Шакир Исламбакиев: "Рынок хостелов в Алматы развалился"

5860

Уютные и гостеприимные хостелы, доступные туристу с самым скромным бюджетом, повально закрываются в Алматы. 

Шакир Исламбакиев: "Рынок хостелов в Алматы развалился"

Об этом говорит владелец Almaty Hostel Dom Шакир Исламбакиев. Шакир один из первых в южной столице, кто организовал бизнес в небольшом помещении, создал комфортные условия для постояльцев и зарегистрировался на Booking. Граждане 92 стран мира с тех пор побывали в его хостеле. Но сегодня в разговоре с корреспондентом inbusiness.kz молодой человек расписывается в бессилии – после череды кризисов на фоне пандемии коронавируса и неоправданно жестких, на его взгляд, действий правительства, этот рынок уже не спасти.

Шакир, мы с Вами беседовали уже на тему развития рынка хостелов у нас в Казахстане лет пять назад, если не ошибаюсь. Вы тогда много говорили о планах касательно своего хостела "Дом". Удалось реализовать свои задумки? Что из себя представляет сегодня Ваш бизнес?

Для меня хостелы – это всегда была идея не про двухъярусные кровати и дешевое жилье. Мне хотелось создать место в Алматы, где встречаются люди разных национальностей, культур, мировоззрений, чтобы поделиться друг с другом чем-то важным и сокровенным. И да, "Дом" стал таким местом. Здесь встретились и стали друзьями сотни людей, нашли вдохновение и озарение еще больше. За пять лет в моих хостелах побывало более 4000 гостей из 92 стран мира. Думаю, что удалось реализовать все идеи и задумки на все 110%.

Впечатляет… Но понятно, что сейчас дела неважные. Насколько сильно упал спрос на услуги Вашего хостела? Можно провести сравнение – какой была заполняемость и доходность бизнеса до пандемии и какие показатели сейчас?

Летние месяцы в туристическом бизнесе – высокий сезон. Это как раз тот период, когда заполняемость порой достигает все 100% и спрос на рынке достаточный. Обычно на заработанные деньги в этот период туристические компании, хостелы, мини-отели "выживают зимой". Так было до пандемии. Начиная с весны, спрос на услуги упал до нуля. И связано это не только с тем, что закрыты границы и, в принципе, нет иностранцев. Но сложно перестроиться и на местных гостей: студентов нет, различных групп также, в командировки ездят гораздо реже, а многие, кто приезжали на заработки, из-за того что бизнес парализован, лишились работы и по этой причине вернулись по своим городам. Несколько месяцев подряд я ухожу в минус, как и многие коллеги на рынке. И думаю, что до конца года большая часть хостелов, у кого помещение в аренде, закроется.

Судя по Вашим публикациям в социальных сетях, Вы пристально отслеживаете все постановления правительства и санитарных врачей касательно ограничений по деятельности ряда объектов, в том числе комплексов гостиничного формата. Вы считаете решения властей правильными?

Я считаю, что власти поступили очень цинично по-отношению к хостелам. Весной, когда ввели строгий карантин, были закрыты города, необходимо было где-то размещать работников коммунальных служб и системообразующих предприятий, врачей, полицейских, военных и других людей из пригородов. И тогда все вспомнили о хостелах. И многие хостелы размещали людей по очень низким ценам, по себестоимости – нужно было поддержать город в этот сложный период. И никого особо не волновало то, что это двухъярусные кровати и общие кровати. Как только города открыли, в тот же день, хостелы исключили из списка предприятий, кому разрешалось работать. До введения следующего карантина. И в целом я считаю, что власти в основном используют только один инструмент по отношению к МСБ: наказать и оштрафовать. С нас требуют выполнения всех требований согласно алгоритму, и это правильно, и мы и рады соблюдать их все, но когда ты несколько месяцев подряд уходишь в минус, то просто не на что купить кварц, маски в нужном количестве или антисептик. И, вместо того чтобы оказать какую-либо поддержку в этом вопросе, государство тебя штрафует. И ты начинаешь невольно задумываться о том, стоит ли вообще функционировать дальше.

Как Вы решали вопрос с кадрами, когда стало понятно, что Вам придется закрыться на неопределенное время? Пробовали, может быть, получить те самые пресловутые 42 500, воспользоваться послаблениями для бизнеса, которые обещает государство?

Я пробовал пойти по банкам и взять кредит в рамках программ, которые сегодня активно рекламируют как инструменты поддержки МСБ. Мне сразу же отказали даже на приеме заявок, так как туризм сейчас сфера с высокой степенью риска и проекты в ней временно не рассматриваются.

Шакир, как из положения выходят Ваши коллеги по цеху, конкуренты? Как в целом обстоят дела на рынке, который представляете?

К сожалению, считаю, что рынок хостелов в городе Алматы развалился. Каждый день слышу, как очередной коллега, давно работающий на рынке, заявляет о том, что разорился. С начала весны в городе закрылось более половины от всех хостелов. И, как уже говорил выше, думаю, что до конца года останутся только те, у кого помещение в собственности или кому пошли навстречу арендодатели и сделали хорошие скидки.

А как Ваши постоянные клиенты, иностранные туристы, реагировали на такой жесткий запрет? Были ли желающие приехать в Алматы, несмотря на пандемию?

Желающие приехать в Казахстан, несмотря на пандемию, были. И многие расстроились, что теперь не смогут это сделать. И хотел бы заметить, что большинство туристов ждут не возобновление авиасообщения, а безвизовый въезд, который был закрыт до ноября.

Шакир, известно ли Вам как чувствовали себя более крупные отели, гостиницы города? Наверняка, там масштабы кризиса глобальнее, чем в хостелах, или неправильно проводить такие параллели?

Ситуация у всех разная. Есть объекты, которые намеренно отказались работать вплоть до весны следующего года, и у них есть на это финансовые ресурсы. Есть те, кто также оказался в сложной ситуации из-за всего происходящего, а есть те, кто более или менее продолжает работу.

Есть план, как будете выходить из кризиса? Может быть, более активной должна стать реклама, цены демократичнее? Какими вообще маркетинговыми инструментами Вы пользуетесь? 

К сожалению, спрос на рынке сейчас очень низкий. Связано это не только с отсутствием иностранных туристов, но и с тем, что в город снизились миграционные потоки. Многие мои ребята, долгосрочные жильцы, проживают сейчас в долг: потому что задерживают зарплату или вообще лишились работы. И эта ситуация повсеместная, и просто по-человечески жаль, делаешь различные уступки. Многие хостелы на рынке снизили цены уже до минимума и отдают койки по себестоимости. Просто, чтобы выжить. Но я считаю, что это путь в никуда. Они просто выдохнутся рано или поздно и все равно закроются. Если к началу лета у меня были определенные надежды, то сейчас их практически нет. И больше всего пугает неопределенность. Я не знаю, что будет завтра. Возможно, нас осенью снова закроют, а может, и нет, и сложно работать в таких условиях и строить какие-либо планы на будущее. Поэтому да, сейчас я думаю о том, что пришло время заняться чем-то другим. Но чем – пока не решил.

Спасибо за беседу, Шакир, успехов!

Мадина Ерик

 Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться