Говорят, что в России две беды, и одна из них – плохие дороги. В Казахстане ситуация такая же, но у нас еще любят "полоскать" тех, кто эти плохие дороги строит и ремонтирует. Потому что многие дороги никакой критики не выдерживают, а порой складывается ситуация, что новая дорога оказывается намного хуже старой. В Щучинске так и получилось – благая цель оказалась загубленной еще на стадии ее реализации. Кто виноват? Сайт inbusiness.kz разобрался в ситуации.
Итак, улица Калинина в городе Щучинске Акмолинской области, по словам местных жителей, превратилась в испытательный полигон. Причем произошло это после прокладки водопровода, который местные жители выпрашивали очень долго. В итоге дождались – водопровод проложили, но радоваться благам цивилизации людям пришлось недолго. Ведь до водопровода воды не было вообще, а после его прокладки ее стало слишком много.
– Раньше здесь был отличный асфальт, еще со времен, наверное, Советского Союза, – рассказывает местный житель Петр Мельник. – Затем проложили водопровод, но вместе с этим водостоков не продумали или засыпали их. В итоге вода никуда не уходит, а остается на дороге.
Руководство города на многочисленные просьбы исправить дорогу после прокладки водопровода все же отреагировало, но довольно экстравагантно. Видимо, не желая тратить лишние средства, испорченное дорожное полотно решили засыпать дресвой. Как говорится ,дешево и сердито.
Справочно: дресва́ – терригенная псефитовая осадочная горная порода, образовавшаяся в результате механического разрушения горных пород, крупнообломочный несвязанный грунт, сформированный твердыми неокатанными частицами диаметром от 2 до 5 мм. Грунты, содержащие более 50% неокатанных частиц размером свыше 2 мм, называются дресвяными и дресвяником. В словаре Даля дресва – это "крупный песок, гравий, хрящ". Щебенистый и дресвяный грунты малосжимаемы, неустойчивы на склонах. Обладают высокой водопроницаемостью и малой влагоемкостью.
Странно, что местных чиновников и специалистов не смутил тот факт, что дресва никак не годится для исправления ситуации, сложившейся на улице Калинина в Щучинске. В этом нас заверил главный менеджер департамента технической политики и качества АО "Национальная компания "КазАвтоЖол" Нурмухамед Сапарымбет.
– В практике такое не применяется и не позволяется. Или если это временное явление, или уже совсем безвыходное положение. А так в дождливую погоду дресва просто размокает и превращается в глину, – заявил представитель НК "КазАвтоЖол"
– Раньше асфальт был черный, хороший. Теперь он желтый, а как только проходит дождь, становится почти невозможно здесь ходить, – продолжает Петр Мельник. – Приехали два КамАЗа, свалили здесь это все и якобы разровняли. Но данный материал проблему не решает, а только усугубляет ее, и никто эту проблему теперь решать не спешит.
В итоге получается, чтобы пройти или проехать, необходимо приложить немало усилий. Не справляются даже автомобилисты, которые, вытаскивая автомобили из очередной глиняной ловушки, используют штакетник из заборов местных жителей.
– Я скоро останусь без забора, у меня постоянно выламывают штакетник, чтобы подложить его под колеса и проехать дальше, – жалуется местная жительница Вера Волкова. – Всеми способами водители стараются проехать. Нам это уже очень надоело. Убедительная просьба: просим принять какие-то меры, сделать дорогу нормальной. Я однажды после дождя решила пройти здесь и в итоге оставила сапог, потому что его попросту засосало в глину и достать я его уже не смогла.
К слову, Щучинск находится в 70 км от Кокшетау и носит звание курортного города. Население – более 46 тысяч человек. Только в 2017 году эту курортную зону посетили 850 тысяч человек, в 2018-м – примерно 1,2 миллиона туристов. Статистика говорит о том, что с каждым годом количество туристов в Щучинско-Боровской зоне растет, но из года в год они наблюдают одну и ту же печальную картину.
Складывается ощущение, что водопровод сделали, лишь бы отчитаться. Точно по такому же принципу, скорее всего, восстанавливали дорожное покрытие. Видимо, качество работ зависит лишь от одного фактора – проезжают ли по той или иной дороге большие чиновники. Если ответ отрицательный, то и заморачиваться, скорее всего, не стоит.
Очень ждем ответа от местных властей на наш журналистский запрос. Крайне интересно, сколько средств освоено во время прокладки водопровода и последующего ремонта дороги, вернее, того, что от нее осталось.
Константин Харламов