Субсидирование агропрома – один из приоритетов государственной политики. Однако господдержка в данном направлении давно погрязла в проблемах. Теперь подводят и электронные сервисы, которые, казалось бы, напротив, должны были упростить предпринимателям жизнь и снизить коррупционные риски, передает inbusiness.kz.
В Совете по защите прав предпринимателей в областном филиале "Атамекен" недавно рассмотрели жалобу от фермеров: 17 ноября текущего года они пытались подать заявки на субсидирование пестицидов и удобрений через систему Qolday. Однако в "день икс" по каким-то причинам электронная база перестала работать. С подачей заявлений сельхозтоваропроизводители, что называется, пролетели. А когда сайт заработал, то с удивлением узнали, что отдельные сельхозпредприятия все-таки данную процедуру успешно прошли.
По словам представителей аграриев, подобные ситуации возникают с незавидной периодичностью. То есть, когда речь идет об огромных суммах, таких инцидентов не наблюдается. Сервис работает, люди спокойно подают заявки. Но, как только на кону оказываются ограниченные средства, на направления, не имеющие листа ожидания, ресурс начинает "лагать".
По пестицидам и удобрениям как раз функционала ожидания нет, отмечают в региональном управлении сельского хозяйства. Заявки подаются на выделенный объем средств, что в итоге больше напоминает конкурс на самые быстрые руки – кто первый нажал на кнопку подачи, тот и получил деньги.
На субсидирование пестицидов, согласно последнему уточнению республиканского бюджета, был выделен 1 млрд тенге. Еще 500 млн – на удобрения. Заявки на данные суммы и должны были подаваться 17 ноября с 9 часов утра. Однако в назначенный час портал завис, оставив не у дел желающих получить господдержку фермеров.
"Здесь объяснение у информационно-учетного центра такое: ровно в 9 часов тысячи хозяйств одновременно нажали кнопку. Сервер не выдержал и завис. Что создало неудобства не только по указанным видам субсидий, но и по остальным у нас встала вся работа до обеда. Данная ситуация возникала неоднократно уже. Мы отправляли письмо в адрес информационно-учетного центра, чтобы они обеспечили бесперебойную работу ресурса, но…" – ответил на вопрос журналистов заместитель руководителя управления сельского хозяйства СКО Кайрат Сансызбаев.
В филиале центра, говоря о проблемах в работе Qolday, ссылаются на нагрузку на сайт в день старта приема заявок. И объясняют, каким же образом при столь масштабном сбое у кого-то все же получается подать заявления на субсидирование.
"Из-за того, что идет нагрузка на сервер, портал зависает. У кого-то выдаются ошибки. Но результат таков: те, кто нажал на подачу в 9 утра первыми, их заявки обрабатываются в течение часа-полутора, система их запоминает, и, когда портал восстанавливается, подаются", – рассказала ведущий специалист Северо-Казахстанского отделения АО "Информационно-учетный центр" Александра Дергунова.
Действующие правила работы центра с сельхозбизнесом возмутили членов совета.
"Вас устраивает то, что в 9 утра в один день тысяча сельхозпроизводителей нажимает кнопку и ваш портал зависает? То есть вы не работаете фактически. Фермеры оплачивают ваши услуги, но услуги эти не получают. Вы принимаете какие-то меры по изменению данных правил или вам нормально?" – задала вопрос представителю информационно-учетного центра председатель Совета по защите прав предпринимателей Иннеса Куанова.
Там, в свою очередь, отмечают, что попытки решить проблему ранее все же предпринимались.
"Наш центральный аппарат неоднократно направлял письма в министерство сельского хозяйства о том, чтобы сделали реестр ожидания. По инвестсубсидиям данный реестр был введен, и там сегодня проблем абсолютно никаких нет. По пестицидам и удобрениям такого листа нет. Соответственно, и возникают такие проблемы", – ответила членам совета Александра Дергунова.
Однако, судя по неоднократности сбоев, никто особенно не спешит решать существующую проблему и создавать хотя бы тот же самый лист ожидания по определенным направлениям субсидирования. Страдают от этой неспешности фермеры, которые не могут получить государственную услугу.
Североказахстанский бизнес уже не первый раз поднимает вопросы, связанные с субсидированием в агропромышленном комплексе. В начале года местные сельхозпроизводители жаловались на то, что их не информируют о старте приема заявок на получение господдержки. Чиновники сетовали, что предупреждать каждого желающего они не в состоянии ввиду многочисленности таковых. Ответ не устроил никого. В антикоррупционной службе вообще подчеркивали, что подобное отношение – широкое поле для возможных правонарушений: кто владеет информацией, вполне может пролоббировать чьи-то далекие от понимания здоровой конкуренции интересы. Но проблема с массовым оповещением не решена по сей день.