Шторм ли на Черном море является помехой для ремонта терминала КТК?

2947

Пока надежды министра энергетики Болата Акчулакова на скорейшее восстановление поставок казахстанской нефти по КТК не оправдываются, соседний с КТК терминал, несмотря на продолжающийся шторм, продолжает работу, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на эксперта.

Шторм ли на Черном море является помехой для ремонта терминала КТК?

Минэнерго в ожидании

На прошлой неделе, 15 апреля, день, которого с надеждой ожидали казахстанские нефтяники, солидная делегация во главе с заместителем председателя НК "КазМунайГаз" Данияром Берлибаевым прилетела в Белокаменную, чтобы обсудить ситуацию с остановкой КТК и прояснить для себя перспективу своих дальнейших действий.

Казахстанский десант уважаемых нефтяников встретился с гендиректором КТК-Р Н Николаем Горбанем, который огорошил их тем, что по состоянию на 14 апреля 2022 года капитаном порта Новороссийск было выдано 107 штормовых предупреждений.

Две недели назад министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков был настроен более оптимистично и уверял казахстанских журналистов и общественность республики, что ремонтные работы на КТК, согласно информации российской стороны, должны завершиться к середине апреля и за этот срок потери Казахстана будут не столько значительны.

Однако сроки ремонтных работ не то что затягиваются, но они и не начинались даже. Ранее Акчулаков заявлял, что будет надеяться на улучшение ситуации до 15 апреля.

"Однако интересно то, что шторм никак не влияет на работу терминала Шесхарис, находящегося рядом с терминалом КТК", – заявил глава Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

Ранее Жуманулов утверждал, что единственное здравое решение – акционерам КТК, а это и иностранные компании, в том числе американский гигант Chevron, взять полное управление нефтепроводом на себя, исключив всех российских "аффилированных" сервисников на терминале КТК.

"Раз уж шторм не позволяет провести полноценный ремонт причальных устройств, участники встречи (в Москве) обсудили выплату дивидендов (в 2021 году акционерам было выплачено более $1,2 млрд). Первые выплаты 2022 года запланированы на май-июнь текущего года", – сообщил г-н Жумагулов.

Альтернатива и срочные меры

Таким образом, вопрос об альтернативных России маршрутов для Казахстана остается все еще актуальным, несмотря на более дорогие транспортные накладки.

Еще в начале 2000-х годов в минэнерго был разработан проект Казахстанской Каспийской системы транспортировки (ККСТ), решающий задачу диверсификации экспортных потоков. Он предполагал строительство на побережье Каспийского моря нефтеналивных терминалов, откуда нефть доставлялась бы в Азербайджан и далее уходила на мировые рынки по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).

Однако, как пояснил ранее журналистам министр энергетики Болат Акчулаков, на вхождение в БТД со своими объемами нужно время, не менее полугода, чтобы заключить договоры на гарантированные объемы поставки и на восстановление необходимых участков инфраструктуры.

А пока в срочном порядке казахстанская нефть направляется по другим имеющимся маршрутам.

Так, по данным Жумагулова, "Тенгизшвройл" часть нефти начал отправлять через Атырау – Самара 200-300 тыс. т в месяц и через ж/д перевозки (арендовали все доступные вагоны-цистерны) в порт Батуми 180 тыс. т в месяц.

Также в связи с перераспределением поставок нефти с системы "КТК-К" "КазТрансОйл" ожидает увеличения поставок с месторождений Кашаган и Карачаганак.

 В апреле объем экспорта карачаганакской нефти по участку Атырау – Самара запланирован на уровне 154,7 тыс. т, кашаганской нефти — 60 тыс. т. В Китай планируют экспортировать 40 тыс. т кашаганской нефти по нефтепроводу Атасу  Алашанькоу.

Тем временем в Казахстане за последние дни ежесуточная добыча нефти составила 225 тыс. тонн, что на 12% ниже показателей до ЧП на терминале КТК.

Как сообщалось ранее, во вторник министр финансов республики Ерулан Жамаубаев сообщил, что Казахстан может потерять от 100 млрд до 150 млрд тенге ($1 – 454,27 тенге).

"Точную цифру на данном этапе никто не может сказать, поскольку все зависит от того, за какой срок исправят эти нарушения. Будут ли дальше какие-то санкционные меры. А так, оценивается в пределах 100-150 млрд тенге. Если устранят быстро, естественно, тогда будет меньше. В пределах 100-150 млрд тенге. Это только по КТК", – сказал Жамаубаев в кулуарах правительства.

Кульпаш Конырова