Шесть киберзащитников

Шесть киберзащитников

15:53 11 Октябрь 2017 11835

Шесть киберзащитников

Автор:

Жанболат Мамышев

Всего шесть человек обучаются по специальности «Кибербезопасность» в Казахстане.

О том, как в Казахстане повышается IT-компетентность, на очередном заседании правительства рассказал министр образования и науки Ерлан Сагадиев.

В настоящее время в 74 казахстанских вузах проходят обучение по IT-специальностям 33000 человек, в 300 колледжах – 24000 человек. Ежегодно вузами выпускается 10000 специалистов, колледжами – 8000.

Количество грантов по IT-специальностям в вузах ежегодно увеличивается, отмечает г-н Сагадиев. В этом году их число выросло на 1300 – до 5130 грантов из общего числа грантов по республике в 37000.

«То есть количество грантов растет. В рамках нового законопроекта по академической свободе с созданием реестра и ранжира IT-образовательных программ вместе с IT-ассоциациями и НПП планируется резкое обновление IT-образовательных программ по стране в вузах в следующем году. По стипендии «Болашак» по направлению «информационные технологии и системы» завершили обучение около тысячи студентов, или 10% от общей численности выпускников. Все они обучались в лучших университетах мира, многие из них работают в вузах, но основная масса все-таки работает в IT-секторе. Мы также начали обучать студентов по направлению «Кибербезопасность». Это новое направление, пока у нас обучаются только шесть человек, но ежегодно мы гранты будем увеличивать», – сказал он.

МОН предлагает привлекать к разработке и реализации образовательных программ зарубежные вузы и транснациональные корпорации. Также предлагается включить в перечень приоритетных специальностей программы «Болашак» на 2018 год специальность «Кибербезопасность».

Среди других мер: повышение квалификации преподавателей вузов в области IT; развитие академической мобильности для обучающихся по IT-специальностям, открытие центров компетенций, бизнес-инкубаторов, стартапов при вузах; разработка образовательных программ, связанных с «Атласом новых профессий»; открытие международного IT-университета в Астане; поэтапное увеличение госзаказа по IT-специальностям, в том числе целевых грантов для талантливой молодежи.

Астане нужен IT-вуз

Для активизации процессов в МОН предлагают открыть в Астане в сотрудничестве с одним из ведущих зарубежных вузов IT-университет. Это, полагают в министерстве, позволит вернуть в Казахстан часть уехавших ранее профильных специалистов.

«Что надо, Бакытжан Абдирович (премьер-министр РК Сагинтаев. – Прим. автора)? Гранты мы увеличиваем, программы мы будем обновлять, но нужно в Астане нам, кажется, открыть большой IT-вуз, желательно с ведущим иностранным вузом. Нам и педагогический нужен, и медицинский нужен – в Астане вузов в принципе не хватает, и в стране не хватает IT-специалистов. Этот вуз, кстати, можно было бы использовать вместе с IT-хабом как платформу для возврата IT-специалистов назад в Казахстан. Такое поручение у нас тоже есть», – сказал Ерлан Сагадиев.

Что касается подъема IT-компетенции всех студентов в целом, то с прошлого года студенты всех специальностей: и медики, и аграрии, и педагоги – должны изучать дисциплину «Информационно-коммуникационные технологии» в объеме трех кредитов на английском языке во всех вузах страны.

«Это в будущем даст нам повышение IT-компетенции всех отраслей. Возможно, количество кредитов надо будет увеличивать, но по мере роста количества преподавателей», – сказал министр.

В колледжах госзаказ по IT-специалистам составлял в прошлом году 3500 грантов, в этом году – 4700.

«Эта работа будет нами продолжена. По контенту мы внедряем новые образовательные программы по международным стандартам», – сказал он, отметив, что с этого года часть программы преподается «там, где это возможно» на английском языке.

«В год где-то 100 IT-преподавателей готовится для колледжей, но это исходя из текущего финансирования. Это мы планируем пересмотреть. С 1 сентября по восьми IT-спецификациям запущены новые модульные программы в колледжах, согласованные с НПП «Атамекен». Это дает возможность выпускникам колледжей поступать в IT-вузы по сокращенной программе. Более того, в рамках программы продуктивной занятости, непрерывного образования, наверное, имеет смысл, чтобы все, кто пришел назад в колледж на краткосрочные курсы, прошли курс по IT. Сейчас эти курсы есть, но они не обязательны. Это достаточно большая работа. Надо будет нам все пересчитать и переутвердить. Это 350 тысяч слушателей за пять лет у нас в планах, и в плане непрерывного образования, и в плане компьютерной грамотности это даст большой сдвиг в стране», – отметил г-н Сагадиев.     

