Сервисная кабала «КазАвтоЖола»: куда уходят 12 млрд тенге в год

Сервисная кабала «КазАвтоЖола»: куда уходят 12 млрд тенге в год

09:57 15 Сентябрь 2021 15657

Сервисная кабала «КазАвтоЖола»: куда уходят 12 млрд тенге в год

Автор:

Майра Медеубаева

Обслуживание только системы приема платежей за проезд по платным дорогам обходится нацкомпании в 12 млрд тенге в год, тогда как сборы за проезд составили лишь 5,7 млрд тенге.

Как мы ранее сообщали, в финансовой отчетности АО «НК «КазАвтоЖол» за 2020 год говорится, что 24 декабря 2019 года между компанией и консорциумом в составе ТОО COMPUTER VISION TECHNOLOGIES, ТОО «Темиржол Жондеу» и FAR EASTERN ELECTRONIC TOLL COLLECTION CO., LTD был заключен договор сроком на 11 лет по устройству и обслуживанию системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам республиканского значения.

«Общая сумма договора составила 138,7 млрд тенге без учета НДС, которая состоит из стоимости капитальных работ в размере 25,6 млрд тенге и стоимости услуг сервисного обслуживания в размере 113,1 млрд тенге. Возмещение инвестиций планируется осуществлять только за счет средств, поступающих от взимания платы с ведением учета по каждому участку. В случае недостаточности средств от взимания платы для осуществления платежа по возмещению инвестиций недостающая сумма переносится на последующий период и выплачивается при достаточности средств», – указывается в отчетности.

В целом, по данным «КазАвтоЖола», по итогам 2020 года сборы от взимания платы составили 5,7 млрд тенге. Полученные средства были направлены на ремонт и содержание автодорог – в размере 2,9 млрд тенге, на содержание программно-аппаратного комплекса – 1,4 млрд тенге, на оплату налогов – 756,7 млн тенге, на приобретение дорожно-эксплуатационной техники и оборудования для системы взимания платы – 248,8 млн тенге, на прочие расходы – 58,3 млн тенге, а оставшиеся 200 млн тенге перечислили в республиканский бюджет.

В ответе мининдустрии, подписанном вице-министром Бериком Камалиевым, на официальный запрос Inbusiness.kz, почему был выбран данный консорциум и были ли альтернативные предложения, сообщили, что конкурсная комиссия «руководствовалась правилами проведения конкурсов по отбору инвестиционных проектов АО «НК «КазАвтоЖол», утвержденными решением совета директоров нацкомпании способом одноэтапного двухконвертного конкурса. Помимо вышеназванного консорциума, в конкурсе принимало участие АО ASTEL.

На вопрос, из чего сложилась стоимость услуг сервисного обслуживания в размере 113,1 млрд тенге, в МИИР указали, что в соответствии с заключенным договором предусмотрен переменный компонент, который включает в себя прогнозное возмещение затрат по операционным услугам в течение 10 лет. Сюда входят 200 арок промежуточного контроля, 45 центров по работе с клиентами, центр мониторинга и 2 центра обработки данных.

«В свою очередь, операционные услуги включают виды работ по комплексному обслуживанию системы взимания платы. Согласно договору, стоимость сервисного обслуживания является прогнозной и подлежит корректировке в соответствии с фактическими сроками сдачи работ», – говорится в ответе.

Напомним, по примерным подсчетам, обслуживание нацкомпании обходится в 12 млрд тенге в год, а за прошлый год сборы составили 5,7 млрд тенге. Перейдет ли долг на следующий, 2021 год, и последующие годы – этот вопрос в мининдустрии оставили без ответа, перечислив пункты, куда направляются деньги, полученные от взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам.

Также, как сообщили в МИИР на вопрос, если за 11 лет «КазАвтоЖол» не выплатит консорциуму 138,7 млрд тенге, будет ли договор продлен, то «по условиям договора не исключается возможная пролонгация сроков по взаимной договоренности обеих сторон».

Возвращаясь к финотчетности «КазАвтоЖола», можно обнаружить, что компания генерирует убытки. За год, закончившийся 31 декабря 2020 года, убыток за год составил 12,5 млрд тенге, чистый отток денежных средств, использованных в операционной деятельности, составил 111,8 млрд тенге, и по состоянию на указанную дату размер отрицательного капитала составил 46,8 млрд тенге.

Касательно убытков в МИИР сообщили, что итоговый убыток АО «НК «КазАвтоЖол» за 2020 год составил 12,5 млрд тенге в результате признания курсовых разниц, которые не связаны с операционной деятельностью и не влияют на способность общества исполнять обязательства. Непосредственно расходы на содержание общества за 2020 год составили 2,4 млрд тенге.

Ключевой вопрос, который интересует – планирует ли нацкомпания пересмотреть договор с консорциумом в сторону уменьшения, ведь сложившаяся картина за прошлый год – сервис за 12 млрд тенге при доходах в 5,7 млрд тенге приведет к тому, что дорожный оператор никогда не рассчитается с долгами и все собранные средства будут уходить на обслуживание долга. На это в мининдустрии обнадежили, сообщив, что «в настоящее время «КазАвтоЖол» совместно с консорциумом проводятся обсуждения по пересмотру условий заключенного договора».

Напомним, консорциум состоит из ТОО COMPUTER VISION TECHNOLOGIES (Казахстан), ТОО «Темиржол Жондеу» (Казахстан) и FAR EASTERN ELECTRONIC TOLL COLLECTION CO., LTD (Тайвань).

Как следует из открытых данных, учредителями ТОО COMPUTER VISION TECHNOLOGIES являются ТОО Open Technologies Group, ТОО Berkut Invest Group, ТОО CaspianEnergy, Ахметов Кайрат Бакибаевич. Учредителями второй компании, консорциума ТОО «Темиржол Жондеу», являются Терекбаев Айбек Арыстангалиевич и ТОО «Теміржолэнерго».

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

33641

Материалы по теме:

ekonomika-kazahstana-dostigla-dopandemicheskogo-urovnya-askar-mamin

valyuty-popali-v-shtil

anglijskie-fermery-unichtozhayut-pogolove-svinej

barys-razgromil-cska-na-vyezde

kazahstan-nachal-chm-po-futzalu-s-razgroma-kosta-riki

загрузка

×