/img/tv1.svg
RU KZ
Шымкент – центральноазиатская «столица» романса

Шымкент – центральноазиатская «столица» романса

В областном центре ЮКО прошел ежегодный, 19-й по счету, конкурс: «Казахская Романсиада».

15:47 29 Октябрь 2016 3068

Шымкент – центральноазиатская «столица» романса

Автор:

Единственный в Казахстане и странах Центральной Азии конкурс исполнителей романса стал уже одним из культурных брендов города. Музыкальный праздник, ежегодно собирающий участников из стран ближнего и дальнего зарубежья, неизменно проводится в октябре. Потому в Шымкенте говорят, что осень в городе немыслима без романса.

История конкурса: мероприятие из категории художественной самодеятельности, изначально проводимое на любительском уровне, переросло в престижное профессиональное состязание. В 1997 году редакция областной газеты «Южный Казахстан» организовала для читателей в стенах актового зала вечер романса. Его неожиданный успех привел к идее проведения целого конкурса русского романса. Сначала он проводился на городском, затем – с постепенным ростом желающих за пределами Шымкента – на областном и республиканском уровне.

С 2003 года шымкентский конкурс был включен в программу Московского международного конкурса исполнителей русского романса в официальном статусе регионального этапа (страны Центральной Азии) под названием «Казахская романсиада». Между тем, указанными географическим рамками она не ограничилась: за прошедшие годы в «Казахской Романсиаде» участвовали порядка тысячи исполнителей не только из Казахстана, но и из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, а также - Китая, Южной Кореи, Монголии, Беларуси, Украины, Польши.

Большую роль в становлении и укреплении конкурса сыграло участие, во всех смыслах этого слова, заслуженной артистки России, заслуженного деятеля искусств России, художественного руководителя международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» Галины Преображенской, которую неофициально именуют «матерью» Романсиады. Под ее непосредственным руководством на протяжении уже 13 лет проходит прослушивание и отбор участников, а также организация заключительного гала-концерта «Казахской романсиады».

В нынешнем XIX-м конкурсе «Казахской Романсиады» участвовал 41 вокалист в возрасте от 17 до 28 лет из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Конкурс проходил по номинациям «Русский романс» и «Казахский романс».

Имена победителей, дипломантов по различным номинациям и участников, удостоившихся специальных призов, были оглашены на завершающем мероприятии конкурса: гала-концерте, который является своеобразным творческим «отчетом» перед публикой.

В номинации «Надежда Романсиады», которой отмечают самых юных участников, в этом году удостоились дипломов трое шестнадцатилетних конкурсантов, все казахстанцы: Сания Нигметова, Мадина Оразбай и Нурканат Тапиев. Заместитель председателя Россотрудничества, консул Генерального консульства Российской Федерации в Алматы Ирина Переверзева вручила специальный приз - эксклюзивную серебряную ручку -12-летнему победителю «Детской романсиады-2016» шымкентцу Аманжолу Жолымбекову.

«Я была приятно удивлена – ребенку всего 12 лет, - отметила Переверзева. - Это как раз такой исполнитель, на кого мы надеемся, на чье искусство мы уповаем. В будущем мы очень рассчитываем на эту звездочку!».

Собственно, «Детская романсиада» для этого и была задумана – чтобы растить и готовить будущих участников взрослого конкурса, юную поросль, которая готова будет профессионально исполнять романсы. В этом детском конкурсе, проводимом в рамках «Казахской романсиады», участвуют учащиеся музыкальных и общеобразовательных школ в возрасте до 15 лет включительно.

Мольдыр Исаевой из Астаны был присвоен титул «Мисс Романсиада-16»: под ним подразумевается не банальное признание внешней красоты, а олицетворение одухотворенного образа нынешней романсиады. В номинации «За артистизм и обаяние» отметили двух узбекистанцев Хислатжона Комилова и Хабиба Рахматова. Третье место в номинации «Казахский романс» присудили Адису Ардинатову из Кыргызстана, второе и первое казахстанцам Нурсултану Шатырханулы и Айбеку Канатбеку.

Определить победителей по трем призовым местам в главной номинации – «Русский романс» - оказалось непросто. Председатель жюри признала, что сделать окончательную «расстановку», как всегда, было трудно, но всех наиболее достойных охватили той или иной премией. В итоге третье место получили Акбота Серикболова (Казахстан, Алматы), Сыргак Асанакунов (Кыргызстан, Бишкек) и Алымбай Каримбаев (Узбекистан, Нукус).