Министр отметил, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) основам программирования обучают в школах с первого класса.

«У нас предмет «Информатика» изучают с пятого класса, но со следующего года мы начинаем уже с третьего. Параллельно по поручению Аскара Куанышевича (вице-премьер Жумагалиев. – Прим. автора) министерство активно работает с экспертами по возможности внедрения обучения IT с первого класса. Сейчас готовятся проект и программа. Далее начнется широкое обсуждение с преподавательским составом, родителями и депутатами. Кроме того, в трех тысячах школ и дворцах школьников введен элективный курс по робототехнике», – сообщил Ерлан Сагадиев.

В настоящее время в школах стоит задача по оснащению классов соответствующей техникой. В прошлом году за счет акиматов и вузов было приобретено 400 полных комплектов для кабинетов. 5400 педагогов прошли курсы повышения квалификации, в том числе 730 – по робототехнике и IT.

В настоящее время в организациях технического и профессионального образования ведется обучение по направлению «информатика и вычислительная техника» в рамках двух специальностей: «Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)», которая включает восемь квалификаций, и «Информационные системы (по областям применения)» – три квалификации.

В рамках программы снижения информационного неравенства прошли повышение квалификации более 9700 преподавателей и мастеров производственного обучения. При спонсорском содействии компании Nurecom LTD в иностранных компаниях Pasco, Boxford, Promethean, LG прошли повышение квалификации 360 мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин и получили международный сертификат.

Во всех 16 регионах созданы учебные центры по применению интерактивного обучающего оборудования, где прошли повышение квалификации 3564 инженерно-педагогических работника. 

В сфере повышения IТ-компетентности в высшем образовании подготовка кадров ведется по специальностям «Информатика», «Информационные системы», «Автоматизация и управление», «Вычислительная техника и программное обеспечение», «Математическое и компьютерное моделирование», «Радиотехника, электроника и телекоммуникации» в 84 вузах и «Системы информационной безопасности» в семи вузах.

В рамках стипендии «Болашак» по направлению «Информационные технологии и системы» завершили обучение 951 человек, или 10,1% от общей численности выпускников, в том числе по программам: бакалавриат – 510, специалитет – 20, магистратура – 386, докторантура – 6, стажировка – 29. В настоящее время 59 человек по направлению «Информационные технологии и системы» проходят обучение по программам магистратуры в США, Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Сингапуре, Австралии, Канаде, Германии, Японии и России.

С 2016 года в стандарт бакалавриата в обязательный компонент цикла общеобразовательных дисциплин включена дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии на английском языке». В этой связи разработан базовый учебник по данной дисциплине. 300 преподавателей вузов по информатике прошли усиленные языковые курсы.

Образовательные программы вузов разрабатываются вузами самостоятельно в рамках действующих стандартов. Вместе с тем к разработке образовательных программ привлекаются зарубежные вузы-партнеры и работодатели. В 2015 и 2016 годах 11 базовых вузов – участников государственной программы индустриально-инновационного развития разработали 48 инновационных образовательных программ.

С начала 2017/18 учебного года все вузы обновили образовательные программы с учетом утвержденных 10 профессиональных стандартов в сфере IТ.

Также получает распространение обучение в онлайн-режиме. Так, восемь университетов создали консорциум на базе КазНУ имени Аль-Фараби по продвижению МООК (массовые открытые онлайн-курсы). В текущем году к данному консорциуму присоединились еще четыре вуза.

Жанболат Мамышев

Материалы по теме:

kitaj-zaezzhaet-v-kazahstan-na-gibridnyh-avtobusah

glava-«sk-farmacii»-podozrevaetsya-v-hishenii-1-8-milliar

evro-2019-kazahstan-otpustil-bolgar-s-mirom

shkolnikov-odeli-v-nelegalnoe

ravnenie-na-ipoteku

загрузка

×