Обязательную маркировку товаров ввели с ноября прошлого года. Казалось бы, несмотря на все сопутствующие ей сложности, за более чем полгода к работе в новых условиях предприниматели должны были привыкнуть. На деле все оказалось несколько иначе. В частности, жалуются реализаторы обуви. Говорят, что их дело из-за введенных требований на грани краха, передает inbusiness.kz.
Проблема, в первую очередь, в ресурсах. Чаще всего торговля обувью – это работа одного человека. Он и закупщик, он и непосредственно продавец. Маркировка же подразумевает наличие целого штата, чего доходы от продаж явно позволить не могут, отмечают представители малого бизнеса. В Северо-Казахстанской области, где заработки населения и, следовательно, покупательская способность низкие, ситуация вообще критическая. Сейчас предпринимателям, занятым в этом деле, всерьез приходится задумываться о смене деятельности.
"Я сама продавец, сама маркетолог, выполняю все функции. Но сейчас могу остаться без работы из-за этого процесса маркировки обуви. И так у нас низкая покупательская способность из-за локдаунов, из-за инфляции. А цена на обувь из-за маркировки тоже поднимется. Если раньше клиент мог себе позволить в сезон купить 2-3 пары хорошей обуви, то сейчас он может позволить себе только пару. Не знаю, чего хотят от таких, как мы, мелких ИП? Я сократила продавцов, сократила несколько точек. Всю работу выполняю сама. У нас и грузчиков в последнее время нет, работаем своей семьей", – рассказывает предприниматель Ангелина Турманаули.
Загвоздки в элементарных вещах. Тут и необходимость обзавестись нужными специалистами, оборудованием, а еще и свойственные даже городу неприятности вроде работающего с перебоями Интернета.
"Я не вижу смысла нагружать малый и средний бизнес этим процессом маркировки. Ни народу пользу не принесет удорожание продукции, ни нам. Такие, как я, будут вынуждены закрыться, уйти с рынка. Но это действительно так, потому что нанимать бухгалтера, платить аренду, нанимать айтишника, продавца, кассира – это просто нереально с такими заработками, как у нас", – дополняет бизнесвумен.
После пандемии коронавируса у предпринимателей скопились большие остатки непроданной обуви. Естественно, немаркированной. Большинство реализаторов данного вида товаров закупают их у импортеров в РК. А узаконить все, а тем более финансово уложиться в оплату данного процесса, в нынешних условиях, отмечают бизнесмены, невозможно.
"Мы в Казахстане этот товар купили и здесь же его продаем. Мы не являемся участниками внешнеэкономической деятельности. Почему мы должны спрашивать разрешение у "Казахтелекома"? До абсурда доходит. Я привез эту обувь, и для того, чтобы себе пару взять, мною оплаченную и мне принадлежащую, я должен написать акт списания в "Казахтелеком". Возникла куча всяких фирм-прокладок, которые нам обещают посреднические услуги, но по 2 тыс. за пару, у нас есть коммерческое предложение. Насколько поднимется цена? Госорганы и "Казахтелеком" говорят, что это для борьбы с контрафактной продукцией, контрабандой, но подождите – у нас есть таможня. Для чего тогда мы все платим налоги, чтобы выполнять их работу?" – задается вопросом предприниматель Камиль Бектемиров.
В Региональной палате предпринимателей о жалобах представителей бизнеса знают. Отмечают, что розничные реализаторы обуви не участвовали в пилотном проекте по маркировке и точки зрения всех сторон при принятии решения о ее введении изучены не были. Оттого и все проблемы. Затраты малого бизнеса, связанные с маркировкой, сегодня фактически не оправданы, считают в палате.
Пётр Акутионов