Второе место тоже дали троим конкурсантам: Айгерим Аманжоловой (Казахстан, Астана), Худжаназару Жумаеву (Узбекистан, Кашкадарьинская область) и Айдосу Иманжаппарову (Казахстан, Шымкент). Первое место присудили Улану Асамудинову из Бишкека и Азату Туранель из Астаны.

Преображенская считает, что любой конкурс можно считать по-настоящему состоявшимся только, когда присуждается Гран-при, а это бывает не каждый год. На «Казахской Романсиаде-2016» главной награды конкурса по единодушному решению жюри удостоился 23-летний Бекзод Давронов из Узбекистана (Самарканд).

В качестве победителя «Казахской Романсиады» в декабре он поедет в Москву участвовать в финале Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Именно в этом и состоит главная привлекательность шымкентского конкурса для молодых исполнителей: «Казахская Романсиада» стала признанной стартовой площадкой для выхода на большую сцену.

За прошедшие годы финалисты казахстанского конкурса не раз завоевывали в столице России призовые места, а потом достигали мировой славы.

«Этот конкурс особенный среди всех, что я знаю, - сказал по этому поводу член жюри, народный артист Узбекистана Аваз Раджабов. - Его победители поют в Венской опере, Ла Скала, Метрополитен Опера».

Комментируя общие итоги прошедшего конкурса, Галина Преображенская отметила хороший и достойный уровень всех конкурсантов.

«Достоинство общей картины доводит меня почти до слез: выходят мальчишки и девчонки, совсем юные, но все осмысленно поют, «ведут» образ, выражают чувства. Даже в Москве случается, что приходят исполнители с прекрасными голосами, но полным непониманием того, о чем поют. У вас же все пропущено через себя, это очень важно, и это основа успеха в романсе», - поделилась она.

При этом подчеркнув, что «Казахская Романсиада» всегда проходит роскошно и вместе с сибирским региональным этапом является самым мощным составляющим международного конкурса. Помимо этих двух, в расписании этого года также фигурируют «Гатчинская Романсиада» (Гатчина), Датская (Копенгаген), Марьинская (Москва, Марьино), Балканская (София), Европейская (Гамбург) и Средиземноморская (Сан-Марино).

Кстати, ранее Преображенская говорила, что именно «Казахская Романсиада» дала импульс для возникновения европейских дополнительных конкурсов: по ее примеру и подобию были организованы романсиады в других странах мира.

Однако роль «Казахской Романсиады», по ее словам, была и остается уникальной: «Ни на одном другом региональном этапе нет такого чуда, как романс на национальном языке. Появившись на конкурсе отдельной номинацией, казахский романс уже много лет идет рука об руку с русским романсом, и вместе они создают удивительный мост содружества, который сохраняется и расширяется с каждым годом. Каждый год я привожу с собой из Шымкента в Москву партитуры неизвестных нам потрясающих казахских романсов, и их открывает мир».

Явление миру жанра казахского романса, ежегодное открытие новых звезд и увеличение числа исполнителей романса, создание местной романсовой школы Галина Сергеевна считает самыми значимыми итогами существования конкурса в Шымкенте.

«За 19 лет «Казахская Романсиада» стала узнаваемой и авторитетной. И несмотря ни на какие кризисы, нестабильность Романсиада в Шымкенте остается незыблемой», - резюмировала она.

И эта важная константа, уверена Преображенская, не ограничивается сферой культуры: конкурс способствует укреплению межгосударственных связей, причем не только в пределах евразийского пространства.

«Сегодня мир во многом держится на культуре, - убеждена «мать» Романсиады. - И мы вместе, Россия и Казахстан, романсами, мастерством можем показать мощь и силу культуры, казахского и русского романса, - как это сделал Валерий Гергиев с симфоническим оркестром на руинах сирийской Пальмиры».

«Значение проведения этого конкурса велико, - сказала в свою очередь Ирина Переверзева. – Как консул Генконсульства Российской Федерации не могу не выразить отрадность того, что на романсиаду ежегодно приезжают молодые люди из разных регионов Казахстана и Средней Азии, которые поют по-русски, поют русский репертуар и при этом показывают уважение и тонкое понимание русской культуры».

Касаясь учрежденного Россотрудничеством приза, она пояснила, почему он каждый год меняется, но неизменно представляет собой изделие из серебра: «Серебро – это благородный металл, сохраняющий чистоту и приносящий удачу. Мы бы хотели, чтобы конкурсанты сохранили свой талант, чистоту голоса и духа».

Показалось, что наша собеседница не договорила: серебро можно назвать символом романса.

Лаура Копжасарова, Шымкент