/img/tv1.svg
RU KZ
СЭЗ «Павлодар» уникальна – она ничем не владеет

СЭЗ «Павлодар» уникальна – она ничем не владеет

Управляющую компанию «СЭЗ Павлодар» не допускают к процессу строительства инфраструктуры.

17:41 12 Август 2016 3124

СЭЗ «Павлодар» уникальна – она ничем не владеет

Автор:

Марина Попова

Будучи на совещании в Астане, где собирались представители всех казахстанских СЭЗ, и.о. председателя правления АО «Управляющая компания «СЭЗ Павлодар» Александр Зореев убедился, что павлодарская СЭЗ – «уникальна» - она ничем не владеет. Все объекты находятся в ведении управления строительства. Именно там решают, что и как строить в первую очередь. 

Между тем, в Законе о «Специальных экономических зонах» оговорены функции управляющей компании, в том числе, «осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию на земельных участках, не переданных участникам СЭЗ».

«Я сегодня хорошо понимаю стратегию развития специальной экономической зоны, в каком направлении она должна развиваться. Но мы единственная управляющая компания в республике, которую не допускают к строительству инфраструктурных объектов», - говорит и.о. председателя правления АО «Управляющая компания «СЭЗ Павлодар» Александр Зореев.

По его словам то, что в этом году управляющая компания вместе с управлением строительства начала хоть какую-то совместную работу, объявив тендер на проектирование объектов инфраструктуры, уже достижение. «На самом деле, мы не участвуем в процессе. Получается странная ситуация: вам строят дом, но пока этот процесс идет, вы не имеете права туда зайти, внести свои коррективы и прочее. По итогу вы получили то, что вы получили. Личное мое мнение – это неправильно.  Будучи на совещании в Астане по вопросам СЭЗ, узнал, что на других площадках СЭЗ строится объект и сразу передается на баланс управляющей компании. И это логично», - говорит Александр Зореев.

К тому же обе структуры имеют одного стопроцентного учредителя – акимат области. «Думаю, что это не нежелание властей разобраться, а просто все идет по инерции, запущенной еще в 2012 году. Информационную справку о состоянии объектов и сложившейся ситуации в этом году я отправил в акимат. В ней  четко прописал, что управляющая компания должна участвовать во всех процессах, происходящих на территории СЭЗ. К слову, все это прописано и в законе.  Если в течение двух лет, здесь на территории СЭЗ не начнется бурная деятельность по строительству необходимой инфраструктуры, то сюда попросту не придут новые участники. Меня бы вполне устроило, если б мы пошли по опыту других областей: вопрос строительства объектов инфраструктуры СЭЗ там  решается коллегиально. Лично у меня, управляющей компании, план строительства инфраструктуры на три года готов. Думаю, эту ситуацию в состоянии решить аким области. Мы готовы к любому диалогу», - говорит и.о. председателя правления.

К примеру, так сложилось, что готовое здание таможенного терминала, укомплектованного мебелью, оргтехникой, простаивает вхолостую. Хотя сегодня есть желающие зайти в него и приносить доход. На первый взгляд, проблема - в отсутствии электричества. Если копнуть поглубже – в невыполнении Закона о «Специальных экономических зонах». Задача управляющей компании – выйти на самоокупаемость. «Государство не может нас постоянно кормить. Уверен, что через три года у нас есть возможность выйти на точку безубыточности. Начнем эту работа, надеюсь, с таможенного терминала, который мы берем в доверительное управление. Есть понимание, как будем его  развивать, хотим создать здесь предприятие по принципу государственно-частного партнерства. Задача №1 - вывести это здание на точку безубыточности, для начала, по оплате коммунальных услуг. По нашим расчетам, по той инфраструктуре, которая досталась нам от управления строительства, необходимо в год порядка 12 млн тенге для поддержания ее в нормальном состоянии. Пора начать зарабатывать деньги. У нас все готово, осталось только включить рубильник. ПРЭК готовы поставить электричество, мы готовы принять, заминка в середине – на распределительной подстанции, которая находится на балансе управления строительства области», - говорит г-н Зореев.  

В процессе подключения таможенного терминала участвуют четыре стороны: заказчик – управление строительства, подрядчик и гарант обслуживания промежуточной подстанции  - ТОО Тамыр , АО ПРЭК – поставщик электроэнергии и управляющая компания «СЭЗ Павлодар» – получатель электроэнергии. Все стороны к запуску процесса готовы, за исключением управления строительством.  По словам специалиста технического отдела управления строительства Аблая Мушкенова, «в управляющей компании СЭЗ нет обслуживающего персонала, без которого нельзя начать работу подстанции». Александр Зореев же не понимает, как он может нанять работников и отправить их работать на чужое предприятие.

Марина Попова, Павлодар