текущей площадью в 487 машино-мест общее число нарушений превысило 200 тыс. на общую сумму более 500 млн тенге. Для сравнения, налоговые поступления за время (с 2018 года) деятельности платных парковок в бюджет и доли от выручки составили 21,7 млн тенге, заявили inbusiness.kz в компании – операторе ГЧП-проекта. По данным КГД минфина РК, с 2015 по 2020 год включительно компания официально перечислила в бюджет более 63 млн тенге.

За январь-сентябрь текущего года число зафиксированных нарушений за неуплату парковочного сбора составило 11 тыс., подчеркнули в ТОО «Парковочное пространство Астаны». Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года зафиксировано 23,18 тыс. нарушений. Общий объем выписанных штрафов за неоплату парковки на 1 сентября 2019 и 2020 годов составило 176 млн и 91,6 млн тенге соответственно, заявили в компании. Поскольку большая часть новых парковочных мест расположена поодаль от административного центра, в жилых районах, несложно предположить, что объем нарушений и штрафов в казну города за неоплаченную парковку после запуска вырастет если не на порядки, то в разы.

Султан Биманов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Двойники. У дорогих автомобилей часто бывает темное прошлое

11 Октябрь 2020 08:52 7164

Специалисты сходятся во мнении, что примерно 70% дорогих автомобилей на вторичном рынке имеют темное прошлое и «скрученный» пробег – самое меньшее из зол, о котором автовладелец узнает уже постфактум.

«Этого человека я знаю больше десяти лет, но теперь мне кажется, что все эти годы он вынашивал свой дикий, мошеннический план», – как рассказала Диана Грежнова (здесь и далее имена и фамилии героев изменены. – Ред.), история «обмена и обмана» началась зимой 2020-го, когда она решила обменять свой Porsche Cayenne на Range Rover Vogue.

Про свидетеля, имеющего право на защиту

Когда Грежнова обменивала свой Porsche Cayenne (2006) на подержанный Range Rover Vogue (2013) с доплатой в $11 тысяч, она, разумеется, знала о мошенниках, продающих автомобили с перебитыми номерами кузова (VIN) и с фальшивыми техпаспортами, но за покупку была спокойна. Сделку она совершала не с незнакомым продавцом б/у авто на каком-то рынке, а с человеком, которого хорошо знала и доверяла, который не скроется и не убежит, если что-то не так. Тем не менее зарегистрировать свою покупку ей не удалось – проверка показала, что VIN оказался перебитым, а сам автомобиль находится в залоге.

Дальше история разворачивалась по классическому сценарию: хороший знакомый сказал, что автомобиль был «чистый», а про залог он предупреждал. Тогда Грежнова аннулировала у нотариуса доверенность на Porsche Cayenne, чтобы можно было вернуть свой автомобиль, и написала заявление в правоохранительные органы. Позже она узнает, что ее Porsche был продан, спустя два месяца после того, как она отменила доверенность у нотариуса. Несколько раз ее заявления о возбуждении уголовного дела «по признакам состава уголовного правонарушения «Мошенничество», ст. 190, ч. 1, УК РК» отказывались принимать. Доказать, что был совершен «обман и злоупотребление доверием» оказалось не просто. У Грежновой нет никаких письменных доказательств о сделке: нет переписки, сообщений, нотариально заверенных документов – все обсуждалось устно.

В ответе на ходатайство адвоката следователь СО УП Медеуского района Алматы 24 июля напишет: «в настоящее время точная сумма материального ущерба не установлена, в связи с чем не имеется оснований для переквалификации состава уголовного правонарушения (…) не имеется достаточных доказательств для признания гр-на Тлена Игоря подозреваемым и проведения допроса в качестве подозреваемого, однако последний был допрошен в качестве свидетеля, имеющего право на защиту».

Темное прошлое Range Rover Vogue

Вместе с адвокатом Диана Грежнова выяснила, что «двойник ее нового автомобиля» находится в российской базе розыска.

«Я не знаю, какой из них является подлинным – российский или этот, – говорит Грежнова. – Но, по сути, купив машину с фальшивыми документами и перебитыми номерами, я лишилась денег и транспорта».

По заявлению Дианы и факту обнаружения краденой машины полицейские несколько раз отказывали в возбуждении уголовного дела. Она не может доказать следователям, что купила автомобиль с уже перебитыми номерами кузова и двигателя – версия прежнего хозяина автомобиля и ее рассказ разнятся. Следствие в тупике, а Грежнова – в безвыходной ситуации: автомобиль не хотят регистрировать.

Саму машину правоохранительные органы сначала конфисковали как вещественное доказательство, но потом автомобиль предложили вернуть под обязательство не продавать и не разукомплектовывать. Но такой вариант Диану Грежнову не устраивает, ведь за автомобиль нужно выплатить еще и выданную за него сумму залога плюс проценты, которые с каждым днем увеличиваются.

Если купил дорогой двойник

Специалисты говорят, что категорически нельзя покупать машину по доверенности – нужно сразу заключать договор купли-продажи и переоформление автомобиля на себя. Кроме того, в договоре, нотариально заверенном, нужно указать полную сумму сделки, что послужит гарантией возмещения в случае судебных разбирательств.

«На самом деле таких историй очень много, причем крайними обычно становятся добросовестные покупатели, – рассказывает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. – Несколько лет назад с подобной ситуацией столкнулся один мой товарищ, который, как бы ему ни говорили, что «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной», решил купить автомобиль Prado на $5 тысяч дешевле. Когда он его перегнал из Шымкента в Алматы, выяснилось, что его черный Prado раньше был белым джипом, угнанным в Голландии. При этом он проверял автомобиль в Шымкенте у начальника РЭО и криминалиста-сверщика».

Как рассказал Эдоков, его знакомый написал многочисленные иски в суд, указав ответчиками, кроме продавца авто, и департамент внутренних дел ЮКО, и управление дорожной полиции регистрационного пункта № 1.

Добросовестные покупатели, столкнувшись с проблемами при оформлении договора купли-продажи при регистрации машины, предъявляют претензии продавцу, который обычно отказывается возвращать автомобиль, утверждая, что с автомобилем было все в порядке.

Дело было в Актау

В июле этого года суд № 2 Актау разбирал похожую ситуацию. По материалам уголовного дела, истец купил автомашину Lexus у своего коллеги по работе, которого считал своим другом.

«Тот уверял и клялся, что машина очень хорошая, не попадала в ДТП. Она имеет чистую историю: под залогом и арестом не состоит. Поверив ему на слово, мужчина купил машину и остался доволен приобретением. Спустя время в Нур-Султане его остановили сотрудники дорожной полиции и предъявили постановление об изъятии, забрали автомобиль и отвезли на штрафную стоянку» – пишет lada.kz

По данным издания, в суде было установлено, что продавец ранее знал об угоне автотранспорта. После угона он был вывезен из Казахстана в Россию. Позже был завезен обратно уже с новыми перебитыми номерами.

«Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, а в случае изъятия товара у покупателя продавец обязан возместить покупателю понесенные убытки. В этой связи суд вынес вердикт в пользу покупателя, обязав продавца возместить стоимость автомашины», – сообщили в пресс-службе суда № 2 Актау.

Чем закончится история Диана Грежновой, пока говорить рано. 8 октября адвокат Грежновой написал жалобу прокурору Алматы Берику Жуйриктаеву на бездействие следователей СО УП Медеуского района города Алматы (по делу Грежновой недавно поменяли следователя. – Прим.), а также на отсутствие контрольно-надзорных функций со стороны прокуратуры Медеуского района Алматы.

Катерина Клеменкова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!