Отечественному бизнесу есть куда обратиться за конкретной помощью.
Как быть? С кем дружить начинающему предпринимателю? Ответ на этот вопрос прост – с сервисной поддержкой бизнеса при НПП "Атамекен". Тут вас не только проконсультируют и помогут сделать "первые шаги", но и предоставят грамотное "бизнес-сопровождение".
Что значит сервисная поддержка? Зачем и кому она нужна? О результатах уже проделанной работы столичным журналистам рассказали эксперты департамента сервисной поддержки бизнеса. Никаких трибун и высокопарных фраз. Только журналисты, кофе и эксперты Национальной палаты предпринимателей "без галстуков", отвечающие на самые каверзные вопросы "пишущей братии".
- Наши сотрудники консультируют по всем бизнес вопросам через Центры обслуживания предпринимателей на областном уровне и Центры поддержки предпринимателей на районном, что позволяет максимально охватить активное бизнес-сообщество страны. Информацию предоставляют менеджеры-консультанты, определенные региональными палатами предпринимателей на местах в результате конкурсного отбора. К примеру, мелкому бизнесу советуют обратить внимание на "Дорожную карту занятости", более крупному на "Дорожную карту бизнеса", так как там есть инструменты финансовой поддержки. Но ситуация постоянно меняется, сами знаете. Говорить о каком-то едином рецепте по расчёту рисков, или говорить, что вот курс будет таким или таким, никто на себя не возьмёт такую ответственность. Даже Национальный банк не знает ответа на этот вопрос. Мы стараемся быть в курсе всех последних изменений, держать руку на пульсе, и по возможности максимально обеспечивать своих предпринимателей свежей информацией, - ответил на вопрос журналиста один из экспертов.
Центры поддержки предпринимателей были открыты в 2015 году, в рамках информационного обеспечения населения с предпринимательской инициативой. В целом было открыто 188 центров в крупных и малых городах, в районных центрах и даже поселках, чтобы каждый имел возможность проконсультироваться, как зарегистрировать бизнес, какие госпрограммы есть. Центры также занимаются сбором заявок на дальнейшую сервисную поддержку бизнеса.
По словам эксперта Юрия Беседина, госпрограмма по поддержке предпринимателей предполагает только перечень услуг. Однако Нацпалата пошла дальше, помогая ещё регистрировать бизнес.
"То же самое продвижение проектов – этого нет в наших обязанностях, но мы сейчас сами вводим это в сервиску, потому что на это есть спрос. Помогаем получить финансирование. Можем сказать, что за целый год, по данным ЦПП, мы не просто проконсультировали и выполнили плановые показатели Министерства национальной экономики, но и помогли открыться примерно 1600 предпринимателям", - добавил эксперт.
При этом он уверил: все консультационные услуги предпринимателям оказываются совершенно бесплатно. И добавил: это очень важно в кризис.
Начинающему предпринимателю очень трудно нанять себе квалифицированный персонал, и обеспечивать его. Это очень дорого. Так вот, национальная палата берёт на себя весь этот пункт издержек. То есть, по сути предоставляет начинающему предпринимателю штат квалифицированного персонала, который может консультировать по всем вопросам, сдавать отчёты, и даже составить исковое заявление в суд, если возникают проблемы с госорганом.
Судя по данным директора департамента Багдата Телебая, предприниматели активно пользуются услугами сервисной поддержки. Только за 2015 год в открытых по всей стране Центрах обслуживания предпринимателей получили услуги 35 тыс казахстанцев, а в ЦПП около 212 тыс. Кроме того, около 15 тыс предпринимателей и людей с предпринимательскими инициативами прошли обучение в бизнес-школе, которая включает в себя проекты: "Бизнес-Советник", "Бизнес-Рост" и проектное обучение с применением принципов наставничества.
"Если брать 14 год, тогда наш департамент осуществлял лишь одно направление: сервисная поддержка бизнеса. В 2015 году у нас уже три направления: помимо сервисной поддержки бизнеса бизнес-школа и информационное обеспечение предпринимателей. В 2016 году наш департамент уже охватывает пять направлений: добавились "Деловые связи" и "Старшие синьоры". То есть мы расширяем свое поле деятельности", - отметил Юрий Беседин.
Эксперт департамента Ерлан Мустафин рассказал подробнее о новых направлениях.
"Направление "Деловые связи" предполагает обучение предпринимателей руководящего состава навыкам менеджмента, стратегии развития предприятия, маркетинга, коммуникаций, клиентоориентированности, внешнеэкономической деятельности. В течение года 500 человек обучается, получает сертификаты. Нашим международным партнером по этой программе является германский центр "GIZ", который из этих 500 выбирает для себя проекты, которые могут работать совместно с германскими предприятиями. Люди, которые проходят собеседование, отправляются на бесплатную зарубежную стажировку. В течение месяца они посещают ведущие германские предприятия. Некоторые предприниматели выезжают с одной бизнес-идеей, встречаются с немецкими коллегами, там меняют мнение и открывают другое предприятие совместно с немцами. В этом году мы отправим в Германию 52 человека по этой программе. После стажировки мы проводим конференцию, где обсуждаем, какие были проекты. И в дальнейшем помогаем их осуществлять: ведем переговоры с германской стороной и помогаем этим людям реализовать свой опыт, полученный во время стажировки", - сказал он.
Проект "Старшие синьоры", по словам Мустафина, предполагает привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа на казахстанские предприятия.
Заместитель директора департамента сервисной поддержки Мухтар Мырзахметов упомянул об еще одном проекте НПП "Наставничество".
"Мы приглашаем состоявшегося успешного в определенной отрасли предпринимателя, и он на своем примере обучает несколько желающих открыть похожий бизнес", - сообщил он.
В заключение встречи, эксперт Юрий Беседин отметил: государство немало делает для предпринимателей, надо только научиться всеми этими инструментами правильно пользоваться.
Алина Альбекова